Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное  народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
  Основные  особенности фольклора:
  - устная форма бытования;
Особенности:
   - 
Обращение к образам и формам 
античных литературы и 
   - 
В основу эстетики положены 
принципы рационализма, который 
утверждает взгляд на 
- Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, непреходящие со временем признаки.
Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Ведущий жанр – трагедия.
   Представителями 
классицизма в русской 
- сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращённые к конкретным явлениям русской жизни;
- преобладание национально-исторической тематики над античной;
- высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Державина)
   - 
общий патриотический пафос 
Сентиментализм –литературное направление, сложившиеся во второй половине 18 века. Сентиментализм противопоставлял классицизму повышенный интерес к человеческой личности (независимо от сословия), её чувствам и переживаниям, внутренней жизни. Большое значение для сентиментализма имели картины природы, на фоне которых с особой эмоциональностью раскрывалось состояние души героя. Основоположником сентиментализма в России был Карамзин Н. М. (повесть «Бедная Лиза»). Характерные особенности русского сентиментализма:
   - 
достаточно чётко выражены 
   - 
сильна нравоучительная 
- просветительские тенденции;
   - 
совершенствуя литературный 
   Излюбленные 
жанры сентименталистов – элегия, 
послание, эпистолярный роман (роман в 
письмах), путевые заметки, дневники и 
другие виды прозы, в которых преобладают 
исповедальные мотивы. 
   Романтизм 
– литературное направление, сложившиеся 
в конце 18 – начале 19 веков. Романтики, 
отвергая повседневную жизнь современного 
им цивилизованного общества как скучную 
и бесцветную, стремились ко всему необычному 
– мистике, фантастике, тайне. Низменному 
практицизму они противопоставляли возвышенные 
чувства и страсти, богатую духовную жизнь 
(искусство, философию, религию), стремление 
к идеалу. Для романтиков человек – малая 
вселенная, микрокосмос, яркая индивидуальность. 
Герой произведений романтизма – сильная, 
свободная, борющаяся с рутиной личность, 
исключительный герой в исключительных 
обстоятельствах.  Русские романтики 
обращались к устному народному творчеству, 
использовали фольклорные образы, сюжеты, 
средства художественной изобразительности 
(Жуковский «Светлана», Лермонтов «Мцыри»). 
Черты романтизма заметны в лирике Пушкина, 
Лермонтова, Тютчева, Фета, ранних рассказах 
Горького. 
Реализм – литературное направление, следуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах. Главная задача писателя-реалиста – исследование социальных связей человека и общества. Центральный конфликт реалистической литературы – конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в динамике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-индивидуальнолм воплощении. (Пушкин "Борис Годунов", "Евгений Онегин"; Гоголь "Мёртвые души"; романы Тургенева, Л. Н. Толстого, Достоевского, Горького, рассказы Бунина, Куприна; Некрасов "Кому на Руси житьб хорошо" и др.). Наиболее важные стадии развития реализма как художественного метода: просветительский (Фонвизин, Крылов), критический (Гоголь, Тургенев, Толстой Л. Н., Достоевский, Чехов и др.), социалистический (Горький, Шолохов и др.).
Признаки реализма:
- Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
- Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
   - 
Познание действительности 
- Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта.
   - 
Реалистическому искусству 
   Модернизм 
– литературное направление первой половины 
20 века, противопоставившее себя реализму 
и объединившее в себе множество течений 
и школ с весьма разнообразной эстетической 
ориентацией. Вместо жёсткой связи характеров 
и обстоятельств модернизм утверждает 
самоценность и самодостаточность человеческой 
личности, её несводимость к утомительному 
ряду причин и следствий. 
   Символизм 
– литературное течение конца 19 – начала 
20 веков (первое и самое значительное модернистское 
течение), основным принципом которого 
является художественное выражение идей 
и образов посредством символов. Символисты 
избегали называть предмет прямо, а предпочитали 
намекать на его содержание  и смысл 
при помощи аллегории, метафоры, звукописи 
и т.д. Символизм принято делить на два 
течения – «старших» символистов, чьё 
творчество пришлось на 1890-е годы (Брюсов, 
Бальмонт, Мережковский) и «младших», начало 
творческой жизни которых выпало на 1900-е 
годы (Блок, Белый, Иванов и др.). 
Акмеизм – течение в русской поэзии (модернизма) 10 – 20х годов 20 века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.
   Акмеизм 
утвердился в теоретических работах 
и художественной практике Н. С. Гумилёва. 
   Футуризм 
– авангардистское направление в европейском 
и русском искусстве 10-20-х годов 20 века, 
основанное на ощущении краха традиционной 
культуры и стремлении осознать через 
искусство черты неведомого будущего. 
Поэты-футуристы отказывались от привычных 
художественных форм вплоть до разрушения 
естественного языка (деформация слова, 
разрушение синтаксиса, «телеграфный 
язык», введение в текст математических 
и музыкальных знаков и т.п.). В русском 
футуризме образовались две ветви: эгофутуризм 
(Северянин И.) и кубофутуризм (Маяковский). 
К футуризму примыкали также поэты, объединившиеся 
вокруг издательства «Центрифуга» (Пастернак, 
Асеев). 
   Постмодернизм 
– сложный комплекс мировоззренческих 
установок и культурных реакций в эпоху 
идеологического и эстетического плюрализма 
(конец 20 века). Постмодернистское мышление 
принципиально антииерархично, противостоит 
идее мировоззренческой цельности, отвергает 
возможность овладения реальностью при 
помощи единого метода или языка описания. 
Писатели-постмодернисты считают литературу 
прежде всего фактом языка, поэтому не 
скрывают, а подчёркивают "литературность" 
своих произведений, сочетают в одном 
тексте стилистику разных жанров и разных 
литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, 
Д. Пригов, В. Пелевин, В. Ерофеев и др.) 
   Род 
литературы – исторически сложившийся 
способ воспроизведения действительности 
в художественном произведении. Основные 
роды литературы - эпос (эпические произведения), 
лирика (лирические произведения), драма 
(драматические произведения). В пределах 
каждого рода выделяется множество видов, 
которые называются жанрами: в эпосе 
– эпопея, былина, сказка, роман, повесть, 
поэма, рассказ, очерк, басня; в драматическом 
роде – трагедия, комедия, драма; в лирике 
– стихотворение, романс, послание, элегия. 
Эпос – один из трёх литературных родов (наряду с лирикой и драмой), основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. Повествование в эпосе ведётся обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей.
   Эпос 
– изображение 
Лирика – один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Это вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события или факта, тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, но не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц. Лирика отражает отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.
   Лирика 
– субъективное изображение действительности: 
отдельных состояний, мыслей, чувств, 
впечатлений автора, вызванных теми 
или иными обстоятельствами, впечатлениями. 
Драма – 1. Один из родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма предназначается для постановки на сцене. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие, иногда действие-поступок, выраженное в ремарках, иногда действие-слово. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики). Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки, атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками. Природа сюжета драмы своеобразна – он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и т.п.).
Драма – отражение жизни в действиях, совершающихся в настоящем.
   2. 
Драматический жанр, представляющий собой 
пьесу с острым конфликтом, находящим 
в финале своё, но отнюдь не трагедийное 
или комедийное разрешение. Драма как 
жанр соединяет в себе трагическое и комическое 
начала, поэтому её часто называют средним 
жанром. Выделяют бытовую, психологическую, 
символическую, героическую, романтическую, 
социально-философскую драму. Примером 
драмы в русской литературе может быть 
«Гроза» Островского, «На дне» Горького. 
   Жанр 
– исторически сложившийся и развивающийся 
тип художественного произведения. В современном 
литературоведении термин употребляется 
для обозначения литературных 
видов, на которые делится 
род. Например, эпические жанры – роман, 
повесть, рассказ, новелла, очерк и т.д. 
К лирическим жанрам относятся ода, дружеское 
послание, эпиграмма, элегия, сатира, сонет 
и т.д. К драматическим трагедия, комедия, 
драма, мелодрама, водевиль и т.д. В классификации 
жанров важную роль играет историческое 
развитие литературы, проявившееся в литературных 
направлениях. Так, для классицизма и романтизма 
характерна строгая упорядоченность жанров, 
а внутри реалистического направления 
жёсткие жанровые системы практически 
не существуют (например, роман в стихах, 
поэма в прозе, стихотворение в прозе как 
синтетические формы). 
Роман – эпический жанр, прозаическое произведение крупной формы, раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Это одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений: роман исторический, плутовской, рыцарский, любовный, психологический, философский, приключенческий, детективный, фантастический и т.д. Роман способен синтезировать самые различные жанровые тенденции и даже целые жанры. Например, «роман в стихах», роман-хроника, автобиографический роман, роман в письмах, роман-эпопея и т.д.
     Наиболее 
значимые произведения в жанре романа 
были созданы в 19 веке – «Евгений 
Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» 
Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева, 
«Преступление и наказание» Достоевского, 
«Обломов» Гончарова и т.д. 
     (Роман 
- большая форма эпического жанра литературы. 
Его наиболее общие черты: изображение 
человека в сложных формах жизненного 
процесса, многолинейность сюжета, охватывающего 
судьбы ряда лиц, отсюда – большой объём 
сравнительно с другими жанрами. В отличие 
от повести в романе основную организующую 
роль играет не манера изложения повествования, 
а сюжет, развитие событий, которые относятся 
к большому периоду времени и позволяют 
полно показать целую человеческую жизнь, 
изобразить длительно протекающий процесс 
или сложное, многостороннее явление – 
сюжеты, воспроизводящие в хроникальной 
последовательности многообразные события 
("История одного города" Салтыкова-Щедрина). 
Расцвет романа наступает в 19 веке, в 20 
веке продолжается его развитие.)