Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Систематизировать виды речевых формул, как они представлены в специальной литературе, а затем найти их в художественных произведениях, которые имеются в учебниках литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. И показать, как можно этот материал использовать при обучении школьников речевому этикету.
Задачи работы: Изучить научную и практическую литературу по теме русского речевого и неречевого этикета. Найти этикетные выражения в текстах художественных произведений, помещенных в учебниках «Родной речи» и расклассифицировать по видам:
1). Речевой этикет.
2). Неречевой этикет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…4 стр.
Глава 1. Система речевого и неречевого этикета в русском языке ...........7 стр.
1.1. Из истории возникновения речевого этикета ……………………...….7 стр.
1.2. Речевой этикет ………………..………………….…………………...…9 стр.
1.3.Неречевой этикет …...…………………………….……………………11 стр.
Обращение …….…………………………………….……………………...15 стр.
Реакция на обращение, на привлечение внимания …………..…………..17 стр.
Приветствие ….……………….…………………………………………….18 стр.
Приветствия в письме …………………….………………………………..19 стр.
Прощание …………………………………………………………….……..20 стр.
Пожелания при прощании ….…..…………….……………………….…...21 стр.
Знакомство …..…..……………………………………………………..…..21 стр.
Приглашение …..…………………….……………………………….……22 стр.
Просьба, совет, предложение ……………………………………….…..…24 стр.
Извинение ………………………………………………………….…….…26 стр.
Благодарность……………………….……………………………….……...26 стр.
Утешение, сочувствие, соболезнование …..…...…………….…………..27 стр.
Комплимент ...………………………………………………………………28 стр.
Поздравление .………………………………..……………………………..29 стр.
Глава 2. Речевой и неречевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов ……………………………………………...………….34 стр.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках ……………………………….37 стр.
2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах………………………...……43 стр.
2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях………………...…….47 стр.
2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах ………………….48 стр.
2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях ………………………...………52 стр.
Глава 3. Использование речевого и неречевого этикета в начальных классах (с примерами из учебника литературного чтения) ………………………55 стр.
3.1. Роль этикета в жизни ребенка ………………………………………...55 стр.
3.2. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Родная речь» 3 класс 1 часть……………………………………………………………....57 ср.
Заключение …………………………………………………………………64 стр.
Список литературы…………………………………………………………66 стр.
Приложение 1. Список исследованных текстов и этикетных выражений из них ….…………….…………68 стр.
Приложение 2 Образцы объяснения этикетных выражений школьникам ……………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ..doc

— 387.50 Кб (Скачать)

«Извини меня, папа…» - выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – извинение – извини меня – распространенная форма извинения, когда извиняются за небольшой проступок.

«Извините, пожалуйста…» - вежливое выражение речевого этикета, употребляется при извинении за небольшой проступок.

«…конечно, конечно…» - речевой этикет, выражения согласия с чьим-то мнением, положительный ответ на вопрос.

«Господа, прошу разойтись…» - выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – обращение – господа - в иерархическом обществе — форма вежливого обращения; 2ч. – просьба – прошу разойтись – наиболее употребительная форма просьбы, совета, предложения.

«Доброго утра, барышня…» - выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – приветствие – доброго утра – приветствие с оттенком пожелания, часто употребляемое в речи; 2ч. – обращение – барышня – обращение к молодой незамужней женщине из высших слоёв общества.

«Пожалуйста, не бойтесь…» - вежливое выражение речевого этикета, просьба, совет, предложение, часто употребляется в речи.

«Здравствуйте, как вы поживаете?...» - выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – приветствие – здравствуйте – наиболее употребительная форма приветствия; 2ч. – выражение, следующее вслед за приветствием – как вы поживаете - употребляется преимущественно среди людей старшего поколения.

«Нет, он не пил чаю…» - выражение речевого этикета, отрицательный ответ на вопрос собеседника.

«Посмотрите…» - выражение речевого этикета, привлечение внимания собеседника, просьба обратить внимание на какое-либо действие, или объект.

