Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное  народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
  Основные  особенности фольклора:
  - устная форма бытования;
   Тематика 
– система взаимосвязанных тем художественного 
произведения. 
   Идея 
– главная мысль художественного произведения, 
выражающая отношение автора к действительности. 
Понять идею произведения можно только 
в совокупности и взаимодействии всех 
художественных образов произведения. 
Например, главной идеей стихотворения 
Пушкина «Арион» является верность лирического 
героя идеалам декабризма. 
   Проблема 
– вопрос, поставленный в литературном 
произведении и требующий разрешения. 
Бывают социальные, философские, нравственные, 
психологические проблемы. 
   Проблематика 
– это совокупность поставленных автором 
в произведении проблем. Виды проблематики  
в художественном произведении: социально-политическая, 
нравственно-этическая, национально-историческая, 
философская и др. 
Сюжет – совокупность событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажа в сменяющих друг друга обстоятельствах. Сюжет является организующим началом большинства эпических и драматических произведений. Он может присутствовать и в лирических произведениях (предельно сжатый, скупо детализированный): «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина; «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» Некрасова и т.д. Сюжеты воссоздают жизненные противоречия: без конфликта в жизни героев трудно представить себе достаточно выраженный сюжет (например, «Песня про купца Калашникова…» Лермонтова, роман «Отцы и дети» Тургенева, драма «Гроза» Островского).
   Сюжет 
состоит из организованных разными 
способами эпизодов. Вместе с тем 
сюжет представляет собой целостное, 
завершённое событие, имеющее начало, 
середину и конец, иначе – экспозицию, 
завязку, развитие действия, кульминацию 
и развязку. В крупном произведении, как 
правило, содержится несколько сюжетных 
линий, которые или переплетаются, или 
сливаются, или развиваются параллельно 
(например, в «Преступлении и наказании» 
Достоевского, «Войне и мире» Толстого, 
в «Тихом Доне» Шолохова, «Мастере и Маргарите» 
Булгакова. 
Композиция – совокупность приёмов и средств, использованных автором для построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений.
Композиция включает в себя расстановку персонажей; порядок сообщения о событиях в сюжете (композиция сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приёмов повествования (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.
Особенно значимыми в художественном произведении могут быть хронологические перестановки отдельных событий (Лермонтов «Герой нашего времени»). Важным для понимания авторского замысла и идеи произведения могут быть такие композиционные приёмы, как умолчание или узнавание, задержанная экспозиция, отсутствие экспозиции или развязки.
   Выделяются 
следующие виды композиции: вершинная 
(«Цыганы» Пушкина), зеркальная («Евгений 
Онегин» Пушкина), кольцевая («Тройка» 
Некрасова), открытая («Дама с собачкой» 
Чехова), концентрическая («Отцы и дети» 
Тургенева). 
(Композиция – построение художественного произведения, организация образов, их связей и отношений, характеризующие жизненный процесс, показанный в произведении.
   Композиционный 
план может меняться (Пушкин неоднократно 
перестраивал форму плана "Евгения 
Онегина"). Автор иногда даёт предысторию 
героя сразу ("Капитанская дочка"), 
иногда потом. Самая первая фраза "Ревизора" 
Гоголя является завязкой комедии, кульминация 
и развязка даны одновременно в немой 
сцене.) 
Экспозиция – предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Может располагаться как в начале, так и в середине или в конце произведения. Различают задержанную, рассеянную, подробную, прямую экспозицию.
   Например, 
в поэме «Мёртвые души» Гоголя 
экспозиция задержанная: пояснение 
исторической и бытовой обстановки 
дано после завязки действия, а 
сведения о Чичикове, главном действующем 
лице, - в конце повествования; писатель 
сначала показал поступки Чичикова, а 
потом объяснил, в каких условиях мог вырасти 
такой человек. 
   Завязка 
– начало противоречия (конфликта), составляющего 
основу сюжета, исходный эпизод, момент, 
определяющий последующее развёртывание 
действия художественного произведения. 
Обычно завязка даётся в начале произведения, 
но может быть введена и в другом месте. 
Например, о решении Чичикова (Гоголь «Мёртвые 
души») скупать души умерших крестьян 
сообщается в конце первого тома поэмы. 
