Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   Особенности:

   - Обращение к образам и формам  античных литературы и искусства  как идеальному эстетическому  эталону.

   - В основу эстетики положены  принципы рационализма, который  утверждает взгляд на художественное  произведение как на создание  искусственное – сознательно  сотворённое, разумно организованное, логически построенное.

   - Образы в классицизме лишены  индивидуальных черт, так как  призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, непреходящие со временем признаки.

   Установлена строгая иерархия жанров, которые  делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Ведущий жанр – трагедия.

   Представителями классицизма в русской литературе были Тредиаковский В. К., Ломоносов  М. В., Сумароков А.П., Державин Г. В. Характерные особенности русского классицизма:

   - сатирическая направленность –  важное место занимают такие  жанры, как сатира, басня, комедия,  непосредственно обращённые к  конкретным явлениям русской  жизни;

   - преобладание национально-исторической тематики над античной;

   - высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Державина)

   - общий патриотический пафос русского  классицизма. 

   Сентиментализм –литературное направление, сложившиеся во второй половине 18 века. Сентиментализм противопоставлял классицизму повышенный интерес к человеческой личности (независимо от сословия), её чувствам и переживаниям, внутренней жизни. Большое значение для сентиментализма имели картины природы, на фоне которых с особой эмоциональностью раскрывалось состояние души героя. Основоположником сентиментализма в России был Карамзин Н. М. (повесть «Бедная Лиза»). Характерные особенности русского сентиментализма:

   - достаточно чётко выражены рационалистические  тенденции;

   - сильна нравоучительная установка;

   - просветительские тенденции;

   - совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие.

   Излюбленные жанры сентименталистов – элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы. 

   Романтизм – литературное направление, сложившиеся в конце 18 – начале 19 веков. Романтики, отвергая повседневную жизнь современного им цивилизованного общества как скучную и бесцветную, стремились ко всему необычному – мистике, фантастике, тайне. Низменному практицизму они противопоставляли возвышенные чувства и страсти, богатую духовную жизнь (искусство, философию, религию), стремление к идеалу. Для романтиков человек – малая вселенная, микрокосмос, яркая индивидуальность. Герой произведений романтизма – сильная, свободная, борющаяся с рутиной личность, исключительный герой в исключительных обстоятельствах.  Русские романтики обращались к устному народному творчеству, использовали фольклорные образы, сюжеты, средства художественной изобразительности (Жуковский «Светлана», Лермонтов «Мцыри»). Черты романтизма заметны в лирике Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, ранних рассказах Горького. 

   Реализм – литературное направление, следуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах. Главная задача писателя-реалиста – исследование социальных связей человека и общества. Центральный конфликт реалистической литературы – конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в динамике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-индивидуальнолм воплощении. (Пушкин "Борис Годунов", "Евгений Онегин"; Гоголь "Мёртвые души"; романы Тургенева, Л. Н. Толстого, Достоевского, Горького, рассказы Бунина, Куприна; Некрасов "Кому на Руси житьб хорошо" и др.). Наиболее важные стадии развития реализма как художественного метода: просветительский (Фонвизин, Крылов), критический (Гоголь, Тургенев, Толстой Л. Н., Достоевский, Чехов и др.), социалистический (Горький, Шолохов и др.).

   Признаки  реализма:

   - Художник изображает жизнь в  образах, соответствующих сути  явлений самой жизни.

   - Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

   - Познание действительности идёт  при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности (типические характеры в типической обстановке). Типизация характеров в реализме осуществляется через "правдивость деталей" в "конкретностях" условий бытия персонажей.

   - Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта.

   - Реалистическому искусству присуще  стремление рассматривать действительность  в развитии, способность обнаруживать  и запечатлевать возникновение  и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. 

   Модернизм – литературное направление первой половины 20 века, противопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жёсткой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, её несводимость к утомительному ряду причин и следствий. 

   Символизм – литературное течение конца 19 – начала 20 веков (первое и самое значительное модернистское течение), основным принципом которого является художественное выражение идей и образов посредством символов. Символисты избегали называть предмет прямо, а предпочитали намекать на его содержание  и смысл при помощи аллегории, метафоры, звукописи и т.д. Символизм принято делить на два течения – «старших» символистов, чьё творчество пришлось на 1890-е годы (Брюсов, Бальмонт, Мережковский) и «младших», начало творческой жизни которых выпало на 1900-е годы (Блок, Белый, Иванов и др.). 

