Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Основные черты официально-делового стиля:

    • сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
    • стандартное расположение материала, обязательность формы;
    • конкретность, бесстрастность, официальность высказывания;
    • широкое использование терминологии;
    • наличие особой фразеологии, а также многочисленных речевых стандартов – клише;
    • отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.

Разговорный стиль выполняет функцию общения.

Характерные особенности  разговорного стиля:

    • экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;
    • эмоциональность, непринужденность, обобщенность;
    • широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;
    • использование нелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи);
    • диалоговая форма высказывания, реже монолог;
    • преобладание простых предложений над сложными;
    • включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений.

Художественный  стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями: передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие.

Основные черты художественного  стиля:

    • образность, эмоциональность;
    • единство коммуникативной и эстетической функций;
    • широкое использование лексики и фразеологии всех стилей;
    • использование изобразительно-выразительных средств;
    • проявление творческой индивидуальности автора.

С функционально-стилевой закрепленностью и эмоционально-экспрессивной  окраской слов тесно связаны типы речевой культуры: элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный.

Носители элитарного типа – люди, владеющие всеми  нормами языка, следующие этическим  и коммуникационным нормам. Для них  характерно свободное использование  соответствующего ситуации и целям общения функционального стиля и жанра речи. Элитарный тип речевой культуры – воплощение общей культуры в ее наиболее полном виде (знание артефактов материальной культуры и основных сведений о гениях науки, знакомство с литературными шедеврами, шедеврами искусства и т. д.).

Носителями среднелитературного  типа является большинство образованного  населения страны: это люди с высшим и средним образованием. Этот тип  воплощает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте.

Литературно-разговорный  и фамильярно-разговорный типы начали складываться как самостоятельные  только в 90-е годы ХХ в. Для носителей  «разговорных» типов характерно владение только разговорной системой общения, которая и используется ими в любой обстановке, в том числе и в официальной. Эти типы различаются только степенью сниженности речи.

 

 

Тема 6. Техника  речи.

 

План

1. Речевой аппарат человека.

2. Компоненты техники  речи.

 

Литература

1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С.190-193.

2. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С.172-178.

3. Риторика или ораторское  искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель  И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 235-239.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Что представляет  собой речевой аппарат?

2. Раскройте зависимость  звучания голоса от характера  (состояния) человека.

3. Составные части  техники речи.

4. Характеристики фонационного  дыхания.

5. Раскройте содержание  понятия «дикция».

6. Почему дикцию считают  основой профессиональной речи?

7. Из чего складывается  интонация?

 

1. Для всех, кто по своей профессии „работает” голосом, речевой аппарат – своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Органы речи по-разному  участвуют в образовании звуков: одни активны, другие пассивны, различна и их функция.

Для образования звуков прежде всего необходим воздух. С  помощью дыхательных органов (мускулатуры) воздух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объема легких зависит сила звука и его продолжительность.

Процесс образования  звука протекает так: на пути прохождения  воздуха через гортань находятся  голосовые связки-вибраторы. Они являются источником звука. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая полость, ротовая полость), которые усиливают и обогащают звук голоса. Работу завершают артикуляторы, находящиеся в ротовой полости: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Самый активный артикулятор  – язык. О главенствующей роли языка  при образовании звуков свидетельствуют  выражения: „У тебя что, язык отнялся?”, „Ты что, язык проглотил?” Так  говорят, когда тот, к кому обращаются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается  за счет прямого значения слова язык (орган речи)! „Держи язык за зубами” (Молчи, не болтай лишнего), „Какой у  него длинный язык”, „Язык без  костей”, „Так и просится на язык, язык чешется”, „У него язык заплетается”.

Артикуляторы превращают звук голоса в звуки речи родного  языка.

Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств.

 

2. Для оратора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т. е. правильное литературное произношение).

Суть техники речи – в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие качества голоса как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушателей (не является слишком громкой, крикливой) и им всем хорошо слышно.

