Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
Роман-эпопея
– жанр эпоса, сочетающий в себе черты
романа и эпопеи. Такое произведение с
особой полнотой охватывает ту или иную
историческую эпоху в многослойном сюжете.
Судьба личности в её индивидуальных нравственных
исканиях (черта романа) тесно связана
с судьбами страны и народа (черта эпопеи);
характеры формируются и эволюционируют
под влиянием крупнейших исторических
событий. К числу произведений этого жанра
относятся «Война и мир» Толстого, «Тихий
Дон» Шолохова.
Повесть
– «средний» по объёму и охвату жизненного
материала жанр эпоса (наряду с «большим»
жанром романа и «малым» жанром рассказа).
Ведущим жанровым признаком повести является
нравоописательность, т.е. преимущественное
внимание писателей к изображению быта
и нравов определённой социальной среды.
Например, «Шинель» Гоголя, «Один день
Ивана Денисовича» Солженицына.
(Повесть
занимает промежуточное положение между
рассказом и романом. Повесть эпически
полно обрисовывает характер героя, взаимоотношения
между личностью и обществом ("Выстрел",
"Барышня-крестьянка" Пушкина, "Шинель"
Гоголя). В повести и рассказе сильнее,
чем в романе, выражено отношение автора
к изображаемым явлениям.)
Рассказ
– «малый» эпический жанр, отличающийся
небольшим объёмом и сжатостью изображения
явлений жизни. Как следствие – малое
количество действующих лиц, кратковременность
событий, простая композиция (в центре
произведения лишь один эпизод из жизни
главного героя). Рассказами являются
такие произведения, как «Студент», «Человек
в футляре», «Смерть чиновника» Чехова,
«Чистый понедельник» Бунина, «Судьба
человека» Шолохова.
Очерк
– «малый» эпический жанр, основанный
не на изображении конфликта, как жанр
рассказа, а на описательном изображении
какого-либо общественно или нравственно
значимого явления или события. Выделяют
путевой, документальный, портретный,
«физиологический», психологический очерк.
Притча
– нравственное поучение в аллегорической
форме. По своему характеру притча близка
к басне, но смысл притчи всегда глубже,
философичнее. Притчевый характер носят
легенды о Ларе и Данко («Старуха Изергиль»
Горького), в которых автор затрагивает
философскую проблему неординарной личности
человека и её места в обществе.
Поэма – лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и пр. и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль.
В
зависимости от художественной позиции
автора и художественных приёмов
выделяются героические, романтические,
лирико-психологические, философские,
исторические и др. поэмы («Медный всадник»
Пушкина, «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасова, «Двенадцать» Блока, «Реквием»
Ахматовой).
Баллада – жанр лирической поэзии, повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета. В основе баллады лежит необычный случай, часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого. Особое развитие баллада получила в поэзии сентиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских баллад дали Пушкин («Песнь о вещем Олеге» и др.), Лермонтов («Бородино», «Спор», «Тамара» и др.), Толстой А., Брюсов и др.
Жанр
баллады в поэзии советского периода
представлен произведениями Есенина
(«Баллада о двадцати шести») и др.
Стихотворение
– небольшое лирическое произведение,
написанное в стихотворной форме или от
лица автора («Я помню чудное мгновенье…»
Пушкина), или от лица лирического героя
(«Я убит подо Ржевом…» Твардовского).
Элегия
– лирический жанр; стихотворение, в котором
выражаются преимущественно мотивы грусти,
одиночества, разочарования, размышления
о бренности жизни. Например, «Вновь я
посетил…» Пушкина, «И скучно и грустно…»,
«Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова,
«Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева
и др.
(Элегия
- стихотворение средней длины, чаще всего
от первого лица, без отчётливой композиции,
обычно печального содержания, преобладающая
тематика – любовная. В русской литературе
элегия появляется в 18 веке у Тредиаковского
В., Сумарокова А. и расцветает в 19 веке
у Жуковского и Батюшкова, Пушкина и Баратынского.)
Послание
– произведение, написанное в форме письма
или обращения к какому-либо лицу (лицам).
Например, послания Пушкина «К другу стихотворцу»,
«К Чаадаеву», «И. И. Пущину»; послания
Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине»,
«Письмо к деду», «Письмо к сестре» и др.
Эпиграмма
– жанр сатирической поэзии, небольшое
стихотворение, осмеивающее какое-либо
лицо или общественное явление. Для эпиграммы
характерна краткость, афористичность,
личное отношение поэта к предмету осмеяния.
Например, у Пушкина:
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что
полным будет наконец.
Ода
– лирическое произведение, посвящённое
изображению крупных исторических событий
и лиц, затрагивающее значительные темы
религиозно-философского содержания,
насыщенное торжественным тоном, патетическим
воодушевлением автора. В оде использовалась
высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории.
Подлинного расцвета этот жанр поэзии
достиг в 18 веке – в эпоху классицизма
– в творчестве Ломоносова, Державина
(«Памятник»). В 19-20 веках жанр оды претерпел
значительные изменения и в содержании,
и в стиле. К оде обращались также Пушкин
(«Вольность»), Маяковский («Ода революции»),
Мандельштам («Сумерки свободы») и др.
Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке.
В итальянском сонете 14 стихов группируются в два четверостишия и два трёхстишия. Примеры схем наиболее употребительного расположения рифм таковы:
1) abba, abba, ccd, ede
2) abba, abba, cdc, dee
3) abba, abba, cdd, eed
4) abab, abab, cdc, ede
5) abab, abba, ccd, eed и т.д.
Известна и иная форма сонета, английская, она разработана Шекспиром: три четверостишия и двустишие с парной рифмовкой.
Жанр сонета предполагает строгую последовательность в раскрытии поэтической мысли: утверждение – сомнение – обобщение – вывод.
Например,
Пушкин создал три знаменитых сонета:
«Суровый Дант не презирал сонета…», «Поэту»
(«Поэт! Не дорожи любовию народной…»),
«Мадонна».
Комедия
– один из основных видов (жанров) драмы
как рода литературы, изображающий такие
жизненные положения и характеры, которые
вызывают смех. Комедия формирует отрицательное
отношение к стремлениям, страстям действующих
лиц или к приёмам их борьбы. Комедия как
особая форма комического наиболее точно
улавливает и передаёт его важнейшие оттенки
– юмор, иронию, сарказм, сатиру. Яркие
примеры комедии в русской литературе
– «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя;
комедиями называли свои пьесы Грибоедов
(«Горе от ума») и Чехов («Вишнёвый сад»).
(Комедия – один из основных видов (жанров) драмы, в котором действие и характеры представлены в формах смешного.
Комедия изображает порочное и безобразное прежде всего как выражение внутренней человеческой неполноценности. Комические персонажи стоят как бы ниже окружающей действительности, лишаются разумной формы существования и действия. Отсюда гротеск, гипербола. Карикатура как средства комедийной характеристики. В комедии постоянно живёт положительный "герой" – смех, ниспровергающий безобразное и поднимающий над ним читателя.
Различаются комедии положений, когда предпочтение отдаётся событиям, интриге, и комедии характеров, когда источником смешного являются прежде всего характеры. Среди шедевров комедии преобладают пьесы, сочетающие в себе оба компонента.
В русской комедии разоблачающий смех пробуждал и трагические прдчувствия, поскольку в ней изображались глубинные социальные и национально-общественные явления. Белинский назвал "Ревизора" Гоголя одновременно и комедией, и трагедией.
Для комедий характерно несоответствие, на основе которого вырастают такие приёмы, как гипербола, гротеск, абсурд.
Например,
в "Женитьбе" Гоголя герой перед
самой свадьбой выпрыгивает в окно, в "Ревизоре"
ничтожного чиновника принимают за важную
особу.)
Трагедия
– один из видов драмы, в основе которого
лежит особо напряжённый, неразрешимый
конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью
героя. Содержание трагедии определяет,
как правило, конфликт, исключительный
по своей значимости, отражающий ведущие
тенденции общественно-исторического
развития, духовное состояние человечества.
Отсюда укрупнённый, приподнятый характер
обрисовки героя, призванного решать вопросы,
имеющие всемирно-историческое значение.
Трагедиями являются, например, «Гамлет»
Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина.
(Трагедия
– один из видов драмы, в основе которого
лежит напряжённый, непримиримый конфликт,
чаще всего оканчивающийся гибелью героя.
В трагедии ставятся проблемы человеческого
бытия, движения истории ("Борис Годунов"
Пушкина), неодолимости рока, земной любви.
Трагедия одновременно заключает в себе
и оптимизм.)
Драма
- драматический жанр, представляющий
собой пьесу с острым конфликтом, находящим
в финале своё, но отнюдь не трагедийное
или комедийное разрешение. Драма как
жанр соединяет в себе трагическое и комическое
начала, поэтому её часто называют средним
жанром. Выделяют бытовую, психологическую,
символическую, героическую, романтическую,
социально-философскую драму. Примером
драмы в русской литературе может быть
«Гроза» Островского, «На дне» Горького.
Песня
– небольшое лирическое произведение,
предназначенное для пения; обычно куплетное
(строфическое). Следует различать фольклорную
песню и песню как жанр письменной поэзии.
В устном народном творчестве сложились
следующие разновидности жанра песни:
лирическая, историческая, шуточная, любовная,
плясовая, обрядовая и календарная (подблюдная,
масленичная, веснянка, жатвенная и т.д.)
и др. В литературное произведение могут
быть включены или собственно фольклорные
песни («Песня девушек» в третьей главе
«Евгения Онегина») или – чаще – стилизации
фольклорных песен (песни в поэме Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»). Старинные
казачьи песни органически входят в структуру
романа Шолохова «Тихий Дон», символизируя
общность судеб казачества всех времён.
Авторская
позиция – выраженное в тексте отношение
автора к различным сторонам жизни, понимание
писателем характеров людей, событий,
идейных, философских и нравственных проблем.
Писатель оценивает изображённые им явления
жизни в свете своих социально-политических,
нравственных и эстетических взглядов.
Он утверждает свой идеал в образах героев
и во всём строе произведения. Взгляды
писателя выражаются не только в положительных
и отрицательных героях, но и в их взаимодействии,
борьбе, в том, как писатель понимает развитие
жизни, её прогрессивные тенденции. Писатель,
как правило, стремится убедить читателя
в верности и справедливости своих оценок,
возбудить желание бороться за те идеалы,
которые выражены в его произведении.
Тема – предмет художественного изображения, круг вопросов, событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении и скреплённых воедино авторским замыслом. Например, предметом изображения в лирике Лермонтова стало чувство одиночества лирического героя («Тучи», «Парус», «И скучно и грустно…» и т.д.). Важное значение в лирике Пушкина имеет тема свободы («Узник», «К Чаадаеву», «К морю» и т.д.).
В
отличие от лирических, эпические
и драматические произведения редко
бывают посвящены одной теме, чаще
всего они политематичны, т.е. в
них затрагивается несколько
тем, волнующих автора. Например, в
повести «Капитанская дочка» Пушкин
обращается к теме дворянского долга и
чести, любви и дружбы, роли личности в
истории и т.д. В таких случаях принято
говорить о тематике произведения.