Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное  народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
  Основные  особенности фольклора:
  - устная форма бытования;
Аллегория – художественный приём, основанный на изображении отвлечённой идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству. Например, оливковая ветвь в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, образ богини Фемиды (женщины с завязанными глазами и с весами в руках) – аллегорическим изображением правосудия; змея, обвивающая чашу, - аллегория медицыны; младенец с луком и стрелами – Купидон – аллегория любви и т.д.
В устном народном творчестве образы некоторых животных являются аллегорическими. Лиса – аналог хитрости, заяц – трусости, лев – силы, сова – мудрости и т.д.
  Как 
иносказание, аллегория ближе всего 
связана с метафорой и часто 
рассматривается как 
Например, Пушкин в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» создал аллегорический образ свободы, которая «примет радостно у входа» декабристов-каторжников.
  Лермонтов 
в стихотворении «Поэт» нашёл 
аллегорический образ «клинка, покрытого 
ржавчиной презренья», чтобы сравнить 
его с поэтом, утратившим своё «назначенье». 
Звукопись – система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и т.п.
В системе звукописи важную роль играют аллитерации, ассонансы, звукоподражания.
Например, в стихотворении Вознесенского:
Мы – противники тусклого,
Мы приучены к шири –
Самовара ли тульского
  Или 
«Ту-104». 
Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных, создающее благозвучие, «музыкальность», интонационную выразительность.
  Например, 
в стихотворении Бальмонта «
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль. Под луною белея,
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
  Одна 
из функций аллитерации – 
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамёна, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
  Гора 
кровавых тел. 
Ассонанс – повторение одинаковых гласных. Ассонанс является ярким средством выразительности поэтического языка. Примером употребления ассонанса служит отрывок из стихотворения Пушкина:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
  В 
этом отрывке звучит гласный «у», придавая 
стиху унылую напевность. 
  Стиль 
– единство образной системы, изобразительно-выразительных 
средств, творческих приёмов, пронизывающее 
всю художественную структуру. Говорят 
о стиле в искусстве и в литературе, о стиле 
отдельного произведения или жанра, об 
индивидуальном стиле автора, а также 
о стиле целых эпох или художественных 
направлений. Особенности литературного 
стиля ярко проявляются в языке (отбор 
лексики, методы организации речи и т.д.). 
  Проза 
и поэзия. Основные признаки прозы: 
наличие повествователя, сюжетность, система 
персонажей, воспроизведение предметного 
мира. Основные признаки лирики: выражение 
субъективного переживания, наличие лирического 
героя, относительно малый объём, стихотворная 
речь. 
  Размер 
стихотворный – способ организации 
звукового состава стихотворного произведения. 
Определяется числом слогов (в силлабическом 
стихосложении), количеством ударений 
в строке (в тоническом стихосложении), 
количеством ударных слогов (в силлабо-тоническом 
стихосложении). В силлабо-тоническом 
стихосложении выделяются двусложные 
(хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, 
амфибрахий) стихотворные размеры. 
Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха. В русском классическом стихе существует пять видов стоп, объединённых в две группы:
- двусложные (хорей, ямб);
  - 
трёхсложные (дактиль, 
амфибрахий, анапест). 
Хорей – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог (_’ _). Например. У Пушкина:
Мчатся тучи. Вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
  Мутно 
небо, ночь мутна. 
Ямб – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог (_’ _). Например, стихотворение Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»:
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
  И 
треснула, сжимаяся, кора. 
Дактиль – в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является первый слог (_’ _ _): «де’рево». Стихотворение Лермонтова «Тучи» написано дактилем:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
  С 
милого севера в сторону южную. 
  Амфибрахий 
– в силлабо-тоническом стихосложении 
трёхсложная стопа, в которой ударным 
является средний слог (_ _’ _): «разу’мный». 
В русской поэзии амфибрахий употребляется 
с начала 19 века. Например. Пушкин использовал 
амфибрахий в стихотворении «Гляжу, как 
безумный, на чёрную шаль…», в «Песне о 
вещем Олеге», Некрасов в песне «В минуту 
унынья, о родина-мать!..» из поэмы «Кому 
на Руси жить хорошо» и т.д. 
  Анапест 
- в силлабо-тоническом стихосложении 
трёхсложная стопа, в которой ударным 
является последний слог (_ _ _’): «челове’к». 
В русской поэзии впервые появился у Сумарокова 
А. П. (ода «Противу злодеев»). Используется, 
например. Некрасовым в стихотворениях 
«Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…», 
Фетом ((«Я тебе ничего не скажу…»), Твардовским 
(«Я убит подо Ржевом…») и т.д. 
  Ритм 
– периодическое повторение каких-либо 
элементов текста через определённые 
промежутки. В литературных произведениях 
ритм создаётся повторяемостью фонетических 
элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, 
сочетаний ударных и безударных слогов, 
а также слов, рядов слов, синтаксических 
конструкций. 
  Рифма 
– повтор отдельных звуков или звуковых 
комплексов, связывающих окончания двух 
или более строк. В строках могут повторяться 
отдельные звуки («любовь – кровь»), слова 
(«молод – молот») – это простая рифма, 
а также группы слов – это составная рифма. 
Рифмы подразделяются на точные (при совпадении 
всех звуков) и неточные (при фонетическом 
совпадении или сходстве отдельных звуков). 
В зависимости от расположения ударений 
в рифмующихся словах рифмы бывают мужские 
(с ударением на последнем слоге: обма’н 
– тума’н), женские (с ударением на предпоследнем 
слоге: сла’вы – заба’вы), дактилические 
(с ударением на третьем от конца строки 
слоге: ма’льчики – па’льчики), гипердактилические 
(с ударением на четвёртом от конца строки 
слоге: опа’ловая – прика’лывая). 
  Рифмовка 
– расположение рифмующихся 
строк в стихе. Существует 
три основных типа рифмовки: 
парная (смежная) – aabb, 
перекрёстная – abab и 
кольцевая (опоясывающая) 
–abba. 
Строфа – сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров, и представляющее ритмико-синтаксическое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк. В зависимости от количества строк строфы делятся на двустишия (дистих), терцины, четверостишия (катрен), секстины, октавы и т.д. «Онегинская» строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Её структурная схема выглядит так: ababccddeffegg.
Дольник – стихотворный размер, сохраняющий ритмическую картину трёхсложного размера, однако количество безударных слогов между двумя ударными колеблется (безударные слоги «выпадают»). Группа слогов, объединённых одним ударом, называется долей, и в зависимости от числа таких долей данный дольник называется двухдольником, трёхдольником и т.д. Использование дольника впервые отмечается в 19 веке (Лермонтов, Фет). В активное обращение дольник входит на рубеже 19-20 веков в творчестве Блока, Ахматовой, Белого А. и др. Например, у Блока:
В густой траве пропадёшь с головой,
В тихий дом войдёшь, не стучась…
Акцентный стих – разновидность тонического стиха, в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов свободно колеблется. Например, у Маяковского:
Мне бы
Памятник при жизни
Полагается по чину.
Заложил бы
Динамиту –
Ну-ка,
Дрызнь!
Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю
Всяческую жизнь!
Белый стих – нерифмованный стих. Название произошло от того, что окончания стиха, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Тем не менее белый стих организован интонационно и ритмически. Белым стихом написаны «Море» Жуковского, «Вновь я посетил…» Пушкина, поэма «Кому на Руси жить хорошо! Некрасова.
Верлибр или свободный стих – разновидность стиха, лишённого рифмы и метра и сохранившего только один признак, отличающий его от прозы, - заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением. Например,
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.