Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное  народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
  Основные  особенности фольклора:
  - устная форма бытования;
     Роман-эпопея 
– жанр эпоса, сочетающий в себе черты 
романа и эпопеи. Такое произведение с 
особой полнотой охватывает ту или иную 
историческую эпоху в многослойном сюжете. 
Судьба личности в её индивидуальных нравственных 
исканиях (черта романа) тесно связана 
с судьбами страны и народа (черта эпопеи); 
характеры формируются и эволюционируют 
под влиянием крупнейших исторических 
событий. К числу произведений этого жанра 
относятся «Война и мир» Толстого, «Тихий 
Дон» Шолохова. 
     Повесть 
– «средний» по объёму и охвату жизненного 
материала жанр эпоса (наряду с «большим» 
жанром романа и «малым» жанром рассказа). 
Ведущим жанровым признаком повести является 
нравоописательность, т.е. преимущественное 
внимание писателей к изображению быта 
и нравов определённой социальной среды. 
Например, «Шинель» Гоголя, «Один день 
Ивана Денисовича» Солженицына. 
     (Повесть 
занимает промежуточное положение между 
рассказом и романом. Повесть эпически 
полно обрисовывает характер героя, взаимоотношения 
между личностью и обществом ("Выстрел", 
"Барышня-крестьянка" Пушкина, "Шинель" 
Гоголя). В повести и рассказе сильнее, 
чем в романе, выражено отношение автора 
к изображаемым явлениям.)  
     Рассказ 
– «малый» эпический жанр, отличающийся 
небольшим объёмом и сжатостью изображения 
явлений жизни. Как следствие – малое 
количество действующих лиц, кратковременность 
событий, простая композиция (в центре 
произведения лишь один эпизод из жизни 
главного героя). Рассказами являются 
такие произведения, как «Студент», «Человек 
в футляре», «Смерть чиновника» Чехова, 
«Чистый понедельник» Бунина, «Судьба 
человека» Шолохова. 
     Очерк 
– «малый» эпический жанр, основанный 
не на изображении конфликта, как жанр 
рассказа, а на описательном изображении 
какого-либо общественно или нравственно 
значимого явления или события. Выделяют 
путевой, документальный, портретный, 
«физиологический», психологический очерк. 
     Притча 
– нравственное поучение в аллегорической 
форме. По своему характеру притча близка 
к басне, но смысл притчи всегда глубже, 
философичнее. Притчевый характер носят 
легенды о Ларе и Данко («Старуха Изергиль» 
Горького), в которых автор затрагивает 
философскую проблему неординарной личности 
человека и её места в обществе. 
Поэма – лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и пр. и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль.
     В 
зависимости от художественной позиции 
автора и художественных приёмов 
выделяются героические, романтические, 
лирико-психологические, философские, 
исторические и др. поэмы («Медный всадник» 
Пушкина, «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» 
Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» 
Некрасова, «Двенадцать» Блока, «Реквием» 
Ахматовой). 
Баллада – жанр лирической поэзии, повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета. В основе баллады лежит необычный случай, часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого. Особое развитие баллада получила в поэзии сентиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских баллад дали Пушкин («Песнь о вещем Олеге» и др.), Лермонтов («Бородино», «Спор», «Тамара» и др.), Толстой А., Брюсов и др.
     Жанр 
баллады в поэзии советского периода 
представлен произведениями Есенина 
(«Баллада о двадцати шести») и др. 
     Стихотворение 
– небольшое лирическое произведение, 
написанное в стихотворной форме или от 
лица автора («Я помню чудное мгновенье…» 
Пушкина), или от лица лирического героя 
(«Я убит подо Ржевом…» Твардовского). 
     Элегия 
– лирический жанр; стихотворение, в котором 
выражаются преимущественно мотивы грусти, 
одиночества, разочарования, размышления 
о бренности жизни. Например, «Вновь я 
посетил…» Пушкина, «И скучно и грустно…», 
«Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова, 
«Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева 
и др.  
     (Элегия 
- стихотворение средней длины, чаще всего 
от первого лица, без отчётливой композиции, 
обычно печального содержания, преобладающая 
тематика – любовная. В русской литературе 
элегия появляется в 18 веке у Тредиаковского 
В., Сумарокова А. и расцветает в 19 веке 
у Жуковского и Батюшкова, Пушкина и Баратынского.) 
     Послание 
– произведение, написанное в форме письма 
или обращения к какому-либо лицу (лицам). 
Например, послания Пушкина «К другу стихотворцу», 
«К Чаадаеву», «И. И. Пущину»; послания 
Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине», 
«Письмо к деду», «Письмо к сестре» и др. 
     Эпиграмма 
– жанр сатирической поэзии, небольшое 
стихотворение, осмеивающее какое-либо 
лицо или общественное явление. Для эпиграммы 
характерна краткость, афористичность, 
личное отношение поэта к предмету осмеяния. 
Например, у Пушкина: 
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
     Что 
полным будет наконец. 
     Ода 
– лирическое произведение, посвящённое 
изображению крупных исторических событий 
и лиц, затрагивающее значительные темы 
религиозно-философского содержания, 
насыщенное торжественным тоном, патетическим 
воодушевлением автора. В оде использовалась 
высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории. 
Подлинного расцвета этот жанр поэзии 
достиг в 18 веке – в эпоху классицизма 
– в творчестве Ломоносова, Державина 
(«Памятник»). В 19-20 веках жанр оды претерпел 
значительные изменения и в содержании, 
и в стиле. К оде обращались также Пушкин 
(«Вольность»), Маяковский («Ода революции»), 
Мандельштам («Сумерки свободы») и др. 
Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке.
В итальянском сонете 14 стихов группируются в два четверостишия и два трёхстишия. Примеры схем наиболее употребительного расположения рифм таковы:
1) abba, abba, ccd, ede
2) abba, abba, cdc, dee
3) abba, abba, cdd, eed
4) abab, abab, cdc, ede
5) abab, abba, ccd, eed и т.д.
Известна и иная форма сонета, английская, она разработана Шекспиром: три четверостишия и двустишие с парной рифмовкой.
Жанр сонета предполагает строгую последовательность в раскрытии поэтической мысли: утверждение – сомнение – обобщение – вывод.
     Например, 
Пушкин создал три знаменитых сонета: 
«Суровый Дант не презирал сонета…», «Поэту» 
(«Поэт! Не дорожи любовию народной…»), 
«Мадонна». 
     Комедия 
– один из основных видов (жанров) драмы 
как рода литературы, изображающий такие 
жизненные положения и характеры, которые 
вызывают смех. Комедия формирует отрицательное 
отношение к стремлениям, страстям действующих 
лиц или к приёмам их борьбы. Комедия как 
особая форма комического наиболее точно 
улавливает и передаёт его важнейшие оттенки 
– юмор, иронию, сарказм, сатиру. Яркие 
примеры комедии в русской литературе 
– «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя; 
комедиями называли свои пьесы Грибоедов 
(«Горе от ума») и Чехов («Вишнёвый сад»). 
(Комедия – один из основных видов (жанров) драмы, в котором действие и характеры представлены в формах смешного.
Комедия изображает порочное и безобразное прежде всего как выражение внутренней человеческой неполноценности. Комические персонажи стоят как бы ниже окружающей действительности, лишаются разумной формы существования и действия. Отсюда гротеск, гипербола. Карикатура как средства комедийной характеристики. В комедии постоянно живёт положительный "герой" – смех, ниспровергающий безобразное и поднимающий над ним читателя.
Различаются комедии положений, когда предпочтение отдаётся событиям, интриге, и комедии характеров, когда источником смешного являются прежде всего характеры. Среди шедевров комедии преобладают пьесы, сочетающие в себе оба компонента.
В русской комедии разоблачающий смех пробуждал и трагические прдчувствия, поскольку в ней изображались глубинные социальные и национально-общественные явления. Белинский назвал "Ревизора" Гоголя одновременно и комедией, и трагедией.
Для комедий характерно несоответствие, на основе которого вырастают такие приёмы, как гипербола, гротеск, абсурд.
     Например, 
в "Женитьбе" Гоголя герой перед 
самой свадьбой выпрыгивает в окно, в "Ревизоре" 
ничтожного чиновника принимают за важную 
особу.) 
     Трагедия 
– один из видов драмы, в основе которого 
лежит особо напряжённый, неразрешимый 
конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью 
героя. Содержание трагедии определяет, 
как правило, конфликт, исключительный 
по своей значимости, отражающий ведущие 
тенденции общественно-исторического 
развития, духовное состояние человечества. 
Отсюда укрупнённый, приподнятый характер 
обрисовки героя, призванного решать вопросы, 
имеющие всемирно-историческое значение. 
Трагедиями являются, например, «Гамлет» 
Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина. 
     (Трагедия 
– один из видов драмы, в основе которого 
лежит напряжённый, непримиримый конфликт, 
чаще всего оканчивающийся гибелью героя. 
В трагедии ставятся проблемы человеческого 
бытия, движения истории ("Борис Годунов" 
Пушкина), неодолимости рока, земной любви. 
Трагедия одновременно заключает в себе 
и оптимизм.) 
   Драма 
- драматический жанр, представляющий 
собой пьесу с острым конфликтом, находящим 
в финале своё, но отнюдь не трагедийное 
или комедийное разрешение. Драма как 
жанр соединяет в себе трагическое и комическое 
начала, поэтому её часто называют средним 
жанром. Выделяют бытовую, психологическую, 
символическую, героическую, романтическую, 
социально-философскую драму. Примером 
драмы в русской литературе может быть 
«Гроза» Островского, «На дне» Горького. 
   Песня 
– небольшое лирическое произведение, 
предназначенное для пения; обычно куплетное 
(строфическое). Следует различать фольклорную 
песню и песню как жанр письменной поэзии. 
В устном народном творчестве сложились 
следующие разновидности жанра песни: 
лирическая, историческая, шуточная, любовная, 
плясовая, обрядовая и календарная (подблюдная, 
масленичная, веснянка, жатвенная и т.д.) 
и др. В литературное произведение могут 
быть включены или собственно фольклорные 
песни («Песня девушек» в третьей главе 
«Евгения Онегина») или – чаще – стилизации 
фольклорных песен (песни в поэме Некрасова 
«Кому на Руси жить хорошо»). Старинные 
казачьи песни органически входят в структуру 
романа Шолохова «Тихий Дон», символизируя 
общность судеб казачества всех времён. 
   Авторская 
позиция – выраженное в тексте отношение 
автора к различным сторонам жизни, понимание 
писателем характеров людей, событий, 
идейных, философских и нравственных проблем. 
Писатель оценивает изображённые им явления 
жизни в свете своих социально-политических, 
нравственных и эстетических взглядов. 
Он утверждает свой идеал в образах героев 
и во всём строе произведения. Взгляды 
писателя выражаются не только в положительных 
и отрицательных героях, но и в их взаимодействии, 
борьбе, в том, как писатель понимает развитие 
жизни, её прогрессивные тенденции. Писатель, 
как правило, стремится убедить читателя 
в верности и справедливости своих оценок, 
возбудить желание бороться за те идеалы, 
которые выражены в его произведении. 
Тема – предмет художественного изображения, круг вопросов, событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении и скреплённых воедино авторским замыслом. Например, предметом изображения в лирике Лермонтова стало чувство одиночества лирического героя («Тучи», «Парус», «И скучно и грустно…» и т.д.). Важное значение в лирике Пушкина имеет тема свободы («Узник», «К Чаадаеву», «К морю» и т.д.).
   В 
отличие от лирических, эпические 
и драматические произведения редко 
бывают посвящены одной теме, чаще 
всего они политематичны, т.е. в 
них затрагивается несколько 
тем, волнующих автора. Например, в 
повести «Капитанская дочка» Пушкин 
обращается к теме дворянского долга и 
чести, любви и дружбы, роли личности в 
истории и т.д. В таких случаях принято 
говорить о тематике произведения.