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. Так, в рассказе Шолохова «Судьба человека» кульминационными эпизодами являются те, в которых герой узнаёт о гибели своей семьи.
   В 
литературном произведении может быть 
несколько кульминационных моментов. 
Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» 
в сюжетной линии Евгений Базаров – Паве 
Петрович Кирсанов кульминацией является 
сцена дуэли. В сюжетной линии Базаров 
–Одинцова кульминационной является 
сцена, когда герой признаётся Анне Сергеевне 
в любви и бросается к ней в порыве страсти. 
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» 
и в поэме Твардовского «Василий Тёркин» 
каждая глава имеет свою кульминацию. 
Развязка – элемент сюжета, предполагающий исход событий, решение противоречий (конфликта) между героями. Обычно развязка располагается в конце произведения, но иногда, в соответствии с замыслом автора, в середине и даже в начале (например, в рассказе Бунина «Лёгкое дыхание»). В комедии Грибоедова «Горе от ума» развязкой является сцена после бала в доме Фамусова, в которой завершается (хотя и не разрешается) конфликт Чацкого с фамусовским обществом.
   Иногда 
развязка указывает на неразрешимость 
основного конфликта, в этом случае 
говорят об открытом финале произведения 
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Вишнёвый 
сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова). 
   Эпилог 
– заключительная часть художественного 
произведения, в которой рассказывается 
о дальнейшей судьбе героев после изображённых 
событий. Например, роман Достоевского 
«Преступление и наказание» завершается 
эпилогом, в котором автор показывает 
Раскольникова через полтора года после 
описанных в основной части событий. Он 
на каторге, рядом с ним Соня Мармеладова. 
Кратко рассказывается о судьбах близких 
Раскольникова – матери, сестры Дуни, 
Разумихина. Большой эпилог, состоящий 
из двух частей (историческая жизнь страны 
и частная жизнь героев через семь лет), 
завершает роман-эпопею Толстого «Война 
и мир». Эпилог «Мастера и Маргариты» рассказывает 
читателю, что происходит с героями романа 
после того, как Воланд покидает Москву. 
Мы узнаём об облавах на несчастных котов 
и преследованиях подозрительных граждан, 
судьбах Лиходеева, Варенухи, Николая 
Ивановича и, конечно же, поэта Бездомного, 
превратившегося в почтенного профессора 
истории Понырева, который продолжает 
оставаться под магическим воздействием 
мистериальной истории. 
   Лирическое 
отступление (авторское 
отступление) – форма авторской речи; 
слово автора-повествователя, отвлекающееся 
от сюжетного описания событий для их 
комментирования и оценки или по иным 
поводам, прямо не связанным с действием 
произведения. Лирические отступления 
характерны для лиро-эпических произведений, 
отступления в эпических произведениях 
называют авторскими. Например, лирические 
отступления есть в «Евгении Онегине» 
Пушкина, «Мёртвых душах» Гоголя, авторские 
– в «Войне и мире» Толстого, «Василии 
Тёркине» Твардовского. 
   Конфликт 
– столкновение, борьба, на котрых построено 
развитие сюжета в художественном произведении. 
В драме конфликт является главной силой, 
пружиной, движущей развитие драматургического 
действия, и основным средством раскрытия 
характеров. В художественных произведениях 
нередко наблюдается сочетание «внешнего» 
конфликта – борьбы героя с противостоящими 
ему силами – с «внутренними», психологическими 
конфликтами – борьбой героя с самим собой, 
со своими заблуждениями, слабостями. 
Так, Евгений Онегин (Пушкин «Евгений Онегин») 
вступает в конфликт с дворянской средой 
и провинциальными помещиками, с другими 
персонажами – Ленским, Татьяной Лариной; 
наконец, с самим собой, пытаясь избавиться 
от хандры, внутреннего недовольства. 
Образ автора – носитель авторской (не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении.
   В 
драматургическом произведении авторская 
речь сведена к минимуму: ремарки, 
описание обстановки, как правило, не звучат 
на сцене и не имеют самостоятельного 
значения. В лирике речь мотивирована 
чаще всего переживанием лирического 
героя. В прзе на первом плане – речь персонажей, 
мотивированная их свойствами и сюжетными 
ситуациями, но многое в речевой структуре 
произведения относится к авторской речи. 
