Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

РИТОРИКА

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов инженерно-педагогических специальностей:

 

6.010100(21). Профессиональное образование. Технология и комплексная механизация добычи полезных ископаемых и руд.

 

6.010100(22). Профессиональное  образование. Электромеханическое  оборудование, автоматизация процессов  добычи полезных ископаемых и  руд.

 

6.010100(36). Профессиональное образование. Компьютерные технологии в управлении и образовании.

 

6.010104(41). Профессиональное  образование. Безопасность жизнедеятельности  и охрана труда в горной  промышленности.

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Научно-методическим советом

Украинской инженерно-педагогической академии

Протокол №     от

 

 

 

 

Стаханов – 2009

 

УДК 808.5(075.8)

 

РИТОРИКА: Конспект лекций / Сост. ст. преп. Л.Г. Строева. – Стаханов: ГФ УИПА, 2009. – 48 с.

 

 

 

 

Конспект лекций и  тем для самостоятельного изучения структурирован в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины „Риторика”. Рассмотрены понятия и разделы классической риторики, показаны история ее становления и развития, достижения этой науки, положенные в основу современной теории коммуникации. Ко всем темам приведена литература для углубленного самостоятельного изучения материала, а также вопросы для самоконтроля.

Для студентов инженерно-педагогических специальностей.

 

 

 

Ответственный за выпуск: М.А. Шегута, канд. филос. наук, доц., заведующий кафедрой социально-экономических и педагогических дисциплин.

 

 

 

Рецензент: М.А. Шегута, канд. филос. наук, доц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Л. Г. Строева, 2009

© УИПА

Содержание

Тема 1. Риторика классическая и современная ………………………………  4                                                 

 

Тема 2. История ораторского  искусства ………………………………………10                                                          

 

Тема 3. Подготовка к публичному выступлению …………………………… 15                                          

 

Тема 4. Композиция публичного выступления  .…………………………….. 21                                             

 

Тема 5. Культура речи ………………………………………………………….26                                                                                        

 

Тема 6. Техника речи …………………………………………………………...33                                                                                          

 

Тема 7. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия оратора 

и аудитории …………………………………………………………………….. 37                                                                                                          

 

Тема 8. Культура ведения  спора ……………………………………………... 41                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Риторика классическая и современная.

 

План

1. Риторика как искусство  и наука. Основные разделы классической  риторики.

2. Происхождение, содержание  и значение основных понятий,  терминов, суждений.

3. Современная риторика. Виды красноречия.

 

Литература

1. Александров Д. Риторика: Уч. пособие.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 7-17.

2. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник.- К.: Кондор, 2003.- С. 7-39.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Уч. пособие. -Ростов н/Д: изд. центр «Март», 2001.- С. 3-9.

4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и  культура речи: Уч. пособие.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.- С. 194-207.

5. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Уч. пособие.- М.: Изд. центр «Академия»,2003.- 272 с.

6. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник.-К.: Вища школа, 2003.- С. 6-21.

7. Риторика или Ораторское искусство: Уч. пособие / Автор-составитель И. Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- С. 5-50.

8. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник.- Київ: Центр навчальної літератури, 2003.- С. 4-26.

 

Задание на самостоятельную  работу:

Раскройте содержание приведенных  высказываний, подтвердите или опровергните высказанные в них мысли:

„Заговори, чтобы я  тебя увидел” / Сократ/.

 „Риторика – царица  душ и княгиня искусств” /Ф. Прокопович/.

„Для интеллигентного  человека плохо говорить должно быть непристойным, как и не уметь читать и писать, и в деле образования  и воспитания обучение красноречию  следует считать необходимым”/А. П. Чехов/.

„Словом можно убить  – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить” /В. А. Сухомлинский/.

„Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне  мою речь. И скоро я обрету все, что имел” /Даниэл Уэбстер/.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое риторика?

2. Где и когда начинается  непрерывная история риторики? Каковы  предпосылки развития риторики?

3. Дайте характеристику  основных риторических понятий  и терминов.

4. Предмет современной  риторики в узком и широком  смысле.

5. Какие классификации  ораторского искусства вам известны?

6. С какими видами  ораторской речи вам приходится  иметь дело в практической  деятельности?

Слово является важнейшим  средством коммуникации. Тот, кто  обладает риторическими умениями и  навыками, то есть умениями говорить интересно, хорошо, логично, чувствует себя уверенно в процессе бытового, социального, делового и профессионального общения. Ему намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с разными категориями людей, а это очень важно для достижения успеха в любом деле. Что же касается педагогической деятельности, то владение искусством речи является профессионально необходимым.

Основные задачи курса  риторики как учебной дисциплины:

- познакомить с историей  и практикой ораторского искусства;

- дать сведения из  области современной риторики;

- познакомить с технологией  эффективной речевой коммуникации;

- сформировать речевые  умения: умение отбирать и обрабатывать  необходимую информацию, умение  обосновывать выдвинутое положение,  умение публично выступать по  тому или иному вопросу, умение отстаивать свою точку зрения, умение оказывать убеждающее воздействие на партнера и др.;

- повысить речевую  культуру обучаемых, их языковую  компетентность.

