Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Тезис (греч.) – положение, истинность которого должна быть доказана. Его можно характеризовать как единицу, посредством которой можно измерять беседу (например, в беседе обсуждали три тезиса).

В обсуждении тезиса принимают  участие три стороны: пропонент (выдвигающий) тезис, оппонент (опровергающий) тезис, аудитория (непременный участник обсуждения), принимающая решение на основании речей пропонента и оппонента.

Выходя на трибуну, оратор кратко и четко формулирует свой тезис в виде вопроса и тем  самым ставит задачу перед собой  и аудиторией. А потом в совокупности логических доказательств и ораторских приемов доказывает правомерность собственной точки зрения, справедливость своего тезиса, реагируя на то, как его речь воспринимается оппонентом и аудиторией.

У проблемы тезиса есть две  распространенные ошибки:

- софистика – когда оратор преднамеренно отступает от доказательств, от аргументов, которые могли бы помочь ему в обосновании тезиса, не стремясь к постижению истины.

- паралогика – когда оратор непреднамеренно (не нарочно) отступает от хода доказательств, допуская логическую ошибку, случайное нарушение законов мышления, приводящее к ложному умозаключению.

План (лат.) – наметка содержания научного или литературного произведения, статьи, речи. В любом плане ораторской речи должны быть следующие разделы:

- введение – здесь оратор объявляет аудитории свою тему, объясняет ее актуальность вообще и значимость для данной аудитории в частности; указывает на те вопросы, о которых пойдет речь, демонстрирует основные разделы, на которые делится тема и пр.

- основная часть выступления, а в ней :

часть1. (Дается точное наименование первого раздела выступления, указывается деление вопроса на подвопросы и еще более мелкие составляющие, приводятся примеры);

часть 2.  . . .

часть 3.  . . .

- выводы (повторение основных мыслей кратко) или заключение (нужно добавить соображения оратора по поводу дальнейшего развития проблемы).

Формула Цицерона.

Знаменитый Марк Туллий Цицерон, крупнейший древнеримский  оратор, государственный деятель, поэт сформулировал следующее положение:

«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

 В этой формуле  пять составляющих, пять требований, которые отражают три основные  понятия античной риторики –  искусства убеждения:

- логос – знание, единство мысли и слова, логичность построения речи и высказывания;

- этос – основа формирования риторического идеала, моральный принцип риторики. Означал образцовое общественное и личное нравственно-этическое поведение оратора.

- пафос (страсть, чувства) – интеллектуальное, волевое, эмоциональное устремление оратора, которое проявляется и в процессе речевой коммуникации, и в его продукте – тексте.

В целом тезис, план и  формула Цицерона есть нотная грамота  красноречия.

 

3. В определении предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует единого подхода.

Плодотворной представляется точка зрения С. И. Гиндина, который  считает, что невозможно сохранить  за риторикой все те области и  проблемы, которыми она занималась за все время ее существования без нарушения современных представлений о единстве научной дисциплины. Вместе с тем, неразумно порывать с традиционными представлениями о том, чем должна заниматься риторика.

Исследователь предлагает закрепить за термином риторика два  смысла – узкий и широкий.

В узком понимании предмет риторики – это ораторское искусство.

В широком  понимании риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации и ее предметом должна быть не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды диалога, дискуссия, полемика, дебаты, беседы, переговоры, телефонные разговоры и др., т. е. различные виды речевой коммуникации (см. Львов М. Р. Риторика. Культура речи, гл. 9. Неориторика).

Иными словами, неориторика (современная риторика) – это не только теория ораторства; ее цель определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях.

Ораторское искусство  никогда не было однородным.

Современное красноречие  по социально-функциональному признаку разделяется на следующие роды и виды (по Г. З. Апресяну):

1. Социально-политическое красноречие: доклад на социально-политические и социально-экономические темы, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь.

2. Академическое красноречие: лекция вузовская, научный доклад, научный реферат, научный обзор, научное сообщение.

3. Судебное красноречие: прокурорская или обвинительная речь, общественно-обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие: юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово).

5. Богословско-церковное красноречие: проповедь, речь на соборе.

А. Е. Михневич дополняет  и расширяет классификацию Г. З. Апресяна следующими видами красноречия:

- парламентское (разновидность  1);

- дипломатическое: речь  на международной конференции,  речь в процессе дипломатического  акта;

- военное: речь-приказ, инструктивная речь, выступление  на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв;

- торговое (реклама);

- лекционно-пропагандистское: лекция научно-теоретическая, научно-популярная, нучно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия,  лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций;

- диалогическое красноречие: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов.

Подобная схема дает возможность увидеть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях.

Курс риторики направлен  на то, чтобы помочь:

- научиться правильно,  грамотно говорить и обрести  уверенность в себе;

- овладеть искусством  речи, искусством ведения диалога;

- сформировать свой  речевой имидж.

Тема 2. История ораторского искусства

 

План

1. Риторика в античном  мире и в средние века.

2. Отечественная риторика.

3. Ораторское искусство как социальное  явление.

 

Литература

1. Александров Д.Н.  Риторика: Уч. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 539 – 569.

2. Вандишев В.М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 40 – 154, 194 – 221.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2001. – С. 271 – 278.

4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристь, 2002. – С. 42 – 55 (гор. библиотека).

5. Колотілова Н.А. Риторика. Навч. посібник. – К.: Центр учбової  літератури, 2007. – С.120 – 145, 149 – 172.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: Изд. Центр  „Академия”, 2003. – С. 8 – 43, 65 –  68.

7. Мацько Л.І., Мацько  О.М. Риторика: Навч.посіб. – К.: Вища шк., 2003 – С. 21 – 89.

8. Ножин Е.А. Основы  советского ораторского искусства.  – М.: Знание, 1973, гл. 1 (гор. библиотека).

9. Об ораторском искусстве  / Сборник. Авт.-составитель А.В.  Толмачев. М.: Политиздат, 1973. – С. 9 –  20 (гор. библиотека).

10. Риторика или ораторское  искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель  И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с.

11. Чибісова Н.Г., Тарасова  О.І. Риторика: Навчальній посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – С. 17 – 23.

 

«...Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями – и вы окажете этой книгой великую услугу и ораторам и неораторам» – эти слова В.Г. Белинского могут быть взяты в качестве эпиграфа к лекции об истории ораторского искусства и риторики.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Это обнаружилось еще в Древней Греции, где во второй половине V века до н.э. ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин, в орудие политической борьбы. Именно в этот период и возникает теория красноречия – риторика, как теоретическое обобщение практики ораторского искусства.

Теорию и практику красноречия древние греки и  римляне связывали со своими мифами, драмами, героическими эпическими произведениями, с сонмом своих богов. Античная риторика взяла из этих источников все самое  лучшее, что было создано известными и безвестными авторами во многих творческих жанрах того времени: эмоциональную и художественную насыщенность, логичное и стройное содержание, высокое гражданственное и демократическое звучание.

Ораторское искусство  античных времен включало в себя речи, имеющие различную направленность, рассчитанные на неодинаковую аудиторию, предполагающие различные цели: это политические, судебные, гражданские, военные, учебные, научные, торжественные, бытовые речи.

Постепенно красноречие  стало той важнейшей наукой и искусством, которым было необходимо овладеть каждому гражданину Афин и Рима. Выдающиеся ораторы и риторы начали создавать письменную теорию риторики, описывать ее важнейшие закономерности.

История риторики связана  с именами величайших мыслителей человечества, которые были одновременно яркими учеными, философами, политическими, а нередко и государственными деятелями, людьми высокой культуры.

Перикл (490 – 429 г.г. до н.э.) был крупным военачальником, лидером одной из партий, государственным деятелем, главное – он был Оратором (с большой буквы). Его речь, произнесенная во время траурной процедуры погребения афинских воинов, погибших в одном из сражений, стала образцом для изучения всеми последующими поколениями.

О Перикле говорили: «…на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

Инициатор строительства  многих храмов (Парфенона, Одеона и  др.). С именем Перикла связан расцвет  Афин, получивший название «Золотой век  Перикла» – он в течение 15 лет  правил Афинами.

Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.) – философ, величайший мыслитель человечества, в юности – ваятель (скульптор). Он не оставил никакой школы, не оставил письменного наследия, а учил на площадях, отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному. Термин «ученик» Сократ не принимал, полагая, что недостаточно мудр, он выражался иносказательно: «люди, беседующие со мной». Все, что известно о Сократе, дошло до нас через Платона, посвятившего ему несколько произведений и Ксенофонта («Воспоминания о Сократе»).

В учении Сократа главное  место занимал человек. Высшая добродетель  человека, по мнению Сократа – знание, мудрость. Путь их достижения – самопознание, средство овладения знаниями – система  вопросов, наводящих беседующих на верное понимание истины (такая система вопросов получила название «майевтика»).

Главная цитата из Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) – ученик Сократа и учитель Аристотеля, греческий мыслитель, философ, ритор, оратор; создал свою школу, описал методы и приемы ораторского наследия Сократа. Сочинения Платона «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Горгий», «Федр» – учение об идеях, «Государство» – теория познания, «Парменид», «Софист» – диалектика категорий и др. – представляют собой собрание высокохудожественных и интеллектуальных диалогов между знающим и незнающим, учителем и учеником.

От имени Платона  произошлопонятие «платонический»  – чистодуховный, не связанный с  чувственностью. Платон – это не имя, а прозвище, в переводе –  «широкий», а настоящее имя  – Аристокл, но об этом забыли.

Аристотель (384 – 322г.г. до н.э.) – классик философии и риторики, учился у Платона в Афинах, в 355 г. до н.э. основал Ликей (лицей), стал воспитателем Александра Македонского, основоположник науки логики, автор книг «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др. Его последователи создали философское течение под названием «аристотелизм». Влияние Аристотеля на последующее интеллектуальное и риторическое развитие Европы абсолютно и непререкаемо. Аристотель первым указал, что ум, разум есть та категория, которая отличает человека от животного. Поэтому в основе повседневного поведения человека и, как следствие, в основе его ораторской деятельности должны лежать разумное поведение и всеобщпя человеческая умеренность.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"