Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
Тематика
– система взаимосвязанных тем художественного
произведения.
Идея
– главная мысль художественного произведения,
выражающая отношение автора к действительности.
Понять идею произведения можно только
в совокупности и взаимодействии всех
художественных образов произведения.
Например, главной идеей стихотворения
Пушкина «Арион» является верность лирического
героя идеалам декабризма.
Проблема
– вопрос, поставленный в литературном
произведении и требующий разрешения.
Бывают социальные, философские, нравственные,
психологические проблемы.
Проблематика
– это совокупность поставленных автором
в произведении проблем. Виды проблематики
в художественном произведении: социально-политическая,
нравственно-этическая, национально-историческая,
философская и др.
Сюжет – совокупность событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажа в сменяющих друг друга обстоятельствах. Сюжет является организующим началом большинства эпических и драматических произведений. Он может присутствовать и в лирических произведениях (предельно сжатый, скупо детализированный): «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина; «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» Некрасова и т.д. Сюжеты воссоздают жизненные противоречия: без конфликта в жизни героев трудно представить себе достаточно выраженный сюжет (например, «Песня про купца Калашникова…» Лермонтова, роман «Отцы и дети» Тургенева, драма «Гроза» Островского).
Сюжет
состоит из организованных разными
способами эпизодов. Вместе с тем
сюжет представляет собой целостное,
завершённое событие, имеющее начало,
середину и конец, иначе – экспозицию,
завязку, развитие действия, кульминацию
и развязку. В крупном произведении, как
правило, содержится несколько сюжетных
линий, которые или переплетаются, или
сливаются, или развиваются параллельно
(например, в «Преступлении и наказании»
Достоевского, «Войне и мире» Толстого,
в «Тихом Доне» Шолохова, «Мастере и Маргарите»
Булгакова.
Композиция – совокупность приёмов и средств, использованных автором для построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений.
Композиция включает в себя расстановку персонажей; порядок сообщения о событиях в сюжете (композиция сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приёмов повествования (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.
Особенно значимыми в художественном произведении могут быть хронологические перестановки отдельных событий (Лермонтов «Герой нашего времени»). Важным для понимания авторского замысла и идеи произведения могут быть такие композиционные приёмы, как умолчание или узнавание, задержанная экспозиция, отсутствие экспозиции или развязки.
Выделяются
следующие виды композиции: вершинная
(«Цыганы» Пушкина), зеркальная («Евгений
Онегин» Пушкина), кольцевая («Тройка»
Некрасова), открытая («Дама с собачкой»
Чехова), концентрическая («Отцы и дети»
Тургенева).
(Композиция – построение художественного произведения, организация образов, их связей и отношений, характеризующие жизненный процесс, показанный в произведении.
Композиционный
план может меняться (Пушкин неоднократно
перестраивал форму плана "Евгения
Онегина"). Автор иногда даёт предысторию
героя сразу ("Капитанская дочка"),
иногда потом. Самая первая фраза "Ревизора"
Гоголя является завязкой комедии, кульминация
и развязка даны одновременно в немой
сцене.)
Экспозиция – предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Может располагаться как в начале, так и в середине или в конце произведения. Различают задержанную, рассеянную, подробную, прямую экспозицию.
Например,
в поэме «Мёртвые души» Гоголя
экспозиция задержанная: пояснение
исторической и бытовой обстановки
дано после завязки действия, а
сведения о Чичикове, главном действующем
лице, - в конце повествования; писатель
сначала показал поступки Чичикова, а
потом объяснил, в каких условиях мог вырасти
такой человек.
Завязка
– начало противоречия (конфликта), составляющего
основу сюжета, исходный эпизод, момент,
определяющий последующее развёртывание
действия художественного произведения.
Обычно завязка даётся в начале произведения,
но может быть введена и в другом месте.
Например, о решении Чичикова (Гоголь «Мёртвые
души») скупать души умерших крестьян
сообщается в конце первого тома поэмы.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. Так, в рассказе Шолохова «Судьба человека» кульминационными эпизодами являются те, в которых герой узнаёт о гибели своей семьи.
В
литературном произведении может быть
несколько кульминационных моментов.
Например, в романе Тургенева «Отцы и дети»
в сюжетной линии Евгений Базаров – Паве
Петрович Кирсанов кульминацией является
сцена дуэли. В сюжетной линии Базаров
–Одинцова кульминационной является
сцена, когда герой признаётся Анне Сергеевне
в любви и бросается к ней в порыве страсти.
В романе Лермонтова «Герой нашего времени»
и в поэме Твардовского «Василий Тёркин»
каждая глава имеет свою кульминацию.
Развязка – элемент сюжета, предполагающий исход событий, решение противоречий (конфликта) между героями. Обычно развязка располагается в конце произведения, но иногда, в соответствии с замыслом автора, в середине и даже в начале (например, в рассказе Бунина «Лёгкое дыхание»). В комедии Грибоедова «Горе от ума» развязкой является сцена после бала в доме Фамусова, в которой завершается (хотя и не разрешается) конфликт Чацкого с фамусовским обществом.
Иногда
развязка указывает на неразрешимость
основного конфликта, в этом случае
говорят об открытом финале произведения
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Вишнёвый
сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова).
Эпилог
– заключительная часть художественного
произведения, в которой рассказывается
о дальнейшей судьбе героев после изображённых
событий. Например, роман Достоевского
«Преступление и наказание» завершается
эпилогом, в котором автор показывает
Раскольникова через полтора года после
описанных в основной части событий. Он
на каторге, рядом с ним Соня Мармеладова.
Кратко рассказывается о судьбах близких
Раскольникова – матери, сестры Дуни,
Разумихина. Большой эпилог, состоящий
из двух частей (историческая жизнь страны
и частная жизнь героев через семь лет),
завершает роман-эпопею Толстого «Война
и мир». Эпилог «Мастера и Маргариты» рассказывает
читателю, что происходит с героями романа
после того, как Воланд покидает Москву.
Мы узнаём об облавах на несчастных котов
и преследованиях подозрительных граждан,
судьбах Лиходеева, Варенухи, Николая
Ивановича и, конечно же, поэта Бездомного,
превратившегося в почтенного профессора
истории Понырева, который продолжает
оставаться под магическим воздействием
мистериальной истории.
Лирическое
отступление (авторское
отступление) – форма авторской речи;
слово автора-повествователя, отвлекающееся
от сюжетного описания событий для их
комментирования и оценки или по иным
поводам, прямо не связанным с действием
произведения. Лирические отступления
характерны для лиро-эпических произведений,
отступления в эпических произведениях
называют авторскими. Например, лирические
отступления есть в «Евгении Онегине»
Пушкина, «Мёртвых душах» Гоголя, авторские
– в «Войне и мире» Толстого, «Василии
Тёркине» Твардовского.
Конфликт
– столкновение, борьба, на котрых построено
развитие сюжета в художественном произведении.
В драме конфликт является главной силой,
пружиной, движущей развитие драматургического
действия, и основным средством раскрытия
характеров. В художественных произведениях
нередко наблюдается сочетание «внешнего»
конфликта – борьбы героя с противостоящими
ему силами – с «внутренними», психологическими
конфликтами – борьбой героя с самим собой,
со своими заблуждениями, слабостями.
Так, Евгений Онегин (Пушкин «Евгений Онегин»)
вступает в конфликт с дворянской средой
и провинциальными помещиками, с другими
персонажами – Ленским, Татьяной Лариной;
наконец, с самим собой, пытаясь избавиться
от хандры, внутреннего недовольства.
Образ автора – носитель авторской (не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении.
В
драматургическом произведении авторская
речь сведена к минимуму: ремарки,
описание обстановки, как правило, не звучат
на сцене и не имеют самостоятельного
значения. В лирике речь мотивирована
чаще всего переживанием лирического
героя. В прзе на первом плане – речь персонажей,
мотивированная их свойствами и сюжетными
ситуациями, но многое в речевой структуре
произведения относится к авторской речи.
