Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма

Автор: Алеся Кондратенко, 07 Ноября 2010 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

подчинительные конструкции как на уровне словосочетания

Содержание

Введение
1 Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма на разных этапах формирования современного русского языка
2. Мониторинг развития подчинительных конструкций как проявление синтетизма на материале художественных текстов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Синтаксис.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

        СПП с придаточными  образа действия  

      Придаточные образа действия отвечают на вопрос "как?", "каким образом?". Придаточные являются присловными и относятся к наречию "так" или сочетанию "таким образом" в главной части. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и в интерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила. Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть. Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше не радовалась. 

      Главная часть может оказаться неполной, если соотносительное слово в  ней пропущено, обычно это свойственно  разговорной речи. "Ты сделаешь, как велю тебе я!" - закричала мышь. 

      СПП с придаточными присоединительными 

      Придаточные присоединительные не отвечают на вопрос, они содержат добавочное замечание и могут быть разделены на два отдельных предложения. Придаточные относятся ко всей главной части и вводятся союзными словами ЧТО, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. Эльф опустился перед Дюймовочкой на колено, отчего девочка смутилась.  Этот тип СПП практически аналогичен ССП с соединительными отношениями – союзное слово можно заменить на И.  

       

      СПП с несколькими  придаточными 

      Необходимо  также сказать, что предложения  из двух частей, где одна часть будет  главной, а другая придаточной, встречаются  нечасто. Гораздо чаще в текстах  используются предложения из трех и  более частей, в которых использованы несколько придаточных. 

      Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной. 

      1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это параллельное подчинение. Придаточные обычно разнотипны, а если оказываются однотипными, то соотносятся с разными словами в главной части. Когда Дюймовочка увидела крота (1), она поняла (2), что не сможет стать его женой никогда (3). Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье – придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет. 

      2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одому и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Между придаточными устанавливается бессоюзная или сочинительная связь. Ласточка поняла (1), что Дюймовочка очень несчастна (2) и что её никто не любит (3). Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. В нашем примере однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз И, при этом в обеих частях повторяется союз ЧТО. В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден: Когда вдали показалась страна эльфов, Дюймовочка решила, что это сказка или все ей только снится. Между однородными изъяснительными придаточными стоит разделительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство.  

      3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Крот решил жениться на Дюймовочке (1), потому что узнал (2), что она мало ест(3). К первой, главной части присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное. Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила (1), что (2), раз Дюймовочка убежала (3), надо самой выйти замуж за крота (2). Внутри второй части располодено относящееся к ней придаточное условное. 

  
 

Заключение 

      Выполнив курсовую работу, можно сделать следующие выводы:  

    • Подчинение, наряду с сочинением, второй основной тип связи между членами простого предложения, а также между предикативными единицами (предложениями), входящими в сложное предложение.
    • Синтетизм  проявляется в высоком развитии подчинительных синтаксических конструкций как на уровне словосочетания, так и предложения.
    • Как проявление синтетизма следует отметить широкое использование связей управления и согласования в подчинительном словосочетании.
 

      В древнерусской синтаксической системе существовал целый ряд сложноподчиненных предложений, различных по значению. В целом среди этих сложноподчиненных предложений можно обнаружить все типы, какие есть и теперь, т.е. сложноподчиненные предложения с придаточными времени, условия, причины, места, цели и т.д. 

      Следовательно, различие в этом отношении между  древнерусским и современным  языком заключалось не в том, что  были иные типы сложноподчиненных предложений, а в том, что в древнерусском  языке в ряде случаев эти предложения имели иную структуру и иное придаточное присоединялось к главному иными союзами нежели теперь. 

      Проблема подчинительных связей слов, являющаяся одной из основных проблем учения о   синтаксическом   строе   языка, обогатилась рядом новых понятий. Существенным      поворотом в осмыслении связей слов явилась идея об их разграничении применительно к словосочетанию, с одной стороны, и предложению – с другой. Это привело, во-первых, к необходимости большей детализации связей в словосочетании (введение понятия именного примыкания), во-вторых, к выявлению «новых» связей сугубо предложенческого характера (введение понятий координации – связи между подлежащим и сказуемым, детерминации – связи детерменантов с предложением в целом, соотношения – связи между вводными словами и членами предложения в целом и др.) 
 

Список  использованной литературы 

    [1] Современный русский литературный язык: Учебник/ П. А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.: Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1982. – 399 с.  

    [2] Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. – 432 с. 

    [3] Пименова С.Я. Об изменениях в языке: различные типы восприятия и синтаксическая система // Материалы XXXIV Международной филологической конференции: 14-19 марта 2005 г., Санкт-Петербург.  – СПб.: Филолог. фак. СПбГУ, 2005. – Вып. 17: Грамматика (славянский цикл). – Ч.2. – С.18-26. 

    [4] Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2003. - 304 с. 

    [5] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с. 

    [6] Грамматика современного русского литературного языка. Под ред. H. Ю. Шведовой. - М.: Логос, 2000. - 605 с. 

    [7] Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» — М.: Наука, 1980. 

    [8] Современный русский язык. Под редакцией В. А. Белошапковой. М.,   1989 

    [9] Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» 3-е изд. М, 1990.

Информация о работе Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма