Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Систематизировать виды речевых формул, как они представлены в специальной литературе, а затем найти их в художественных произведениях, которые имеются в учебниках литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. И показать, как можно этот материал использовать при обучении школьников речевому этикету.
Задачи работы: Изучить научную и практическую литературу по теме русского речевого и неречевого этикета. Найти этикетные выражения в текстах художественных произведений, помещенных в учебниках «Родной речи» и расклассифицировать по видам:
1). Речевой этикет.
2). Неречевой этикет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…4 стр.
Глава 1. Система речевого и неречевого этикета в русском языке ...........7 стр.
1.1. Из истории возникновения речевого этикета ……………………...….7 стр.
1.2. Речевой этикет ………………..………………….…………………...…9 стр.
1.3.Неречевой этикет …...…………………………….……………………11 стр.
Обращение …….…………………………………….……………………...15 стр.
Реакция на обращение, на привлечение внимания …………..…………..17 стр.
Приветствие ….……………….…………………………………………….18 стр.
Приветствия в письме …………………….………………………………..19 стр.
Прощание …………………………………………………………….……..20 стр.
Пожелания при прощании ….…..…………….……………………….…...21 стр.
Знакомство …..…..……………………………………………………..…..21 стр.
Приглашение …..…………………….……………………………….……22 стр.
Просьба, совет, предложение ……………………………………….…..…24 стр.
Извинение ………………………………………………………….…….…26 стр.
Благодарность……………………….……………………………….……...26 стр.
Утешение, сочувствие, соболезнование …..…...…………….…………..27 стр.
Комплимент ...………………………………………………………………28 стр.
Поздравление .………………………………..……………………………..29 стр.
Глава 2. Речевой и неречевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов ……………………………………………...………….34 стр.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках ……………………………….37 стр.
2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах………………………...……43 стр.
2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях………………...…….47 стр.
2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах ………………….48 стр.
2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях ………………………...………52 стр.
Глава 3. Использование речевого и неречевого этикета в начальных классах (с примерами из учебника литературного чтения) ………………………55 стр.
3.1. Роль этикета в жизни ребенка ………………………………………...55 стр.
3.2. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Родная речь» 3 класс 1 часть……………………………………………………………....57 ср.
Заключение …………………………………………………………………64 стр.
Список литературы…………………………………………………………66 стр.
Приложение 1. Список исследованных текстов и этикетных выражений из них ….…………….…………68 стр.
Приложение 2 Образцы объяснения этикетных выражений школьникам ……………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ..doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Отказ, с позиций этикета – более сложное речевое действие: нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен, оскорблен. В языке есть особые «смягчающие» средства. Во-первых, мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: К сожалению, не могу…Выражение извинения: Извините, я не могу, Простите, но я никак не могу…

 

Извинения.

              Извинение – это не только признание своей вины, но и часто употребляется, как вежливое обращение, например, когда вы едете в транспорте, и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно спрашиваете: «Извините, вы на следующей остановке выходите?»

              Так же употребляется извинение за небольшой проступок выражениями: Извини(-те). Извини(-те), пожалуйста. За небольшой или большой проступок извиняться можно и в форме: Прости (-те). Прости (-те), пожалуйста.

Так же извиняются за беспокойство, за неожиданный приход, за опоздание.

 

Благодарность.

Благодарность – чувство признательности к кому-либо за оказанное добро, внимание. Выразить это чувство помогают специальные этикетные слова, которые есть в русском языке [22].

Благодарность обычно вызывает отклик тех, кого благодарят: пожалуйста; не стоит благодарности!; кушайте (ешьте) на здоровье; и вам спасибо за все!

Наиболее часто употребляются выражения благодарности в словах: Спасибо. Большое спасибо. Спасибо вам (тебе) + за + сущ. в вин.падеже. Спасибо вам (тебе) за то, что…. Благодарю вас (тебя) + за + + сущ. в вин.падеже (за поддержку, за помощь). Я вам (тебе) очень благодарен (-рна) + за + сущ. в вин. падеже (за совет, за помощь). Я вам (тебе благодарен (-рна) за то, что…

Выражение благодарности за незначительные услуги: Я вам (очень, крайне, глубоко, чрезвычайно) признателен (-льна) + за + сущ. в вин.падеже (за поздравление, за помощь). Я вам признателен (-льна) за то, что… Я вам многим обязан (-а) за + сущ. в вин.падеже (за помощь). Я вам многим обязан (-а) за то, что…

Существует сильная степень выражения благодарности за значительные услуги: У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас… Нет слов, чтобы выразить (вам) (мою) благодарность. Не хватает слов, чтобы отблагодарить вас за то, что… Не хватает слов, чтобы выразить (вам) (мою) благодарность….

Высокая степень благодарности, эмоционально окрашенная будет звучать так: Как я вам (тебе) благодарен (-рна) (признателен (-льна), обязан (-а)). Вы (ты) не представляете (-ешь), как я вам (тебе) благодарен (-рна)(признателен (-льна)). Если бы вы (ты) знали (знал, знала), как я вам (тебе) благодарен (-рна) (признателен (-льна), обязан (-а)).

Возвышенная степень благодарности с эмоциональной окраской: Моя благодарность (признательность) не знает границ.

Благодарят все, всегда и практически за все. В официальной среде наиболее распространено: Мне хочется (хотелось бы) поблагодарить вас за то, что (или + за + сущ. в вин.падеже), Я хочу поблагодарить вас за то, что (или + за + сущ. в вин.падеже), Я должен (-жна) поблагодарить вас за то, что (или + за + сущ. в вин.падеже). Разрешите (позвольте) поблагодарить вас, выразить вам благодарность….

Самым распространенным ответом на благодарность за незначительную услугу, конечно же, будут такие выражения как: Пожалуйста, Не за что, Не стоит (благодарности)!

 

Утешение, сочувствие, соболезнование.

              Соболезнования, как правило, выражаются официально, и имеют вид стилистически высоких фраз типа: Примите мои соболезнования, прошу принять мои соболезнования, Разрешите выразить вам мои искренние соболезнования…и т.п. Соболезнования уместны только как сочувствие большому горю, несчастью (смерти). Каждый человек решает сам, как выразить соболезнование, исходя из того, насколько тесными и близкими были отношения с покойным или его семьей.

              Утешения, сочувствия более разнообразны в своем выражении и варьируются в зависимости от того, кому и в какой обстановке их говорят.

Фраз сочувствия в обиходе не мало: Мне жаль (вас, тебя)…, Мне жаль, что так случилось…Я вас (тебя) понимаю…(утешение), Успокойтесь (успокойся), Не волнуйтесь (не волнуйся), Не надо (думать об этом, сдаваться, терять выдержки, падать духом и т.д.) (утешение с советом), Все будет хорошо (в порядке) (утешение с заверением, ободрением). Все бывает, Всякое бывает (в жизни), Ничего не поделаешь, Вы (ты) не виноваты (-ват, -а) (утешение с сочувствием).

              Как правило, при сочувствии, утешении говорящий не ограничивается одной лишь фразой, он нанизывает их одну на другую, повторяет, убеждает, создает целый текст, может присоединить сюда и комплименты.

 

Комплимент.

              Комплимент, как и утешение, сочувствие подбадривают собеседника, поднимают его настроение. Мы нередко склонны поверить даже преувеличенным комплиментам, готовы принять комплимент чуть-чуть более того, которого заслуживаем объективно. Все дело в том, что говорящий именно субъективно, оценивает собеседника, именно точка зрения адресанта может выявить особые достоинства адресата. Это поддерживает нашу склонность верить высоким оценкам собственной персоны.

Психологи отмечают, как важно человеку думать о себе, иметь в сознании свой положительный образ. Делая комплименты, одобрительные оценки в чей-либо адрес, мы должны помнить, что в каждом человеке есть что-то хорошее. Выделить это, подчеркнуть это хорошее, не поскупиться, оценить в человеке его лучшие черты – в этом искусство комплимента и его положительная роль [9].

Так же как и в утешении, сочувствии, так и в комплименте все внимание сосредоточено на собеседнике, во фразах присутствует «ты», но нет «я».

Вы (ты) красивы (красив, -а)…, обаятельны (обаятелен, обаятельна)…, умны (умен, умна) и т.д.

Вы (ты) такая (-ой) красивая (-ый), обаятельная (-ый) и т.д.

Вы (ты) хороший (специалист, музыкант, человек и т.д.)

У вас (тебя) красивая (-ый, - ые) улыбка, глаза, волосы, руки, фигура и т.п.

Вам (тебе) идет этот костюм (платье), С вами (тобой) интересно (приятно) общаться (разговаривать, говорить, иметь дело и т.п.)

Чаще всего употребляются комплименты, касающиеся внешнего вида. Но, конечно, все дело в том, когда и какой комплимент уместно сделать. Если например, после доклада, выступления женщина вправе ждать от собеседника одобрения своих деловых качеств, а говорящий расхваливает ее одежду, эффект такого комплимента может оказаться прямо противоположным – ведь она ждет одобрения тех мыслей, которые она высказала, манеры говорить, умения отстаивать свою точку зрения, логически рассуждать.

Таким образом, все вышеперечисленные ситуации, являются наиболее распространенными в плане реализации в них речевого этикета.

 

Поздравление.

              В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления. Поздравление – одна из ярких этикетных ситуаций. Поздравляют обычно с праздником, с успехом, с удачным завершением (иногда и с удачным началом) какого-либо дела. Причем характер праздника диктует и форму поздравления. Наиболее часто употребляются поздравления вида:

(От всей души, о всего сердца) поздравляю (-ем) вас (тебя)…с…(днем рождения, Новым годом, праздником и проч.).

С праздником! С Новым годом! С днем рождения!

С оттенком официальности звучит поздравление: Примите мои поздравления (с днем рождения и т.д.), Я хочу поздравить вас (тебя)…, Мне хочется поздравить вас(тебя)…(последнее чаще употребляется в письмах).

              Поздравления могут сопровождаться рукопожатием. И часто вслед за поздравлениями звучат пожелания. Успехов, счастья, здоровья и т.п.

 

              Существует пятнадцать разделов речевого этикета, мы рассмотрели некоторые из них. Рассмотренные нами разделы являются наиболее употребляемыми в речи. Многое из рассмотренных разделов, стало более современным, часть ранее употребляемых форм, уже не используется в речи на данном этапе нашей жизни.

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

      личности собеседников

      место

      тема

      время

      мотив

      цель

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован, прежде всего, на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом. [19]

 

Форм неречевого этикета намного меньше, в связи с тем, что тема мало изучена. Самыми распространенными выражениями речевого и неречевого этикета являются обращения и приветствия.

 

Основной особенностью русского речевого этикета можно назвать его неоднородное развитие на протяжении существования российской государственности. Серьёзные изменения норм русского языкового этикета происходили на стыке 19 и 20-го веков. Прежний монархический строй отличался разделением общества на сословия от дворян до крестьян, что определяло специфику обращения в отношении привилегированных сословий - господин, сударь, барин. При этом отсутствовало единое обращение к представителям низших сословий.

В результате революции были упразднены прежние сословия. Все обращения старого строя были заменены на два - гражданин и товарищ. Обращение гражданин приобрело негативную окраску, оно стало нормой в применении заключенными, судимыми, арестантами по отношению к представителям органов правопорядка. Обращение товарищ, напротив, закрепилось в значении "друг".

Во времена коммунизма всего два типа обращения (а по сути, только одно - товарищ), образовали своего рода культурно-речевой вакуум, который был неформально заполнен такими обращениями, как мужчина, женщина, дяденька, тётенька, парень, девушка и пр. Они остались и после развала СССР, однако в современном обществе воспринимаются как фамильярность, и свидетельствуют о низком уровне культуры того, кто их использует.

В посткоммунистическом обществе постепенно стали вновь появляться прежние виды обращения: господа, сударыня, господин и др. Что касается обращения товарищ, то оно законодательно закреплено в качестве официального обращения в силовых структурах, вооруженных силах, коммунистических организациях, в коллективах заводов и фабрик. [17]

В нашей стране выбор приветствия зависит от нескольких обстоятельств. Во-первых, этот выбор зависит от половой принадлежности человека (так, например, «здорово» приемлемо для мужчин, в устах женщин оно звучит слишком грубо). Во-вторых, выбор приветствия зависит от возраста человека. Молодые люди, подростки и дети гораздо чаще употребляют в своей речи «привет». В-третьих, выбор приветствия зависит от степени близости общающихся. Современный этикет различает официальное приветствие: «Позвольте вас поприветствовать», нейтральное: «здравствуйте», дружеское: «привет», фамильярное: «приветик». В-четвертых, от времени суток («доброе утро», «добрый день», «добрый вечер»). Многие пожилые люди, особенно мужчины, приветствуют друг друга словами «доброго здоровья», «мое почтение». Очень часто для выражения радости от встречи употребляют такие фразы, как «рад тебя видеть», «какая приятная встреча», «какая неожиданность», «вот так встреча», «кого я вижу», «какими судьбами», «сколько лет, сколько зим».

Хотя рукопожатие является желательным, но необязательным элементом приветствия, сегодня рукопожатие - один из наиболее привычных жестов, используемых при встрече, прощании, знакомстве. Если решают протянуть руку для приветствия, то делают это с удовольствием, а не вяло или с видом одолжения. При этом не впадают и в другую крайность, вкладывая в рукопожатие, как говорится, «всю силу своего интеллекта».

Мужчины, при приветствии друг друга на улице зимой могут не снимать перчаток, но если один снял перчатку, его примеру следует и другой. Дама может не снимать перчатку, мужчина же, прежде чем пожать ее протянутую руку, во всех случаях снимает перчатку.

Обычай обмениваться рукопожатием, приветствуя друг друга, пришел к нам из глубокой древности. При встрече первобытные люди протягивали друг другу руги для того, чтобы показать, что они не вооружены. Постепенно этот ритуал претерпел изменения, но и до нашего времени дошел обычай здороваться за руку, махать рукой при прощании и т. п. [16]


ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ И НЕРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В УЧЕБНИКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Введение.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.  Произведение  выстраивается  на  основе критерия художественности, как  способа  освоения  реальности  посредством  образов  в смысловой   перспективе   художественной   идеи.    Как    форма    познания действительности такое издание расширяет  жизненный  опыт  ребенка,  создает для него  духовно-эмоциональную  среду,  в  которой  органическая  слитность эстетических  и  нравственных  переживаний  обогащает  и  духовно  развивает личность ребенка. [20]

Информация о работе Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов