Приемы управления аудиторией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:08, доклад

Описание работы

Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией.
Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».
К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

Работа содержит 1 файл

русский.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

взглядов и  т. д.). Чем однороднее аудитория, тем  единодушнее реакция на

выступление.

Обращаясь к  молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в

незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от

острых проблем  и вопросов.

Перед слушателями  с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки

нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы,

нельзя допускать  повторы, тривиальные суждения, демонстрировать  свое

превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа

проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить  речь труднее. Если

публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то

фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать

отдельным, особо  авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они

придут.

Необходимо также  выяснить численность аудитории. Большим количеством

слушателей сложнее  управлять. В огромной массе человек  легковерен, склонен к

обезличиванию, не способен к критике, видит все  в черно - белых красках,

реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее

следует говорить.

Знание своих  слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое

значение при  обсуждении какого - то трудного вопроса  в узком кругу

специалистов, деловых  людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить  выступление - в зале, в

кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо

располагаться свободно, непринужденно, установив  и стараясь сохранять

постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в  аудитории. Проксемика - наука

о временной  и пространственной организации  общения - описывает следующие

способы:

     Способ Схематическое изображение Комментарии 

Аудиторное размещение  Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников 

"Конференция" 

      Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений 

"Подкова"  Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля 

V - образное расположение  Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора 

"Круглый стол"  

Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем. 

"Кабаре"  Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания 
 

Надо выяснить также после каких других речей  планируется ваше выступление.

Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме,

чем предыдущая. . Необходимо чувствовать аудиторию  и уметь корректировать

свою речь в  зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг

знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию  на любую тему.

                  Подбор материала. Составление  текста.                 

Следующая ступень  докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление

текста  - начинается с подбора материала. Чтобы выступление  получилось

содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники

материала подразделяются на группы:

1.     Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем

наблюдений, собственного опыта:

·      знания, практика;

·      личные контакты, беседы, интервью;

·      воображение - мысленное создание новых  картин, образов, проектов на

основе прошлого опыта с элементами творчества.

2.     Опосредованные:

·        а) официальные документы:

·        б) научная и научно - популярная литература;

·        в) художественная литература;

·        г) статьи газет и журналов;

·        д) передачи радио и телевидения;

·        е) справочная литература: энциклопедии, словари;

·        ж) результаты социологических опросов.

Следует помнить, что "живой" опыт всегда хорошо воспринимается слушателями,

он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим  и фактическим .

Насыщенность  речи тем или другим типом материала  зависит от жанра. Так, в

отчетном докладе  требуется приводить множество  фактов, чтобы доказать

положения и  убедить слушателей. Материал выступления  должен быть достоверным.

Предварительно  проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя  материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику

изложения, составляет и редактирует текст.

Подготовка письменного  текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно

проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти.

Писать следует  на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может

ограничиться  составлением тезисов, конспекта или  развернутого плана

выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше

перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой  вы чувствуете себя легко и

удобно, и постараться  ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные

брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать  жесты, приемы

установления  контакта. Практика показывает, что  на каждую минуту выступления

приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление  тщательно разработано,

то в момент встречи со слушателями говорящий  будет держаться уверенно. Как

утверждают опытныные  ораторы, невидимый ни для кого труд – основа уверенности

лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

     Коммуникативный.

Выступление состоит  из трех частей: вступления, доказательства и заключения.

Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность,

которой будет  доказана во второй части речи. Существуют различные виды

вступления. И  его выбор зависит от сверхзадачи  и аудитории, в которой оратор

выступает.

Важнейшим качеством  эффективности публичного  выступления является ее

логичность и  доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только

на здравый  смысл и импровизацию.  Необходимо овладеть логическими законами

доказательности,  аргументированности.  Эти законы прежде всего

распространяются  на  словесное определение понятий,  логические выводы,

доказательства  своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее  речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем

более создается  уверенность в надежности и достоверности  услышанной

информации. Общепризнанно, кто логично мыслит,  тот и  логически ясно говорит.

Поэтому первейшая  задача оратора еще в процессе подготовки к публичному

выступлению  -  продумать  до мельчайших подробностей логику своего

выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Логическая схема  доказательства чаще всего слагается  из 3 элементов:

1. Тезис - это  исходное положение, истинность  которого стремится доказать

оратор.  И  наоборот,  если истинность тезиса сомнительна  для  оратора,  то

вряд ли тезис  будет убедителен для других.  Формулируя тезис,  следует

помнить,  что  он  должен быть ясным и четким, не содержать в себе

противоречия. Расп-

лывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи

недостаточно  опытного оратора.

2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана

практикой.  Аргумент является необходимой частью всякого  доказательства.

Наиболее сильным  аргументом в процессе доказательства являются факты,

истинность которых  не подвергается сомнению.

3. Доказательсто по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При

опоре на прямой способ доказательства аргументы  непосредственно

обосновывают  истинность тезиса. При косвенном  способе доказательность истины

обосновывается  путем доказательства ложности противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому  или  иному  вопросу  в процессе  публичного

выступления  может быть развернута в 3 вариантах:  индуктивно (от частных

факторов к  общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным

заключениям) и  в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

При индуктивном  характере доказательства оратор опирается  на отдельные

факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры,  выдвинутые им

гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе

подготовки к  выступлению продумать и отобрать:

- наиболее существенные  факты,  отдельные,  чаще  всего  заранее отобранные

примеры;

- такое количество  фактов и примеров, чтобы их  анализ и обобщение давали

убедительный  вывод, заключение;

- факты и примеры  должны быть близки и понятны   аудитории, уровню образования

и подготовки слушателей.

Индуктивных выводов  в процессе  публичного  выступления  может быть множество.

Это может быть статистически выверенный или социологами  установленный факт,

интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.;

важно, чтобы  серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и

подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.

При дедуктивном  характере доказательства развертывание аргументации идет от

общего к частным  выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное

теоритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны,

либо  настолько  убедительны,  чтобы  не вызывали сомнений у слушателей. А

Информация о работе Приемы управления аудиторией