Как учебный предмет  риторика состоит из истории, теории, практики и техники.

1. Энциклопедии и словари на вопрос „Что такое риторика?” отвечают так:

риторика - теория красноречия;

                 - теория ораторского искусства;

                 - наука об умении говорить  красиво, хорошо, так, как нужно  в данном случае.

Таким образом, под термином риторика, как правило, понимается теория и сама наука о красноречии, исследование теоретических основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Риторика объединяет в себе признаки науки и особенности  искусства:

- как наука – риторика опирается на определенные правила и закономерности, без знания и соблюдения которых добиться эффективности в устном выступлении или невозможно, или исключительно трудно;

- как искусство – риторика предполагает чрезвычайно большую роль личности оратора в подготовке ораторского выступления и в ходе самого выступления перед аудиторией.

Риторика – одно из древнейших искусств. Его знали еще  в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако непрерывная история  его начинается в античной Греции (V век до н. э.).

Интенсивное и пышное развитие риторики в Древней Греции имело ряд предпосылок:

1) соревновательность  как фундаментальный принцип  греческой культуры, характерная  особенность греческого менталитета.  Древние греки соревновались  во всем. На Олимпийских играх  за лавровые венки победителя соревновались не только спортсмены, но и поэты, скульпторы, музыканты, художники, ораторы;

2) риторика возникла  не на пустом месте, до нее  уже существовала устная традиция  лирической и эпической поэзии. Об этом свидетельствует и  текст „Илиады” Гомера, где приведены выступления царей перед воинами и другие образцы ораторского искусства;

3) в VII-Vв. до н. э. у греков был культ живого, а не письменного слова. Очень ценилось живое обращение к воинам, ремесленникам, горожанам с призывом к действию;

4) однако главной предпосылкой  был демократический строй Древней  Греции (Верховный суд, Народное  собрание и Совет пятисот). От  политических лидеров, желавших  влиять на ход государственных  дел, требовалось умение отстоять  публично свою точку зрения, убедить Народное собрание, повести его за собой.

Учиться ораторскому  искусству, владеть им стало необходимостью для многих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия  – риторика, как теоретическое  обобщение практики ораторского  искусства. Ее создателями стали Горгий, Лисий, Исократ, создавшие первые труды по риторике, Платон и Аристотель.

Наиболее прославленные  ораторы того времени: греки - Перикл, Сократ, Демосфен; римляне – Цицерон, Квинтилиан и др.

Классическая риторика имеет пять основных разделов:

Инвенция (изобретение) – первый раздел риторики, в котором разрабатывается этап замысла, намерений, идей, формулирование гипотезы будущего выступления. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, систематизировать собственные знания о предмете будущей речи, определиться о чем и в каком объеме будет говорить. Основное в инвенции – удачно, уместно выбранный предмет речи и намерение его представить и раскрыть так, чтобы достичь осуществления замысла.

Диспозиция (расположение) – раздел риторики, который изучает структуру ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, найденный в процессе инвенции, т.е. разделить его и обеспечить определенную последовательность речи. Оптимальной считается такая структура речи: вступление, основная часть и заключение.

Элокуция (словесное выражение) – раздел риторики, изучающий выразительность ораторской речи. Здесь речь идет о трех ораторских стилях – высоком, среднем и низком, о тех словах, которые присущи каждому из них.

Мемория (запоминание) – раздел риторики, который изучает особенности запоминания ораторской речи. В Античности любая речь изучалась наизусть.

Акция (произнесение) – этот раздел риторики рассматривает акт публичного выступления. Его назначение – подготовить оратора к выступлению внешне и внутренне.

2. Современный теоретик красноречия Д. Александров анализирует происхождение, содержание и значение основных риторических понятий, терминов и суждений:

Красноречие – слово русское и его смысл в общем понятен: дар речи, ораторский талант. То есть красноречие – это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Риторика – слово греческого происхождения. Это наука и искусство красноречия в древнем мире – в Древней Греции и Древнем Риме (на латинском языке риторика – «элоквенция»).

Ораторское  искусство – латинское слово. Под ораторским искусством понимается комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

Изучением теории ораторского  искусства, убеждающей коммуникации занимается риторика.

Оратор – латинское слово. Обозначает:

1) лицо, произносящее речь, выступающее с речью на собрании;

2) красноречивый человек,  обладающий даром произносить  речи, человек, владеющий мастерством  слова.

Оратор может произносить  речи учебные, политические, юридические.

Ритор (греч.) – не просто говорит, но делает это образцово. Учитель красноречия у древних греков и римлян. («Знает, умеет, учит»).

В древнем мире риторы обучали своих подопечных во время  бесед, прогулок, в ходе которых младшие  перенимали у старших их знания, умения и навыки. Ритор учил начинающего оратора «держать тему», учил быть логичным, кратким и сдержанным, учил не подменять серьезную проблему мелкими нападками, некорректными отступлениями и т. д.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"