Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

В любой речи оратора  должно присутствовать такое важное человеческое качество как мудрость, и любому выступающему следует продумывать  свое выступление с этой точки  зрения.

Демосфен (384 – 322 г.г. до н.э.) – оратор, политический деятель Древней Греции.

Широко известны два  факта из жизни Демосфена:

1) слабость голоса  и невнятность произношения вызывали  насмешки окружения Демосфена.  Он стал ходить на берег  моря, набивал рот камешками и  упражнялся в произнесении речей,  стараясь побороть шум волн и ветра четкостью дикции;

2) большинство его  речей имеет политическую окраску  и направлены они против отца  А. Македонского, царя Македонии  – Филиппа, а поэтому называются  «филиппиками». В них Демосфен  призывал греков не подчиняться  завоевателям.

Речи Демосфена отличались воодушевлением, страстностью, использованием эффективных ораторских средств украшения речи, логичностью, острой и точной аргументированностью каждого положения и тезиса. Они производили огромное впечатление на слушателей.

Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

До наших дней всякую страстную, пламенную речь, содержащую в себе не ругань, а факты и  огромный эмоциональный призыв к аудитории, принято называть «филиппикой», особенно если оратор разоблачает деятельность конкретной личности.

Из античных греческих  авторов, занимавшихся красноречием, следует  назвать еще Горгия (ок. 483 – 375 г.г. до н.э.) и Лисия (459 – 380 г.г. до н.э.), Исократа (436 – 388 г.г. до н.э.). Их вклад в теорию ораторского искусства велик и описан во многих энциклопедических словарях.

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 г.г. до н.э.) – самый знаменитый оратор Древнего Рима, философ, политический и государственный деятель, теоретик и практик красноречия, автор философских работ.

Главный труд Цицерона о  красноречии – «Об ораторе». В  этой книге два главных персонажа: 1) философская и риторическая культура автора и 2) его собственный практический ораторский, государственный и философский опыт.

Цицерон писал: «Есть  два искусства, которые могут  вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство  хорошего полководца, другое – искусство  хорошего оратора».

Цицерон заслужил титул  «Отца Отечества» не оружием, не войнами, а тем, что владел словами и умел расставить их в таком порядке, который обеспечивал ему победу над любым противником.

«О времена, о нравы!»  – выражение Цицерона (в речи против Катилины), ставшее поговоркой всех последующих эпох и поколений.

Квинилиан (ок. 35 – ок. 96 г.г.) – римский оратор, ритор и теоретик красноречия. Его трактат «Об образовании оратора» – самый подробный из всех сохранившихся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы, от азов до приемов ораторского мастерства.

С наступлением эпохи  христианства античная культура была в значительной степени отвергнута как проявление язычества.

Была создана новая  модель подготовки оратора к публичному выступлению (священника к проповеди), которая получила название церковного (богословского) красноречия под названием «гомилетика».

Гомилетика (от греч. –  «общаюсь с людьми») – раздел богословия, в котором рассматриваются вопросы  теории и практики проповеднической деятельности духовенства.

В ней есть два основных течения:

1) риторическое – где  степень воздействия на верующих  считается зависимой от того, насколько проповедник владеет  приемами убеждения, может обосновать  тезисы своей проповеди;

2) пастырское – упор  делается на знание проповедником  своей паствы, на его пастырскую ревность и благочестивую жизнь.

Среди церковных деятелей можно  назвать немало имен, оставивших в  истории риторики заметные следы  как в ее теоретической, так и  в практической части.

Иоанн Златоуст (347 – 407 г.г.) – византийский церковный деятель, проповедник настолько яркий и красноречивый, что получил имя Златоуст, в 398 – 404 г.г. епископ Константинопольский. Он автор трактата по пастырскому богословию «Шесть слов о священстве», автор множества других книг. Проповедническая деятельность началась в 39 лет, когда он был посвящен в пресвитерский сан. Толпы народа стекались в главный Антиохийский храм слушать очередную проповедь Златоуста. В истории человечества он остался образцом красноречия и символом веры в торжество правды на земле.

Симеон Столпник (ок. 390 – 459 г.г.) – замечательный христианский аскет и проповедник-практик. Он не оставил после себя теоретических трудов, но прославился тем, что выполнял религиозный обет неподвижного стояния на столбе («Столпник»). На вершине столба была площадка для стояния и сидения, откуда Симеон более 40 лет произносил проповеди и вел беседы. Ученики составили его житие.

 

Основы древнерусского красноречия уходят в глубокие народные традиции. Вспомним «Слово о полку  Игореве». «Поучение Владимира Мономаха» и другие произведения, которые передавались от отцов к детям сначала устно, а позднее были и записаны.

Эти источники свидетельствуют, что древнерусское красноречие  характеризует внимание к речи мудрой, убежденной, доброй, образной, насыщенной содержанием и оформленной многими изобразительными средствами.

Первые русские руководства  по риторике были написаны епископом  Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской  академии Феофаном Прокоповичем и др.

Протопоп Аввакум (1621 – 1682), Иоанн Кронштадский (1829 – 1908), Серафим Саровский (1759 – 1833) – эти имена лишь малая часть великих и знаменитых русских богословов, сделавших свой вклад в развитие русского красноречия.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765 г.г.) – первый русский самородок из народа, добившийся международного признания. Ему принадлежит первенство в формировании основ русского языка. Он заложил фундамент русской поэзии, истории, российского просвещения в целом. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет, носящий теперь его имя.

Ломоносов написал первый русский учебник по риторике «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.), в котором объединил русский  язык и античную теорию краснореия. Его перу принадлежат стихи, оды, трагедии, сатиры, грамматика русского языка и т.п.

А.С. Пушкин обучался в лицее четырем риторикам: русской, французской, немецкой и латинской. Отдельно преподавалась логика. Русское красноречие преподавал Н.Ф. Кошанский (1781 – 1831 г.г.). Он же написал два учебника: «Общая риторика» (1829 г.) и «Частная риторика» (1832 г.), которые выдержали одиннадцать и семь изданий соответственно. Что касается самого А.С. Пушкина, то он не только первый и великий русский поэт, что известно всем, не только крупный историк и общественный деятель, влиявший на многие стороны жизни страны, что известно многим, но еще и мастер устного красноречия. Он говорил ярко, образно, живо, импровизировал остроумно, блистательно. Любил некоторые выражения и часто повторял их, например: «Защити меня, господи, от моих друзей, а врагов я беру на себя», «Поэты – сверхкомплектные жители света», «Толпа имеет здравый смысл, но в отношении вкуса – ни гугу!» и др.

Многие русские ученые хорошо владели русским красноречием и широко пользовались им в ходе своих выступлений в студенческих аудиториях и на ученых заседаниях Среди них: А.С. Попов (1859 – 1905) – изобретатель радио, академики В.И. Вернадский (1863 – 1945), Н.И. Вавилов (1887 – 1943).

Особую страницу вписали  в историю развития русской риторики знаменитые юристы конца ХІХ начала ХХ века. Среди них есть судебные ораторы, имена которых стали столь популярны, что на их выступления в судебных заседаниях публика собиралась как в наши дни на концерты популярных эстрадных артистов. Это А.Ф. Кони (1844 – 1927), Ф.Н. Плевако (1842 – 1908), П.А. Александров (1838 – 1893) и др.

 

Итак, в любую эпоху, в любом обществе есть люди, которые  прославляют сферу своей профессиональной деятельности тем, что умеют говорить о ней „стройно и изящно, с  достоинством”.

 

 

Тема 3. Подготовка к публичному выступлению.

 

План

1. Основные риторические умения и навыки.

2. Этапы подготовки  ораторской речи.  Риторическая  деятельность на этапе изобретения  речи (инвенция).

3. Виды речей.

Литература

1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 15-36, 155-161.

2. Введенская Л. А., Павлова Л.  Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2001. – С. 281-301, 443-448.

3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С. 90-94, 97-102.

4. Риторика или ораторское искусство:  Учеб. пособие / Автор-составитель  И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 169-181, 126-161.

5. Чибісова Н. Г., Тарасова  О. І. Риторика: Навч. посібник. –  К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С. 61-62, 64-69.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Перечислите основные  риторические умения и навыки.

2. Согласны ли вы  с утверждением Цицерона: „Поэтами  рождаются, ораторами делаются”?

3. Как побороть неуверенность  перед выступлением?

4. Охарактеризуйте основные  этапы подготовки ораторской речи.

5. Укажите достоинства  и недостатки разных видов  подготовки выступления.

6. Какие выделяют виды  речей в зависимости от целевой  установки?

 

1. Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.

К основным навыкам оратора относятся следующие:

- навык отбора  литературы;

- навык изучения  отобранной литературы;

- навык составления  плана;

- навык написания текста речи;

- навык самообладания  перед аудиторией;

- навык ориентации  во времени.

Из навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

- самостоятельно  готовить выступление;

- доходчиво  и убедительно излагать материал;

-  отвечать  на вопросы слушателей;

- устанавливать  и поддерживать контакт с аудиторией;

- применять  технические средства и наглядные  пособия.

Отсутствие у выступающего каких-либо навыков или умений может  привести к неэффективному общению  со слушателями.

Успех публичного выступления  во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Но важно научиться и выступать с речью, т. е. овладеть методикой ораторского искусства.

 

2. Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело. Прав Дейл Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

В подготовке к выступлениям представляется целесообразным разграничивать:

- повседневную подготовку, которая включает в себя самообразование в самом широком смысле слова, овладение техникой речи, постоянную работу над повышением культуры устной и письменной речи, овладение как теоретическими, так и методическими знаниями в области ораторского искусства;

- подготовку к конкретному выступлению, которая определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, состава аудитории и др.

На этапе  изобретения речи (в классической риторике - инвенция) выделяются две стадии деятельности:

а) аналитико-концептуальная стадия, на которой вызревает стратегический замысел выступления;

б) комплектационно-разработочная стадия, на которой ведется подбор конкретного материала.

На первой стадии работы над содержанием речи осуществляется:

- выбор темы, если оратору  дана такая возможность;

- определение основной  идеи высказывания и осмысление  целевой установки речи;

- формулирование названия  речи;

- продумывание ее предварительного, эскизного плана.

Выбор темы и названия выступления.

При самостоятельном  выборе темы следует руководствоваться следующими критериями: соответствие познаниям и интересам самого оратора; соответствие интересам слушателей (общечеловеческим или групповым); новизна и актуальность; дискуссионность, проблемность.

Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким.Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Существуют разнообразные приемы придания названию речи рекламного, заинтересовывающего характера:

- привнесение образного  начала («Человек как открытая книга», «Говорящие руки», «Жесты – детекторы лжи» - темы выступлений об особенностях использования жестов в речи);

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"