«Позвольте, я все устрою…» - выражение речевого этикета, просьба, с оттенком официальности.

 

В этом рассказе мы выдели двадцать выражений речевого этикета (шесть обращений, одно прощание, две благодарности, два извинения, одно согласие с чьим-то мнением, три просьбы, два приветствия, одно выражение, следующее после приветствия, один отрицательный ответ на вопрос, одно привлечение внимания). Форм неречевого этикета не выделено.


2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях.

Басня – короткий аллегорический рассказ или стихотворение, как правило – с нравоучительным заключением. Басня - это произведение не только художественное, а еще философское и воспитательное. Басня разоблачает недостатки человеческого характера, а поскольку эти недостатки часто одни и те же независимо от времени и темы, идеи, сюжеты басен одалживаются одними писателями у других. Для автора остается основным одно: чтобы басня оказывала содействие исправлению человека. И воспитывает она человека очень осторожно и нежно: предлагая ей на усмотрение поведение животных. Таким образом, никто не остается оскорбленным, а кто хочет «услышать», о чем говорит автор, тот «услышит». Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Самым пригодным чтением для младшего школьного возраста считалась басня, где с простотой и ясностью изложения сочеталась еще и трезвость взгляда. В живых, наглядных образах животных олицетворялись нравы людей; в них в забавной, занимательной форме восхвалялась добродетель, осмеивались недостатки и людские слабости.

Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осел упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая и т.д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.

В баснях не часто можно встретить формы и выражения речевого и неречевого этикета. В большинстве своем они употребляются в переносном смысле. Так как басня является саркастическим произведением.


И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

«Смотри-ка, - говорит…» - выражение речевого этикета, привлечения внимания собеседника, просьба обратить внимание на какое-либо действие, или объект.

«…кум милый мой!...» - речевой этикет, обращение. Кум - крёстный отец по отношению к крёстной матери и к родителям крестника; отец ребёнка по отношению к крёстному отцу и крёстной матери; устар. обращение к пожилому мужчине. Прилагательное милый здесь выступает как обозначение того, что человек, к которому обращаются, является близким к сердцу, родным. В данном контексте нам неизвестно, являлись ли они крестными родителями кого-либо, поэтому возможно предположить, что выражение речевого этикета здесь употребляется в переносном, фамильярном смысле.

 

Здесь мы выделили два выражения речевого этикета (одно - привлечение внимания, второе - обращение). Форм неречевого этикета не встречается.

 

И. А. Крылов «Ворона и лисица».

«Голубушка, как хороша!…» - выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – обращение – голубушка - фамильярное, иногда с оттенком ласки, обращение к лицу женского пола; 2ч. – комплимент внешности – как хороша! – комплимент, выражение восхищения. В данном контексте комплимент употребляется как грубая лесть, не относящаяся к действительности.

«Спой, светик…» - выражение речевого этикета, обращение – светик – ласковое обращение к кому-либо (устар.).

 

В этой басне мы выделили три выражения речевого этикета (два обращения и один комплимент (восхищение)).

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формы речевого и неречевого этикета чаще всего встречаются в сказках. Так как большинство сказок построено с помощью диалогов, и персонажи там постоянно находятся в каком-то действии. В сказках чаще встречаются формы неречевого этикета, в большинстве случаев это поклоны. Любая сказка изобилует различными выражениями речевого и неречевого этикета, от устаревших форм (которых все же большинство), до тех, которые употребляют сейчас.

В любом из проанализированных произведений преобладает форма речевого этикета – обращение. Хотя приветствие и обращение считаются самыми распространенными формулами этикета, но формул приветствий не так много, они не настолько разнообразны, как обращения.


ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВОГО И НЕРЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (с примерами из учебника литературного чтения).

 

3.1. Роль этикета в жизни ребенка.

Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в том - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые  рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций:

-регулятивную

-познавательную,

-идентификационную,

-коммуникативную,

-этическую,

-эстетическую.

Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

 

Культура поведения учащихся - тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний (37% родителей имеют высшее образование, 46% - среднее специальное (имеют мамы), 8% среднее специальное (имеют папы ), 88% пап - рабочие). Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей слабо организовано, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны педагогов, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?

В школе закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

Поэтому уроки, внеклассные занятия, кружковые занятия, классные часы на тему культуры речи просто необходимо вводить в школы. В связи с этим мы разработали классный час, который затрагивает темы развития речи и этикета.


3.1. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой  «Родная речь» 3 класс 1 часть.

 

Тема классного часа: «Речевой и неречевой этикет в сказках».

 

Цели урока:

      учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;

      знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов;

      развивать в детях добро, вежливость, внимательность;

      формировать духовно и нравственно развитую личность;

      развивать память, мышление, речь.

 

Оборудование:

      выставка детских рисунков к сказкам;

      иллюстрации к сказкам;

      карточки с примерами обращений из сказок;

      карточки с примерами приветствий из сказок;

      карточки с примерами благодарности из сказок;

      карточки с примерами извинений из сказок;

      карточки с примерами прощания из сказок;

      Полные тексты сказок «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди » и «Иван-царевич и серый волк».


Ход урока:

 

Организационный момент:

Приветствие.

-Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

-Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

-Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

 

Сообщение цели урока:

      ЭТИКЕТ - это установленный порядок поведения, форм обхождения. В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь его запомнить, как оно пишется, что обозначает (записывается на доске учителем). Повторим вслух его по слогам.

      То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого – то поздравляем, кому-то желаем удачи, кому-то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Таким образом речевой этикет представляет собой совокупность словесных (только ли?) форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.

      Раскрывается доска. На ней находится: слева детские рисунки к сказкам (подготовленные заранее на уроках рисования) справа – иллюстрации к сказкам И. Билибина и др., а посередине – выражения речевого этикета: обращения (ребята, дети), приветствие (здравствуйте, добрый день), извинение (извините, простите), благодарность (спасибо, благодарю вас), прощание (до свидания, прощайте, всего хорошего);

      На партах разложены карточки с примерами выражений речевого и неречевого этикета из сказок;

      Тексты сказок (учебник литературного чтения «Родная речь» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс 1 часть).

 

Учитель: Посмотрите, что видите на доске. Как вы думаете, о чём будет речь сегодня на уроке?   (предположения детей).

Учитель: Если мы что-то сейчас не поняли, то во время урока обязательно выясним правильность ваших предположений.

Учитель: Как вы думаете, эти иллюстрации, изображенные на картинках, к каким сказкам подходят? (ответы детей)

Учитель: Давайте попробуем рассказать, на какой картинке что изображено. (Дети описывают эпизоды сказок, изображенные на картинках).

Учитель: Молодцы! А скажите, пожалуйста, что за слова написаны на доске? (Дети читают слова).

Учитель: Хорошо, скажите, что это за слова? Что они означают? (Ответы детей)

 

Основная часть урока:

Учитель: Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет (ответы детей). То есть вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? (да).

Учитель: А что такое общение? (ответы детей).

Учитель: Перед вами на доске иллюстрации к сказкам. Поднимите руки, кто читал эти сказки? Кто смотрел мультфильмы или фильмы?

Учитель: А скажите, в этих сказках кого из персонажей можно назвать вежливым? Почему? (ответы детей).

Учитель: Кто же тогда в сказках не вежлив? Почему вы так считаете? (ответы детей)

 

Физкультминутка (выразительные движения):

Дружно маме помогаем.

Мы бельё полощем сами.

Потянулись, наклонились!

Хорошо мы потрудились!

 

Учитель: Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте примеры приведенные в них.

 

1 ученик:. «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он…»

Учитель: А что обозначает слово: «Здравствуй!»? Когда употребляется это слово? (приветствие при встрече) А что значит выражение «красная девица»? (обращение) А когда мы употребляем обращение? Какие обращения вы еще знаете?

Информация о работе Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов