Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Роман-эпопея – жанр эпоса, сочетающий в себе черты романа и эпопеи. Такое произведение с особой полнотой охватывает ту или иную историческую эпоху в многослойном сюжете. Судьба личности в её индивидуальных нравственных исканиях (черта романа) тесно связана с судьбами страны и народа (черта эпопеи); характеры формируются и эволюционируют под влиянием крупнейших исторических событий. К числу произведений этого жанра относятся «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова. 

     Повесть – «средний» по объёму и охвату жизненного материала жанр эпоса (наряду с «большим» жанром романа и «малым» жанром рассказа). Ведущим жанровым признаком повести является нравоописательность, т.е. преимущественное внимание писателей к изображению быта и нравов определённой социальной среды. Например, «Шинель» Гоголя, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. 

     (Повесть  занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Повесть эпически полно обрисовывает характер героя, взаимоотношения между личностью и обществом ("Выстрел", "Барышня-крестьянка" Пушкина, "Шинель" Гоголя). В повести и рассказе сильнее, чем в романе, выражено отношение автора к изображаемым явлениям.)  

     Рассказ – «малый» эпический жанр, отличающийся небольшим объёмом и сжатостью изображения явлений жизни. Как следствие – малое количество действующих лиц, кратковременность событий, простая композиция (в центре произведения лишь один эпизод из жизни главного героя). Рассказами являются такие произведения, как «Студент», «Человек в футляре», «Смерть чиновника» Чехова, «Чистый понедельник» Бунина, «Судьба человека» Шолохова. 

     Очерк – «малый» эпический жанр, основанный не на изображении конфликта, как жанр рассказа, а на описательном изображении какого-либо общественно или нравственно значимого явления или события. Выделяют путевой, документальный, портретный, «физиологический», психологический очерк. 

     Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже, философичнее. Притчевый характер носят легенды о Ларе и Данко («Старуха Изергиль» Горького), в которых автор затрагивает философскую проблему неординарной личности человека и её места в обществе. 

     Поэма – лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и пр. и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль.

     В зависимости от художественной позиции  автора и художественных приёмов  выделяются героические, романтические, лирико-психологические, философские, исторические и др. поэмы («Медный всадник» Пушкина, «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Двенадцать» Блока, «Реквием» Ахматовой). 

     Баллада – жанр лирической поэзии, повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета. В основе баллады лежит необычный случай, часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого. Особое развитие баллада получила в поэзии сентиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских баллад дали Пушкин («Песнь о вещем Олеге» и др.), Лермонтов («Бородино», «Спор», «Тамара» и др.), Толстой А., Брюсов и др.

     Жанр  баллады в поэзии советского периода  представлен произведениями Есенина («Баллада о двадцати шести») и др. 

     Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме или от лица автора («Я помню чудное мгновенье…» Пушкина), или от лица лирического героя («Я убит подо Ржевом…» Твардовского). 

     Элегия  – лирический жанр; стихотворение, в котором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бренности жизни. Например, «Вновь я посетил…» Пушкина, «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова, «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева и др.  

     (Элегия - стихотворение средней длины, чаще всего от первого лица, без отчётливой композиции, обычно печального содержания, преобладающая тематика – любовная. В русской литературе элегия появляется в 18 веке у Тредиаковского В., Сумарокова А. и расцветает в 19 веке у Жуковского и Батюшкова, Пушкина и Баратынского.) 

     Послание  – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам). Например, послания Пушкина «К другу стихотворцу», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину»; послания Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду», «Письмо к сестре» и др. 

     Эпиграмма – жанр сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Для эпиграммы характерна краткость, афористичность, личное отношение поэта к предмету осмеяния. Например, у Пушкина: 

     Полумилорд, полукупец,

     Полумудрец, полуневежда,

     Полуподлец, но есть надежда,

     Что полным будет наконец. 

     Ода – лирическое произведение, посвящённое изображению крупных исторических событий и лиц, затрагивающее значительные темы религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора. В оде использовалась высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории. Подлинного расцвета этот жанр поэзии достиг в 18 веке – в эпоху классицизма – в творчестве Ломоносова, Державина («Памятник»). В 19-20 веках жанр оды претерпел значительные изменения и в содержании, и в стиле. К оде обращались также Пушкин («Вольность»), Маяковский («Ода революции»), Мандельштам («Сумерки свободы») и др. 

     Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке.

     В итальянском сонете 14 стихов группируются в два четверостишия и два  трёхстишия. Примеры схем наиболее употребительного расположения рифм таковы:

     1) abba, abba, ccd, ede

     2) abba, abba, cdc, dee

     3) abba, abba, cdd, eed

     4) abab, abab, cdc, ede

     5) abab, abba, ccd, eed и т.д.

     Известна  и иная форма сонета, английская, она разработана Шекспиром: три  четверостишия и двустишие с  парной рифмовкой.

     Жанр  сонета предполагает строгую последовательность в раскрытии поэтической мысли: утверждение – сомнение – обобщение – вывод.

     Например, Пушкин создал три знаменитых сонета: «Суровый Дант не презирал сонета…», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Мадонна». 

     Комедия – один из основных видов (жанров) драмы как рода литературы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия формирует отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приёмам их борьбы. Комедия как особая форма комического наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки – юмор, иронию, сарказм, сатиру. Яркие примеры комедии в русской литературе – «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя; комедиями называли свои пьесы Грибоедов («Горе от ума») и Чехов («Вишнёвый сад»). 

     (Комедия – один из основных видов (жанров) драмы, в котором действие и характеры представлены в формах смешного.

     Комедия изображает порочное и безобразное  прежде всего как выражение внутренней человеческой неполноценности. Комические персонажи стоят как бы ниже окружающей действительности, лишаются разумной формы существования и действия. Отсюда гротеск, гипербола. Карикатура как средства комедийной характеристики. В комедии постоянно живёт положительный "герой" – смех, ниспровергающий безобразное и поднимающий над ним читателя.

     Различаются комедии положений, когда предпочтение отдаётся событиям, интриге, и комедии  характеров, когда источником смешного являются прежде всего характеры. Среди шедевров комедии преобладают пьесы, сочетающие в себе оба компонента.

     В русской комедии разоблачающий  смех пробуждал и трагические  прдчувствия, поскольку в ней  изображались глубинные социальные и национально-общественные явления. Белинский назвал "Ревизора" Гоголя одновременно и комедией, и трагедией.

     Для комедий характерно несоответствие, на основе которого вырастают такие  приёмы, как гипербола, гротеск, абсурд.

     Например, в "Женитьбе" Гоголя герой перед самой свадьбой выпрыгивает в окно, в "Ревизоре" ничтожного чиновника принимают за важную особу.) 

     Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряжённый, неразрешимый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий ведущие тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества. Отсюда укрупнённый, приподнятый характер обрисовки героя, призванного решать вопросы, имеющие всемирно-историческое значение. Трагедиями являются, например, «Гамлет» Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина. 

     (Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит напряжённый, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя. В трагедии ставятся проблемы человеческого бытия, движения истории ("Борис Годунов" Пушкина), неодолимости рока, земной любви. Трагедия одновременно заключает в себе и оптимизм.) 

   Драма - драматический жанр, представляющий собой пьесу с острым конфликтом, находящим в финале своё, но отнюдь не трагедийное или комедийное разрешение. Драма как жанр соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому её часто называют средним жанром. Выделяют бытовую, психологическую, символическую, героическую, романтическую, социально-философскую драму. Примером драмы в русской литературе может быть «Гроза» Островского, «На дне» Горького. 

   Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое). Следует различать фольклорную песню и песню как жанр письменной поэзии. В устном народном творчестве сложились следующие разновидности жанра песни: лирическая, историческая, шуточная, любовная, плясовая, обрядовая и календарная (подблюдная, масленичная, веснянка, жатвенная и т.д.) и др. В литературное произведение могут быть включены или собственно фольклорные песни («Песня девушек» в третьей главе «Евгения Онегина») или – чаще – стилизации фольклорных песен (песни в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Старинные казачьи песни органически входят в структуру романа Шолохова «Тихий Дон», символизируя общность судеб казачества всех времён. 

  1. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
 

   Авторская позиция – выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. Писатель оценивает изображённые им явления жизни в свете своих социально-политических, нравственных и эстетических взглядов. Он утверждает свой идеал в образах героев и во всём строе произведения. Взгляды писателя выражаются не только в положительных и отрицательных героях, но и в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, её прогрессивные тенденции. Писатель, как правило, стремится убедить читателя в верности и справедливости своих оценок, возбудить желание бороться за те идеалы, которые выражены в его произведении. 

   Тема – предмет художественного изображения, круг вопросов, событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении и скреплённых воедино авторским замыслом. Например, предметом изображения в лирике Лермонтова стало чувство одиночества лирического героя («Тучи», «Парус», «И скучно и грустно…» и т.д.). Важное значение в лирике Пушкина имеет тема свободы («Узник», «К Чаадаеву», «К морю» и т.д.).

   В отличие от лирических, эпические  и драматические произведения редко  бывают посвящены одной теме, чаще всего они политематичны, т.е. в  них затрагивается несколько  тем, волнующих автора. Например, в  повести «Капитанская дочка» Пушкин обращается к теме дворянского долга и чести, любви и дружбы, роли личности в истории и т.д. В таких случаях принято говорить о тематике произведения. 

Информация о работе Теория и история литературы