Част речь, не связанная с образами действующих 
лиц, в прозе персонифицируется, то есть, 
передаётся определённому лицу-рассказчику; 
в этом случае она мотивирована только 
чертами его индивидуальности, так как 
в сюжет он обычно не включен. Но, если 
в произведении нет рассказчика, мы по 
самому строю авторской речи улавливаем 
определённую оценку происходящего в 
произведении. Так, в "Преступлении 
и наказании" Достоевского повествователь 
не выделен, но в конце романа дана оценка, 
идущая именно от повествователя, говорящего, 
что Раскольников "предчувствовал в 
себе и в убеждениях своих глубокую ложь". 
В "Мёртвых душах" Гоголя представление 
о России было бы односторонним, если бы 
повествователь не обнаруживал себя как 
в сатирических интонациях, так и лирических 
отступлениях в качестве совсем иного 
характера русского человека, противостоящего 
действующим лицам романа. 
Персонаж – действующее лицо художественного произведения или сценического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические.
В качестве персонажей могут выступать и животные (басни, сказки), неодушевлённые предметы и фантастические существа – в том случае, если они раскрывают черты характера человека.
Центральные персонажи изображаются более подробно, они являются основными участниками событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение второстепенных персонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обрисованы всего лишь несколькими штрихами. Так, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» центральными персонажами являются Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Маргарита, Воланд. Второстепенные персонажи – Каифа, Варенуха, Римский, Стёпа Лиходеев, эпизодические – Аннушка, бухгалтер Соков, барон Майгель и др.
   В 
драматургических произведениях выделяются 
также внесценические персонажи – те 
люди, которых нет на сцене, и которые поэтому 
персонажами в буквальном смысле не являются. 
Однако их упоминают в разговорах или 
репликах, о них говорят с одобрением или 
осуждением. Например, внесценическими 
персонажами в пьесе Грибоедова «Горе 
от ума» являются племянник княгини Тугоуховской, 
брат Скалозуба, Максим Петрович, княгиня 
Марья Алексеевна и т.д. 
   Характер 
– повторяющиеся, устойчивые внутренние 
свойства человека (мировоззрение, нравственные 
принципы, жизненные ценности, привычки, 
духовный облик). В нём сочетаются индивидуальная 
определённость человека и типичные черты 
того или иного социального типа. Например, 
в рассказах «Смерть чиновника» и «Толстый 
и тонкий» Чехов рисует сходные характеры 
Червякова и «тонкого»: им свойственны 
чинопочитание, лакейство, страх. Средствами 
раскрытия характера в художественном 
произведении выступают портрет, костюм, 
интерьер, речевая манера и т.д. В каждом 
литературном направлении (классицизме, 
романтизме, сентиментализме, реализме) 
обнаруживаются свои устойчивые типы 
характеров. 
   Тип 
– художественный образ, наделённый обобщёнными 
свойствами определённых социальных явлений. 
Литературный тип – яркий представитель 
какой-либо группы людей (сословия, класса, 
нации, эпохи). Например, Максим Максимыч 
(Лермонтов «Герой нашего времени»), капитан 
Тушин (Толстой «Война и мир»), Василий 
Тёркин (Твардовский «Василий Тёркин») 
– тип русского солдата; Акакий Акакиевич 
Башмачкин (Гоголь «Шинель») – тип «маленького 
человека»; Евгений Онегин (Пушкин «Евгений 
Онегин») – тип «лишнего человека» и т.п. 
Лирический герой – герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта. Однако в большинстве своих произведений Пушкин, Некрасов, Тютчев, Фет – это лирики без лирического героя. Авторский образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью – личностью самого поэта. Например, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин, а не лирический герой высказывает мысль о будущем, о «племени младом, незнакомом». Ю. Тынянов выделял трёх поэтов, у которых авторское «Я» воплощается в образе лирического героя, - Лермонтова, Блока, Маяковского.
   Говорить 
о лирическом герое следует тогда, 
когда в стихотворении, написанном 
от первого лица, лирический субъект 
в той или иной степени отличается 
от поэта, автора стихотворения. Поэт как 
бы вживается в чужую роль, надевает «лирическую 
маску». Например, «Узник» Пушкина, «Пророк» 
Лермонтова и др.