Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   Тематика – система взаимосвязанных тем художественного произведения. 

   Идея  – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Понять идею произведения можно только в совокупности и взаимодействии всех художественных образов произведения. Например, главной идеей стихотворения Пушкина «Арион» является верность лирического героя идеалам декабризма. 

   Проблема – вопрос, поставленный в литературном произведении и требующий разрешения. Бывают социальные, философские, нравственные, психологические проблемы. 

   Проблематика  – это совокупность поставленных автором в произведении проблем. Виды проблематики  в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др. 

   Сюжет – совокупность событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажа в сменяющих друг друга обстоятельствах. Сюжет является организующим началом большинства эпических и драматических произведений. Он может присутствовать и в лирических произведениях (предельно сжатый, скупо детализированный): «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина; «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» Некрасова и т.д. Сюжеты воссоздают жизненные противоречия: без конфликта в жизни героев трудно представить себе достаточно выраженный сюжет (например, «Песня про купца Калашникова…» Лермонтова, роман «Отцы и дети» Тургенева, драма «Гроза» Островского).

   Сюжет состоит из организованных разными  способами эпизодов. Вместе с тем  сюжет представляет собой целостное, завершённое событие, имеющее начало, середину и конец, иначе – экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. В крупном произведении, как правило, содержится несколько сюжетных линий, которые или переплетаются, или сливаются, или развиваются параллельно (например, в «Преступлении и наказании» Достоевского, «Войне и мире» Толстого, в «Тихом Доне» Шолохова, «Мастере и Маргарите» Булгакова. 

   Композиция – совокупность приёмов и средств, использованных автором для построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

   Композиция  включает в себя расстановку персонажей; порядок сообщения о событиях в сюжете (композиция сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приёмов повествования (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

   Особенно  значимыми в художественном произведении могут быть хронологические перестановки отдельных событий (Лермонтов «Герой нашего времени»). Важным для понимания  авторского замысла и идеи произведения могут быть такие композиционные приёмы, как умолчание или узнавание, задержанная экспозиция, отсутствие экспозиции или развязки.

   Выделяются  следующие виды композиции: вершинная («Цыганы» Пушкина), зеркальная («Евгений Онегин» Пушкина), кольцевая («Тройка» Некрасова), открытая («Дама с собачкой» Чехова), концентрическая («Отцы и дети» Тургенева). 

   (Композиция – построение художественного произведения, организация образов, их связей и отношений, характеризующие жизненный процесс, показанный в произведении.

   Композиционный  план может меняться (Пушкин неоднократно перестраивал форму плана "Евгения  Онегина"). Автор иногда даёт предысторию  героя сразу ("Капитанская дочка"), иногда потом. Самая первая фраза "Ревизора" Гоголя является завязкой комедии, кульминация и развязка даны одновременно в немой сцене.) 

   Экспозиция  – предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Может располагаться как в начале, так и в середине или в конце произведения. Различают задержанную, рассеянную, подробную, прямую экспозицию.

   Например, в поэме «Мёртвые души» Гоголя экспозиция задержанная: пояснение  исторической и бытовой обстановки дано после завязки действия, а  сведения о Чичикове, главном действующем  лице, - в конце повествования; писатель сначала показал поступки Чичикова, а потом объяснил, в каких условиях мог вырасти такой человек. 

   Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия художественного произведения. Обычно завязка даётся в начале произведения, но может быть введена и в другом месте. Например, о решении Чичикова (Гоголь «Мёртвые души») скупать души умерших крестьян сообщается в конце первого тома поэмы. 

   Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. Так, в рассказе Шолохова «Судьба человека» кульминационными эпизодами являются те, в которых герой узнаёт о гибели своей семьи.

   В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» в сюжетной линии Евгений Базаров – Паве Петрович Кирсанов кульминацией является сцена дуэли. В сюжетной линии Базаров –Одинцова кульминационной является сцена, когда герой признаётся Анне Сергеевне в любви и бросается к ней в порыве страсти. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» и в поэме Твардовского «Василий Тёркин» каждая глава имеет свою кульминацию. 

   Развязка  – элемент сюжета, предполагающий исход событий, решение противоречий (конфликта) между героями. Обычно развязка располагается в конце произведения, но иногда, в соответствии с замыслом автора, в середине и даже в начале (например, в рассказе Бунина «Лёгкое дыхание»). В комедии Грибоедова «Горе от ума» развязкой является сцена после бала в доме Фамусова, в которой завершается (хотя и не разрешается) конфликт Чацкого с фамусовским обществом.

   Иногда  развязка указывает на неразрешимость основного конфликта, в этом случае говорят об открытом финале произведения («Евгений Онегин» Пушкина, «Вишнёвый сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова). 

   Эпилог  – заключительная часть художественного произведения, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий. Например, роман Достоевского «Преступление и наказание» завершается эпилогом, в котором автор показывает Раскольникова через полтора года после описанных в основной части событий. Он на каторге, рядом с ним Соня Мармеладова. Кратко рассказывается о судьбах близких Раскольникова – матери, сестры Дуни, Разумихина. Большой эпилог, состоящий из двух частей (историческая жизнь страны и частная жизнь героев через семь лет), завершает роман-эпопею Толстого «Война и мир». Эпилог «Мастера и Маргариты» рассказывает читателю, что происходит с героями романа после того, как Воланд покидает Москву. Мы узнаём об облавах на несчастных котов и преследованиях подозрительных граждан, судьбах Лиходеева, Варенухи, Николая Ивановича и, конечно же, поэта Бездомного, превратившегося в почтенного профессора истории Понырева, который продолжает оставаться под магическим воздействием мистериальной истории. 

   Лирическое  отступление (авторское  отступление) – форма авторской речи; слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения. Лирические отступления характерны для лиро-эпических произведений, отступления в эпических произведениях называют авторскими. Например, лирические отступления есть в «Евгении Онегине» Пушкина, «Мёртвых душах» Гоголя, авторские – в «Войне и мире» Толстого, «Василии Тёркине» Твардовского. 

   Конфликт – столкновение, борьба, на котрых построено развитие сюжета в художественном произведении. В драме конфликт является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия, и основным средством раскрытия характеров. В художественных произведениях нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренними», психологическими конфликтами – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. Так, Евгений Онегин (Пушкин «Евгений Онегин») вступает в конфликт с дворянской средой и провинциальными помещиками, с другими персонажами – Ленским, Татьяной Лариной; наконец, с самим собой, пытаясь избавиться от хандры, внутреннего недовольства. 

   Образ автора – носитель авторской (не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении.

   В драматургическом произведении авторская  речь сведена к минимуму: ремарки, описание обстановки, как правило, не звучат на сцене и не имеют самостоятельного значения. В лирике речь мотивирована чаще всего переживанием лирического героя. В прзе на первом плане – речь персонажей, мотивированная их свойствами и сюжетными ситуациями, но многое в речевой структуре произведения относится к авторской речи. Част речь, не связанная с образами действующих лиц, в прозе персонифицируется, то есть, передаётся определённому лицу-рассказчику; в этом случае она мотивирована только чертами его индивидуальности, так как в сюжет он обычно не включен. Но, если в произведении нет рассказчика, мы по самому строю авторской речи улавливаем определённую оценку происходящего в произведении. Так, в "Преступлении и наказании" Достоевского повествователь не выделен, но в конце романа дана оценка, идущая именно от повествователя, говорящего, что Раскольников "предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь". В "Мёртвых душах" Гоголя представление о России было бы односторонним, если бы повествователь не обнаруживал себя как в сатирических интонациях, так и лирических отступлениях в качестве совсем иного характера русского человека, противостоящего действующим лицам романа. 

   Персонаж  – действующее лицо художественного произведения или сценического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические.

   В качестве персонажей могут выступать  и животные (басни, сказки), неодушевлённые предметы и фантастические существа – в том случае, если они раскрывают черты характера человека.

   Центральные персонажи изображаются более подробно, они являются основными участниками  событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение  второстепенных персонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обрисованы всего лишь несколькими штрихами. Так, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» центральными персонажами являются Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Маргарита, Воланд. Второстепенные персонажи – Каифа, Варенуха, Римский, Стёпа Лиходеев, эпизодические – Аннушка, бухгалтер Соков, барон Майгель и др.

   В драматургических произведениях выделяются также внесценические персонажи – те люди, которых нет на сцене, и которые поэтому персонажами в буквальном смысле не являются. Однако их упоминают в разговорах или репликах, о них говорят с одобрением или осуждением. Например, внесценическими персонажами в пьесе Грибоедова «Горе от ума» являются племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Максим Петрович, княгиня Марья Алексеевна и т.д. 

   Характер  – повторяющиеся, устойчивые внутренние свойства человека (мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки, духовный облик). В нём сочетаются индивидуальная определённость человека и типичные черты того или иного социального типа. Например, в рассказах «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» Чехов рисует сходные характеры Червякова и «тонкого»: им свойственны чинопочитание, лакейство, страх. Средствами раскрытия характера в художественном произведении выступают портрет, костюм, интерьер, речевая манера и т.д. В каждом литературном направлении (классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме) обнаруживаются свои устойчивые типы характеров. 

   Тип – художественный образ, наделённый обобщёнными свойствами определённых социальных явлений. Литературный тип – яркий представитель какой-либо группы людей (сословия, класса, нации, эпохи). Например, Максим Максимыч (Лермонтов «Герой нашего времени»), капитан Тушин (Толстой «Война и мир»), Василий Тёркин (Твардовский «Василий Тёркин») – тип русского солдата; Акакий Акакиевич Башмачкин (Гоголь «Шинель») – тип «маленького человека»; Евгений Онегин (Пушкин «Евгений Онегин») – тип «лишнего человека» и т.п. 

   Лирический  герой – герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта. Однако в большинстве своих произведений Пушкин, Некрасов, Тютчев, Фет – это лирики без лирического героя. Авторский образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью – личностью самого поэта. Например, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин, а не лирический герой высказывает мысль о будущем, о «племени младом, незнакомом». Ю. Тынянов выделял трёх поэтов, у которых авторское «Я» воплощается в образе лирического героя, - Лермонтова, Блока, Маяковского.

   Говорить  о лирическом герое следует тогда, когда в стихотворении, написанном от первого лица, лирический субъект  в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. Поэт как бы вживается в чужую роль, надевает «лирическую маску». Например, «Узник» Пушкина, «Пророк» Лермонтова и др. 

Информация о работе Теория и история литературы