Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма

Автор: Алеся Кондратенко, 07 Ноября 2010 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

подчинительные конструкции как на уровне словосочетания

Содержание

Введение
1 Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма на разных этапах формирования современного русского языка
2. Мониторинг развития подчинительных конструкций как проявление синтетизма на материале художественных текстов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Синтаксис.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

      Особый  случай примыкания – когда зависимым  словом является инфинитив: «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать).  

      Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько тоже выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Осадки, - реагировал Егоров, - ты лучше послушай, какой я сон видел. Как будто Ворошилов подарил мне саблю» - сон (какой?) какой – согласование; «В тот же день Борис заметил около уборной ефрейтора Петрова, которого сослуживцы называли - Фидель» - называли (кого?) которого – управление; «Куда тебя погнали среди ночи? Ехал бы с утра» - погнали (куда?) куда – примыкание. 
 
 
 
 
 

      Вывод:  

      • При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.
  • При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.
  • При примыкании никто ничего потребовать не может.
 

      2.2 Проявление синтетизма в подчинительных конструкциях согласования, управления и примыкания в современном синтаксисе.   

      Как проявление синтетизма следует отметить широкое использование связей управления и согласования в подчинительном словосочетании, которые основаны на активизации именного словоизменения — склонения имен существительных  и прилагательных. В итоге в русском языке функционируют словосочетания с разнообразными комбинациями подчинительных связей знаменательных слов: Давно созданный скульптором Аникушиным памятник Пушкину на площади искусств в Петербурге. Это сложное словосочетание, состоящее из девяти знаменательных слов, организовано вокруг существительного памятник с использованием синтаксических связей согласования, сильного и слабого управления, примыкания, итогом чего является сложная цепочка словоформ, находящихся на различных ступенях иерархии относительно друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 

      2.3. Развитие подчинительных конструкций на уровне предложения. 

      Сложноподчиненным предложением (СПП) называют такой тип  сложного предложения, в котором  части соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 

      Необходимо  сказать, что придаточная часть может стоять в разных позициях по отношению к главной. Может быть в начале (препозиция): Когда папа Карло пошел покупать для Буратино обед, мальчишка слез со стола и сунул свой длинный нос в нарисованный очаг. Может оказаться после главной части (постпозиция): Буратино проткнул в очаге дырку, потому что очаг был лишь нарисован на холсте. И, наконец, возможна интерпозиция, когда придаточная часть располагается в середине главной: В домике, который уютно расположился на опушке леса рядом с прелестным прудом, жила самая красивая кукла Карабаса – Мальвина. Для некоторых типов придаточных неважно, где расположена придаточная часть, предложение может быть изменено так, что позиция придаточной по отношению к главной поменяется (это возможно, например, для придаточных времени с союзом "когда"). Есть типы придаточных и определенные группы союзных средств, которые фиксируют определенное положение придаточной части по отношению к главной. К примеру, использование временного союза "как вдруг" требует постпозиции придаточной части: Мальвина уже собралась выйти на улицу и сесть завтракать, как вдруг она увидела висящего вверх ногами на дереве Буратино. 

      Теперь  поговорим о каждом типе придаточной  части. При характеристике каждого типа придаточной части мы будем придерживаться следующего плана: вопрос, на который отвечает придаточная часть; присловная она или нет; тип союзного средства, используемый в придаточной части; место придаточной по отношению к главной, а также обязательность или необязательность использование в главной части соотносительного слова  

        СПП с придаточными определительными 

      Придаточные определительные отвечают на вопрос "какой?". Это присловные придаточные, которые относятся к существительному или субстантивированному слову в главной части. Придаточная часть вводится только при помощи союзных слов ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА. Союзы в этом типе придаточного не используются. Придаточная часть располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово при том существительном, к которому относится придаточная часть. К примеру: В теремке, который стоял в зарослях густой травы, никто не жил. На втором этаже, откуда открывался самый красивый вид на колосья, мышка нашла для себя уютную спаленку. К тому же единственный в теремке камин располагался именно в той комнате, где мышка решила заночевать. 

      Союзные слова в придаточной части будут выступать в роли членов предложения. Для местоименных наречий это позиция обстоятельства: Полянка, где стоял теремок, была совершенно незаметна для всех проходящих мимо – союзное слово ГДЕ является обстоятельством места.. Слово ЧЕЙ будет определением: Мышка выглянула в окно и увидела длинноухого зверька, чей облик показался ей знакомым.  Местоимение ЧТО – либо подлежащим, либо дополнением: Зверь, что стоял напротив двери, был, конечно, заяц – здесь ЧТО подлежащее.  

      Особые трудности бывают с определением позиции члена предложения для слова КОТОРЫЙ. Большинство выделяют его как определение, связывая вопрос "какой?", заданный от главной части к придаточному определительному, с вопросом по отношению к слову КОТОРЫЙ. Но ведь члены предложения определяются в каждой части, следовательно, вопрос к КОТОРЫЙ следует задавать от членов придаточной части. При правильном подходе это местоимение может стать подлежащим, дополнением, обстоятельством, а вот определением – нет: Вопрос, который мышка задала лягушке, касался обязанностей последней по уборке домика (дополнение). Жилец, который стал последним обитателем коммунального теремка, был волк (подлежащее). Шла-шла лягушка по лесу и тут увидела теремок, в котором, как ей показалось, не было жильцов (обстоятельство места).  

      Иногда  говорят, что местоимение КОТОРЫЙ  является главным в ряду союзных  слов в придаточном определительном. Практически любое предложение  допускает замену использованного  в ней союзного слова на КОТОРЫЙ: Теремок, где (=в котором) жили наши герои, как оказалось, был в свое время построен для отдыха высокопоставленных жителей леса. 

      Разновидностью  определительных считают местоименно-определительные  придаточные, которые отвечают на тот  же вопрос, но относятся к местоимению в главной части – местоименному существительному ("кто-то", "никто"…) или субстантивированному местоименному прилагательному ("каждый", "тот", "любой"…). Фактически можно говорить о том, что сами эти опорные слова в главной части выступают одновременно в роли соотносительных. В качестве средства связи используются союзные слова КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ. Еще одним отличием от собственно определительных будет возможность для придаточной части оказаться в препозиции, перед главной. "Кто будет бездельничать, того из теремка выселим!" - сказала мышка, косясь в сторону лисички. Каждый, кто жил в теремке, имел свои обязанности по дому.  

         СПП с придаточными изъяснительными 

      Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Это присловные придаточные, которые относятся к глаголу, отглагольному существительному, прилагательному или наречию в главной части, причем слова эти имеют значение речи, мысли, чувства, восприятия ("говорят", "пишут", "мысль", "решено", "известно", "плохо", "жаль"…). Придаточная часть вводится при помощи союзных слов КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАК, КАКОВ, СКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО, КАК БЫ, ЛИ. Придаточная часть чаще располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. Но возможно и такое построение предложения, когда придаточная часть будет стоять перед главной, в этом случае предложение может иметь определенную выразительность, смысловое и интонационное выделение придаточной. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово. О том, какие изменения в структуру предложения вносит введение этого слова, мы поговорим ниже. К примеру: Мышка не знала, почему лягушка решила переселиться из болота в теремок, но понимала, что должны быть веские причины. Лисичка спросила, можно ли ей присоединиться к дружной семейке, проживающей в теремке. В первый день жизни в теремке заяц не знал, как рубить дрова, но потом научился. "Что медведь отказался жить с нами, хорошо", - заметила лягушка.  

      Отвечая на падежные вопросы, придаточное изъяснительное выполняет функцию дополнения или  подлежащего для главной части. При этом главная часть оказывается  неполным предложением. Например: Заяц был рад, что он поселился в теремке. В главной части пропущено дополнение "тому". Если же оно употреблено (как соотносительное слово), то главная часть будет полной. Часто встречаются неполные двусоставные предложения, в которых придаточная часть стоит на месте подлежащего: "Хорошо, что мы все здесь поселились!" - радостно сказала мышка. В такие предложения также могут быть введены необязательные соотносительные слова в функции подлежащего, но это случается реже: О теремке известно было то, что он строился для медведя и его друзей.  

      Одна  из важных функций предложений с  придаточным изъяснительным – передача чужой речи, такое предложение  называют косвенной речью. Процесс  переделки прямой речи в косвенную  осуществляется по следующим правилам: 

    •  Если  прямая речь была вопросом  с вопросительным словом, то при изменении вопросительное слово становится союзным словом в придаточной части: "Где ты была?" - спросила мышка у вернувшейся в полночь лягушки. = Мышка спросила у вернувшейся в полночь лягушки, где она была.
    • Если прямая речь была вопросом без вопросительного слова, то в придаточном изъяснительном используется союз ЛИ: "Ты купила хлеба?" - строго спросила мышка у безалаберной лягушки. = Мышка строго спросила у безалаберной лягушки, купила ли она хлеба. Обратите внимание, что подчинительный союз ЛИ стоит не между частями, а внутри придаточной, фактически выполняет функцию и союза, и частицы.
    • Если прямая речь была повествовательным предложением, то придаточное вводится союзом ЧТО: "Я совсем не умею готовить, умею только есть", - сказала лисичка. = Лисичка сообщила, что не умеет готовить.
    • Если прямая речь была побудительным предложением, то используется союз ЧТОБЫ: "Возвращайся скорее!" - просили мышка и лягушка зайчика. = Мышка и лягушка просили зайчика, чтобы тот поскорее возвращался.
 

      Есть  две ситуации, когда может созникнуть проблема с различением двух рассмотренных  нами типов придаточных – изъяснительных и определительных.  

      Первая  проблема связана с определением типа предложения, где опорным словом в главной части оказалось  существительное. В таких предложениях от главной к придаточной части может быть задано оба вопроса – и "какой?", и падежный. Сравните: Мысль, что теремок нуждается в ремонте, огорчила всех жильцов. Мысли, что роились в голове у мышки, были печальными. Изъяснительным является первое, и принцип установления этого прост – там использован союз, а в придаточных определительных союзы не используются.  

      Вторая  проблема возникает в предложениях, где использовано соотносительное  слово, которое оказывается обязательным для структуры предложения, и опять же союз ЧТО. Вся история про теремок началась с того, что муж мышки заподозрил её в измене и выгнал из дома. Такое предложение действительно сложно определить и как определительное, и как изъяснительное. С одной стороны, относится к местоименному слову (местоименно-определительное?), с другой – вводится союзом и отвечает на падежный вопрос. Нам известны пособия, в которых такие предложения вносят в группу определительных,  но все же чаще эти предложения рассматриваются как изъяснительные, с чем мы тоже согласны. 

Информация о работе Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма