Приемы управления аудиторией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:08, доклад

Описание работы

Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией.
Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».
К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

Работа содержит 1 файл

русский.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Нижегородская бюджетная сельскохозяйственная академия  
 
 
 
 

Реферат 
 
 

По теме: Приемы управления аудиторией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

Ефимов.А.В. 

Проверил: 

Строкин.В.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  новгород 2011г

 

1. Вступление. Основные  правила взаимодействия с аудиторией

2. Выявление  эмоционального соответствия.

Определение основных эмоциональных состояний. Тест

3. Компоненты  управления аудиторией:

- эмоции 

- мышление 

- время 

- внимание 

4. Лингвистические  приемы ораторского искусства: 

- генерализация

- номинализация 

- причинно-следственная  связь 

- пресубпозиции 

- метафоры 

5. Ролевая игра: "Управление эмоциональным состоянием  аудитории" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приемы управления аудиторией  

Как ни интересна  была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией. 

Одним из интересных ораторских приемов является так  называемая тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание  слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». 

К специальным  ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам. 

Нередко юмор становится очень действенным средством  разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания. Оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние. Благодаря приему соучастия оратор ссылается на совместное участие со слушателем в каких-либо мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах. 

Выступающий может  соглашаться или не соглашаться  с мнением предыдущего оратора  по обсуждаемому вопросу, цитировать его  слова, обыгрывать их. Такой прием получил название апелляции к речи предыдущего оратора. 

Ритор для пробуждения  внимания аудитории может обратиться к известным или неизвестным  событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить  суть рассматриваемой проблемы, т. е. апеллировать к событиям. 

Апелляция к  погодным условиям – еще один прием  управления аудиторией, когда оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается  на дождливый или солнечный день, ветреную или теплую погоду и прочее, усиливая тем самым эффект от своей речи. 

Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, оратор приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических или общественных деятелей, ссылается  на известные научные труды, газеты, журналы, мнения авторитетных деятелей. Этот прием называется ссылкой на авторитеты или известные источники. 

В некоторых  случаях полезна апелляция к  интересам аудитории. Оратор рассматривает  тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений и т. п. 

Выделяют также  такой прием, как апелляция к  личности оратора. В данном случае выступающий  обращается при обсуждении каких-либо вопросов к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий. 

Оживляют выступление  и примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова  и фразеологизмы. Кроме того, помогает и обращение к аудитории. В  управлении могут быть полезны голосовые приемы, т. е. повышение или понижение голоса, изменение его громкости, темп речи. Пауза здесь придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. 
 

       1. Оратор и аудитория.                         

     Публичное  выступление - это устное монологическое высказывание с целью

оказания воздействия  на аудиторию. В сфере делового общения  наиболее часто

используются  такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая

                                      речь.                                     

Типы ораторов

С. Ф.  Иванова  в работе  «Специфика публичной  речи» (М. , 1978) выявила

индивидуальные  речевые типы:

1) Рационально  - логический. Ораторы этого типа  склонны к анализу явлений,  к

рассуждениям  и строгой аргументированности  своих и чужих поступков. Их

подготовка к  любому высказыванию отличается последовательным отбором и

строгой систематизацией  материалов, обдумыванием и разработкой  подробного

плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время

выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь

более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы  заинтересовать

аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого  типа говорят страстно,

увлеченно, пересыпая  свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут

уследить за жесткой логической последовательностью  речи и «свести концы с

концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их

сковывает. Наблюдается  совпадение эмоционального речевого типа с холерическим

темпераментом.

3) Философский.  Ораторы - «философы» более или  менее эмоциональны, склонны к

анализу, иногда бывают очень организованны в  своей работе, а иногда без

всякой видимой  организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до

корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все  найденной идеей. Их общая черта

- стремление  к исследованию, глубокому осмыслению  явлений прямо на глазах у

слушателей, желание  и умение вовлечь в этот процесс  аудиторию. Чаще всего

данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или  художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм,

внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты,

характерные для  типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный,

меланхолический.

           

Подготовка и  проведение публичного выступления.

           

        В основе классической схемы  ораторского искусства лежит  5 этапов:       

1.     Подбор необходимого материала,  содержания публичного выступления;

2.     Составление плана, распределение  собранного материала в необходимой

логической последовательности;

3.     Словесное выражение", литературная  обработка речи;

4.     Заучивание, запоминание текста;

5.     Произнесение.

.

Как видно из вышенаписанного,   4 из 5 этапов в деятельности оратора

отводятся на подготовку речи.  Греки говорили,  что  речи Демосфена пропитаны

маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом

говорил:  "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и

разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно

говорит о том, что ораторскоекрасноречие  в  лучшем значении этого слова не

посещает ленивых.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:

докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов

содержит перечень конкретных действий, которые можно  представить в виде

таблицы:

     Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный

1.Определение  темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи.

2.Оценка аудитории  и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики. 

3.Подбор материала.  

4.Создание текста.  

5.Репетиция.   
 

                      Докоммуникативный этап.                     

                   Определение темы и цели выступления.                  

Подготовка к  любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и

цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь.

Название выступления  должно быть ясным, четким, по возможности  кратким. Оно

должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке

повестки для  совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку

тем докладов и  сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в

обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт

повестки дня "Разное", "О разном" - человек  будет иметь возможность заранее

подготовить и  продумать свое выступление. Некоторые  речи не имеют названий:

приветственная, митинговая и другие.

Приступая к  разработке текста, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, какой реакции  он добивается. Основные

цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в

процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи  и задач, которые

помогут воплотить  её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей,

дать определенные сведения.

                      Оценка аудитории и обстановки.                     

Важно оценить  состав будущей аудитории, заранее  настроиться на своих

слушателей, учитывая такие факторы: образовательный  уровень, направление

образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол,

возраст, отношение  к теме и к оратору.

Всегда легче  говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу

(дилетанты, специалисты,  коллеги, студенты, люди одинаковых  политических

Информация о работе Приемы управления аудиторией