   Акмеизм – течение в русской поэзии (модернизма) 10 – 20х годов 20 века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

   Акмеизм утвердился в теоретических работах  и художественной практике Н. С. Гумилёва. 

   Футуризм – авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10-20-х годов 20 века, основанное на ощущении краха традиционной культуры и стремлении осознать через искусство черты неведомого будущего. Поэты-футуристы отказывались от привычных художественных форм вплоть до разрушения естественного языка (деформация слова, разрушение синтаксиса, «телеграфный язык», введение в текст математических и музыкальных знаков и т.п.). В русском футуризме образовались две ветви: эгофутуризм (Северянин И.) и кубофутуризм (Маяковский). К футуризму примыкали также поэты, объединившиеся вокруг издательства «Центрифуга» (Пастернак, Асеев). 

   Постмодернизм – сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализма (конец 20 века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчёркивают "литературность" своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Ерофеев и др.) 

  1. Литературные  роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.
 

   Род литературы – исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении. Основные роды литературы - эпос (эпические произведения), лирика (лирические произведения), драма (драматические произведения). В пределах каждого рода выделяется множество видов, которые называются жанрами: в эпосе – эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня; в драматическом роде – трагедия, комедия, драма; в лирике – стихотворение, романс, послание, элегия. 

   Эпос – один из трёх литературных родов (наряду с лирикой и драмой), основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. Повествование в эпосе ведётся обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей.

   Эпос  – изображение действительности, авторское описание событий, развёртывающихся в пространстве и во времени, повествование  о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках. 

   Лирика  – один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Это вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события или факта, тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, но не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц. Лирика отражает отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

   Лирика  – субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. 

   Драма – 1. Один из родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма предназначается для постановки на сцене. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие, иногда действие-поступок, выраженное в ремарках, иногда действие-слово. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики). Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки, атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками. Природа сюжета драмы своеобразна – он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и т.п.).

   Драма – отражение жизни в действиях, совершающихся в настоящем.

   2. Драматический жанр, представляющий собой пьесу с острым конфликтом, находящим в финале своё, но отнюдь не трагедийное или комедийное разрешение. Драма как жанр соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому её часто называют средним жанром. Выделяют бытовую, психологическую, символическую, героическую, романтическую, социально-философскую драму. Примером драмы в русской литературе может быть «Гроза» Островского, «На дне» Горького. 

   Жанр – исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения. В современном литературоведении термин употребляется для обозначения литературных видов, на которые делится род. Например, эпические жанры – роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т.д. К лирическим жанрам относятся ода, дружеское послание, эпиграмма, элегия, сатира, сонет и т.д. К драматическим трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и т.д. В классификации жанров важную роль играет историческое развитие литературы, проявившееся в литературных направлениях. Так, для классицизма и романтизма характерна строгая упорядоченность жанров, а внутри реалистического направления жёсткие жанровые системы практически не существуют (например, роман в стихах, поэма в прозе, стихотворение в прозе как синтетические формы). 

   Роман – эпический жанр, прозаическое произведение крупной формы, раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Это одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений: роман исторический, плутовской, рыцарский, любовный, психологический, философский, приключенческий, детективный, фантастический и т.д. Роман способен синтезировать самые различные жанровые тенденции и даже целые жанры. Например, «роман в стихах», роман-хроника, автобиографический роман, роман в письмах, роман-эпопея и т.д.

     Наиболее  значимые произведения в жанре романа были созданы в 19 веке – «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева, «Преступление и наказание» Достоевского, «Обломов» Гончарова и т.д. 

     (Роман  - большая форма эпического жанра литературы. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда лиц, отсюда – большой объём сравнительно с другими жанрами. В отличие от повести в романе основную организующую роль играет не манера изложения повествования, а сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление – сюжеты, воспроизводящие в хроникальной последовательности многообразные события ("История одного города" Салтыкова-Щедрина). Расцвет романа наступает в 19 веке, в 20 веке продолжается его развитие.) 

Информация о работе Теория и история литературы