Част речь, не связанная с образами действующих
лиц, в прозе персонифицируется, то есть,
передаётся определённому лицу-рассказчику;
в этом случае она мотивирована только
чертами его индивидуальности, так как
в сюжет он обычно не включен. Но, если
в произведении нет рассказчика, мы по
самому строю авторской речи улавливаем
определённую оценку происходящего в
произведении. Так, в "Преступлении
и наказании" Достоевского повествователь
не выделен, но в конце романа дана оценка,
идущая именно от повествователя, говорящего,
что Раскольников "предчувствовал в
себе и в убеждениях своих глубокую ложь".
В "Мёртвых душах" Гоголя представление
о России было бы односторонним, если бы
повествователь не обнаруживал себя как
в сатирических интонациях, так и лирических
отступлениях в качестве совсем иного
характера русского человека, противостоящего
действующим лицам романа.
Персонаж – действующее лицо художественного произведения или сценического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические.
В качестве персонажей могут выступать и животные (басни, сказки), неодушевлённые предметы и фантастические существа – в том случае, если они раскрывают черты характера человека.
Центральные персонажи изображаются более подробно, они являются основными участниками событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение второстепенных персонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обрисованы всего лишь несколькими штрихами. Так, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» центральными персонажами являются Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Маргарита, Воланд. Второстепенные персонажи – Каифа, Варенуха, Римский, Стёпа Лиходеев, эпизодические – Аннушка, бухгалтер Соков, барон Майгель и др.
В
драматургических произведениях выделяются
также внесценические персонажи – те
люди, которых нет на сцене, и которые поэтому
персонажами в буквальном смысле не являются.
Однако их упоминают в разговорах или
репликах, о них говорят с одобрением или
осуждением. Например, внесценическими
персонажами в пьесе Грибоедова «Горе
от ума» являются племянник княгини Тугоуховской,
брат Скалозуба, Максим Петрович, княгиня
Марья Алексеевна и т.д.
Характер
– повторяющиеся, устойчивые внутренние
свойства человека (мировоззрение, нравственные
принципы, жизненные ценности, привычки,
духовный облик). В нём сочетаются индивидуальная
определённость человека и типичные черты
того или иного социального типа. Например,
в рассказах «Смерть чиновника» и «Толстый
и тонкий» Чехов рисует сходные характеры
Червякова и «тонкого»: им свойственны
чинопочитание, лакейство, страх. Средствами
раскрытия характера в художественном
произведении выступают портрет, костюм,
интерьер, речевая манера и т.д. В каждом
литературном направлении (классицизме,
романтизме, сентиментализме, реализме)
обнаруживаются свои устойчивые типы
характеров.
Тип
– художественный образ, наделённый обобщёнными
свойствами определённых социальных явлений.
Литературный тип – яркий представитель
какой-либо группы людей (сословия, класса,
нации, эпохи). Например, Максим Максимыч
(Лермонтов «Герой нашего времени»), капитан
Тушин (Толстой «Война и мир»), Василий
Тёркин (Твардовский «Василий Тёркин»)
– тип русского солдата; Акакий Акакиевич
Башмачкин (Гоголь «Шинель») – тип «маленького
человека»; Евгений Онегин (Пушкин «Евгений
Онегин») – тип «лишнего человека» и т.п.
Лирический герой – герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта. Однако в большинстве своих произведений Пушкин, Некрасов, Тютчев, Фет – это лирики без лирического героя. Авторский образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью – личностью самого поэта. Например, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин, а не лирический герой высказывает мысль о будущем, о «племени младом, незнакомом». Ю. Тынянов выделял трёх поэтов, у которых авторское «Я» воплощается в образе лирического героя, - Лермонтова, Блока, Маяковского.
Говорить
о лирическом герое следует тогда,
когда в стихотворении, написанном
от первого лица, лирический субъект
в той или иной степени отличается
от поэта, автора стихотворения. Поэт как
бы вживается в чужую роль, надевает «лирическую
маску». Например, «Узник» Пушкина, «Пророк»
Лермонтова и др.