Речь, как тихая, так  и громкая, может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и  оратора перестают слушать. Чтобы  избежать этого, во время выступления  следует постепенно и плавно то повышать голос, то понижать, делать его то громким, то тихим.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание.

Дыхание, обслуживающее  речь, называется фонационным дыханием. Его характеризуют:

А) активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;

Б) организованный выдох. Фонационное дыхание связано с возникновением звука, следовательно, выдох дожен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы „фокусироваться” в одной точке;

В) распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного звучания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. Такое распределение выдыхаемого воздуха следует тренировать сознательно;

Г) добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное , незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса.

Дышать надо часто, поддерживая  постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических ) пауз и незаметно.

Кроме чисто физиологических, есть и психологические предпосылки  полноты и звучности речи. Это  уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.

Каждый звук речи обладает характерной окраской, или тембром. Подобно другим элементам голоса, тембр зависит от психического состояния оратора. Голос звучит по-разному, когда вы утомлены, подавлены, стесняетесь или сердитесь. Невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения.

Недостатками тембра являются: а) одышка; б) хрипота; в) резкость; г) гортанность; д) гнусавость.

Хороший тембр – это  звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями.

Такое звучание – результат  глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер, т.е. гортани, полостей рта и  носа. Сдавленность сильно вредит качеству звука. Необходимо чувствовать, насколько легко звуковой поток устремляется к передней части рта.

Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Скорость речи зависит  от особенностей самого оратора и  характера содержания его речи. Большинство  ораторов произносят от 120 до 150 слов в  минуту. Хорошие ораторы никогда  не говорят скороговоркой. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, можно растягивать  и сжимать, что зависит от их значения и выражаемых ими чувств.

 Чувства в речи  передаются не только при помощи  слов, но и посредством разнообразных интонаций.

Интонацией называют тональную окраску слова, т.е. последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи насчитали больше 20 интонаций, выражающих различные чувства: радость, удивление, страх, сомнение, негодование, восхищение и т.п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. Экспериментально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересующей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи.

Интонационная выразительность  достигается применением различных  интонационных средств: логического ударения, логической паузы, речевого такта.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово.Такое  ударение может перемещаться в одной  и той же фразе. Например, в фразе  „Сегодня вам будет прочитана лекция на тему „Техника речи” логическое ударение может быть поставлено на словах „сегодня”, „лекция”, „техника речи”.

Логические паузы, по мысли К. Станиславского, „имеют одновременно два взаимопротивоположные значения: объединять слова в группы (речевые такты), а группы - отделять одну от другой”.

В технике речи большое  значение придается работе над дикцией.

Дикция – манера произносить, выговаривать слова. Хорошая дикция выражается в четкости и ясности  произношения. Во время выступления  перед аудиторией слова должны произноситься так, чтобы было слышно каждое из них, чтобы чисто и ясно звучал каждый звук.

Плохая дикция – „проглатывание”  отдельных слов, звуков, окончаний  фраз мешает слушателям понять речь оратора. Ошибки в произношении и ударении отвлекают слушателей от существа сказанного и создают негативный психологический фон.

Если вы не уверены  в правильном произношении или употреблении какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому, толковому или орфографическому словарям.

Для того, чтобы выработать хорошую дикцию, надо поставить речевое дыхание. Это важно не только для артиста, но и для каждого оратора. Выработка четкой дикции достигается путем тренировки.

Хорошая дикция предполагает умение „держать паузу”. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слущателя.

Короткая пауза перед  кульминационным моментом речи и  после – один из способов выделить его. Пауза применяется между  отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

Психологическая задача паузы состоит в том, чтобы  привлечь внимание аудитории, дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив  тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую  нагрузку. Чаще всего такие паузы  возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль. Эти паузы – свидетельства прерывистости устной речи, совершенно естественного ее свойства. Если таких пауз в речи немного, то их наличие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Когда же прерывистость речи очень сильна, это свидетельствует либо о незнании оратором предмета речи, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"