Приемы управления аудиторией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:08, доклад

Описание работы

Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией.
Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».
К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

Работа содержит 1 файл

русский.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

ления этого  недостатка,  а также  совершенствования  техники

речи рекомендуется:

- прочитать вслух  в различном темпе фрагмент  какого-либо рассказа по книге;

- использовать  скороговорки,  вначале их следует  произносить медленно,

постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-

гатый словарный  запас,  точность и образность фраз и выраже-

ний,  это учение  лаконично  и  просто  сформулировать  свою

мысль.

Итак, оратор с  высокой культурой  речи  отличается  бо-

гатством  словарного запаса,  смысловой точностью  выражения,

соблюдением языковых норм произношения,  образностью  и  точ-

ностью словоупотребления.

    

2. Приёмы установления контакта с аудиторией. 

                 Лексически-синтаксические приёмы.                

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это  контакт со

слушателями, то есть общность психического состояния  оратора и аудитории. Эта

общность возникает  на основе совместной мыслительной деятельности, сходных

эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его

заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и

наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать  аудиторию и уметь

корректировать  свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь

широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести  дискуссию на любую

тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная

реакция на слова  выступающего, внешнее выражение  внимания у слушателей (их

поза, сосредоточенный  взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки,

смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная.

Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и

неустойчивым  в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать  аудиторию, надо установить с ней  и постоянно поддерживать,

зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом  речи выдерживают небольшую психологическую  паузу - 5 – 7

секунд. Речь оратора  не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с

разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она

делается при  смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для

подчеркивания важности предыдущей или последующей  фразы. В каждое слово речи

необходимо вливать  как можно больше силы и энергии.

Для современной  ораторской  речи  является  характерным сочетание логико  -

аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика

выступления лучших ораторов показывает,  что сухое  деловое выступление,

сводимое к  передаче "голой" информации в  современной, хорошо осведомленной

аудитории, как  правило, остается без внимания, а  нередко вызывает скуку и

даже раздражение.

Как бы не интересна  была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих  ораторских приемов:

·        Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них

отвечает, выдвигает  возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к

определенным  выводам.

·        Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к

процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их

интерес.

·        Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует  их познавательную

активность.

·        Прием новизны информации, гипотез  заставляет аудиторию предполагать,

размышлять.

·        Опора на личный опыт, мнения, которые  всегда интересны слушателям.

·        Показ практической значимости информации.

·        Использование юмора позволяет  быстро завоевать аудиторию.

·        Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

·        Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь

внимание к  ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

·        Прием градации - нарастание смысловой  и  эмоциональной значимости

слова.  Градация  позволяет усилить,  придать им эмоциональную

выразительность фразе, сформулированной мысли.

·        Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает

привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально

противоположный.

·        Прием апелляции к собственным  мыслям.

Среди приемов  ораторской речи,  существенно  повышающих  ее эффективность  и

убедительность,  следует особо выделить лексические  приемы.Практически во

всех руководствах по  ораторскому  искусству  среди лексических приемов

рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые  обороты и отдельные слова, употребляемые  в переносном

значении,  которые  позволяют достичь необходимой  эмоциональной

выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты,

гиперболы...

Сравнение -  один  из наиболее часто используемых приемов,  который обладает

большой убеждающей силой, стимулирует у  слушателей  ассоциативное и образное

мышление и  тем самым позволяет оратору  достичь желаемого эффекта.

Метафора - это  перенос названия одного предмета на другой,  это речевое

сближение 2 явлений  по сходству или  контрасту.  Например:  "Локомотив

истории  остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета,  явления, раскрывающее его сущность.

Например:  "Студент - это не  сосуд, который  следует  заполнить знаниями,  а

факел,  который  надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды  прохожий

спросил у строителя:"Что  ты делаешь?"  Тот подумал и  ответил: "Не видишь?

Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет  собой  вид тропа,  состоящего в преднамеренном

преувеличении свойств,  качеств  предметов  и явлений.  Например:  "Редкая

птица долетит  до середины Днепра".

Действенным средством  контакта являются специальные слова  и выражения,

которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я,

вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся,

отметим, прошу  вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),

обращения (уважаемые  коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь

хотите услышать мое мнение?). Специфика устной  речи  проявляется в

построении фраз и целых предложений.  Считается,  что в публичном

выступлении предпочтение  следует  отдавать  более  коротким предложени-

ям,они лучше  воспринимаются на слух  и  запоминаются.  Кроме того,  короткое

предложение позволяет  более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные  языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер",

служат объединению  говорящего со слушателями.

    

 Поза, жесты,  мимика оратора 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы

кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия,

акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому

каналу, повышают эмоциональность и тем самым  способствуют лучшему усвоению

высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается

зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,

подвижности и  естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека,

который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время

длительного доклада  опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный

момент усиливает  значимость того или иного места  речи, помогает сосредоточить

на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность

"отдохнуть"  и затем переходит к другому положению речи. Не следует

расхаживать, двигаться  в стороны во время выступления.

Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От

жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать

бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды,

верчение ручки  и др.). Утверждают, что лучший и  самый совершенный жест тот,

который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с

содержанием речи.

В ораторском искусстве  используются:

·        Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение,

замедление и  ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо

при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".

·        Эмоциональные передают оттенки  чувств (сжатый кулак,

овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

·        Указательные рекомендуется использовать в очень редких

случаях, когда  есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

·        Изобразительные наглядно представляют предмет,

показывают его (например, винтовую лестницу).

·        Символические несут определенную информацию. К этой

группе относятся  жест категоричности (сабельная отмашка  кистью правой руки),

жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и

здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в  разные стороны), жест

обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения

(пальцы или  ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с

Информация о работе Приемы управления аудиторией