Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Систематизировать виды речевых формул, как они представлены в специальной литературе, а затем найти их в художественных произведениях, которые имеются в учебниках литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. И показать, как можно этот материал использовать при обучении школьников речевому этикету.
Задачи работы: Изучить научную и практическую литературу по теме русского речевого и неречевого этикета. Найти этикетные выражения в текстах художественных произведений, помещенных в учебниках «Родной речи» и расклассифицировать по видам:
1). Речевой этикет.
2). Неречевой этикет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…4 стр.
Глава 1. Система речевого и неречевого этикета в русском языке ...........7 стр.
1.1. Из истории возникновения речевого этикета ……………………...….7 стр.
1.2. Речевой этикет ………………..………………….…………………...…9 стр.
1.3.Неречевой этикет …...…………………………….……………………11 стр.
Обращение …….…………………………………….……………………...15 стр.
Реакция на обращение, на привлечение внимания …………..…………..17 стр.
Приветствие ….……………….…………………………………………….18 стр.
Приветствия в письме …………………….………………………………..19 стр.
Прощание …………………………………………………………….……..20 стр.
Пожелания при прощании ….…..…………….……………………….…...21 стр.
Знакомство …..…..……………………………………………………..…..21 стр.
Приглашение …..…………………….……………………………….……22 стр.
Просьба, совет, предложение ……………………………………….…..…24 стр.
Извинение ………………………………………………………….…….…26 стр.
Благодарность……………………….……………………………….……...26 стр.
Утешение, сочувствие, соболезнование …..…...…………….…………..27 стр.
Комплимент ...………………………………………………………………28 стр.
Поздравление .………………………………..……………………………..29 стр.
Глава 2. Речевой и неречевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов ……………………………………………...………….34 стр.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках ……………………………….37 стр.
2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах………………………...……43 стр.
2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях………………...…….47 стр.
2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах ………………….48 стр.
2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях ………………………...………52 стр.
Глава 3. Использование речевого и неречевого этикета в начальных классах (с примерами из учебника литературного чтения) ………………………55 стр.
3.1. Роль этикета в жизни ребенка ………………………………………...55 стр.
3.2. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Родная речь» 3 класс 1 часть……………………………………………………………....57 ср.
Заключение …………………………………………………………………64 стр.
Список литературы…………………………………………………………66 стр.
Приложение 1. Список исследованных текстов и этикетных выражений из них ….…………….…………68 стр.
Приложение 2 Образцы объяснения этикетных выражений школьникам ……………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ..doc

— 387.50 Кб (Скачать)

 

2 ученик: «Вы ж, голубушки-сестрицы,…»

Учитель: А что значит это выражение? (обращение)

 

3 ученик: «Добрый путь вам, господа…»

Учитель: А что означает это выражение? (пожелание хорошей дороги)

 

4 ученик: «От меня ему поклон…»

Учитель: Как вы думаете, ребята, а что означает это выражение? (предположения и ответы детей)

 

5 ученик: «Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту...»

Учитель: Что вы можете сказать про это предложение? (благодарность, обращение). А когда мы произносим слова благодарности?(ответы детей) А когда мы можем их услышать? (ответы детей)

 

6 ученик: «Ну, прости же меня, прости, серый волк…»

Учитель: Что мы видим в этом предложении? (прощание, обращение) В каких случаях мы употребляем их? (ответы детей)

 

7 ученик: «три раза поклонился до земли…»

Учитель: Что обозначает это выражение? (благодарность) А как вы это определили? (различные ответы детей)

 

8 ученик: «Теперь прощай…»

Учитель: Что в этом предложении мы видим? (прощание) А когда его употребляют? А часто ли вы слышите это употребление? (ответы детей)

 

Физкультминутка (игра «хорошо - плохо»):

«Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.

1. Здороваться при встрече.

2. Толкнуть и не извиниться.

3. Помочь поднять упавшую вещь.

4. Не встать, обращаясь к учителю.

5. Не уступить место в транспорте.

6. Сидеть в шапке за столом.

7. Ломать ветки деревьев и кустов.

8. Поздравить родных с праздником.

9. Оставить мусор в лесу после отдыха.

10. Сказать до свидания, когда уходишь.

 

Учитель: Самостоятельно найдите в текстах любой из сказок выражения речевого и неречевого этикета и назовите их.

Учитель: Выберите наиболее интересные вам формы выражения этикета, по два на каждого человека – один должен быть выражением речевого этикета, а второй формой неречевого этикета (работа проводится совместно с учителем, так чтобы не было повторов).

Учитель: А теперь давайте разыграем маленькие сценки из этих форм этикета. (Выбранные диалоги дети проговаривают с присущей им интонацией. Виды неречевого этикета, дети показывают жестами, мимикой, движениями. Учитель помогает в данной работе).

 

Итог урока:

Учитель: О чём мы сегодня говорили? (об этикете, о вежливости)

Учитель: Что полезного вы для себя узнали? (ответы детей)

Учитель: Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости (дети предлагают, а учитель формулирует фразы):

 

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

 

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

 

Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.

 

Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

 

Учитель: Наш классный час подходит к концу. И сейчас я хочу сказать каждому и вас, впустите в себя доброту, она очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету еще красивей. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!

 

 

Через занятия по этикету дети осваивают этические нормы, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету – неотъемлемые черты личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В 1-й главе нашего исследования мы описали систему русского речевого и неречевого этикета. Имеется большое количество литературы по этому вопросу, но самая главная работа – это книга Акишиной А. А. и Формановской Н. И. «Русский речевой этикет». Неречевой этикет описан менее обстоятельно, есть несколько обобщающих работ, например: Пиз А. «Язык телодвижений».

 

              Во 2-й главе мы описали, как выражения русского речевого и неречевого этикета употребляется в художественных произведениях для детей, которые нам предлагает учебник литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.

Мы их описали в соответствии с их значением. Например: в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» есть этикетные формы со значением обращения: «Сестрица Аленушка, я пить хочу…», есть побуждение к действию: «Ну, сходи…», есть и невербальный этикет: «Вздохнул Иванушка…» (обозначает расстройство) и др. Выяснили, что в сказках формы вербального и невербального этикета встречаются чаще всего. Редко можно встретить их в стихах и баснях.

              Можно сказать, что специальных публикаций на эту педагогическую тему нет. Наша дипломная работа является первой работой на эту тему.

 

              В 3-ей главе мы доказывали важность речевого этикета для школьников. Описали классный час, в котором использовали сказки, содержащие этикетные формулы и тем самым обучали детей речевому и неречевому этикету, приводя примеры, которые мы извлекли из детской литературы. Например, из сказки А. С. Пушкина «о царе Салтане…»: «Здравствуй, красная девица…» - здесь есть приветствие Здравствуй и обращение красная девица); «Добрый путь вам, господа…» - (здесь тоже две этикетные формы – пожелание добрый путь и обращение господа); «от меня ему поклон…» (здесь неречевая форма – поклониться, поприветствовать)

 

Таким образом, мы показали, что детская литература, в том числе и та, какая есть в учебниках «Родная речь», очень полезный и интересный материал для использования его в начальной школе при обучении детей русскому речевому и неречевому этикету. Такие занятия очень актуальны, так как культура речи и знание формул этикета являются важными составляющими в развитии личности в современном мире.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Азбука делового общения: Встречи, переговоры, переписка. – М., 1991г.

2.      Акишина А. А., Формановская Н. И., Русский речевой этикет, Практикум вежливого речевого общения, - М., 1983г., издание 3, испр. 2009г..

3.      Акишина А. А. Формановская Н. И. Этикет русского письма (делового, частного, официального). – М., 1981г.

4.      Алексеева М. М., Яшина В. И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004(1997)г.

5.      Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета. –М., 2004г.

6.      Божович Л. И., Проблемы формирования личности, - М.: институт практической психологии, издание 2-е, 1995г.

7.      Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика, Ростов-на-Дону.,изд. «Феникс». 1998 г, стр. 45 – 50.

8.      Гольдин В. Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения. – М., 1983г.

9.      Граудина Л. К., Ширяев Е. Н., Культура русской речи. Учебник  для вузов, - М.: изд. «Норма», 2001г., с. 301.

10. Кошанский Н. Ф., Частная риторика, Спб, 1840г., источник: интернет ресурс: www. Iile.ru\library\meth\m.606.rtf.с.15

11. Кузнецов И. Н. Современный этикет. – М., 2004г.

12. Курочкина И. Н., Обучаем дошкольников правилам речевого этикета, журн. Современное дошкольное образование, -М.: изд. «Мозаика-синтез», №6, 2010г.

13. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. Учебное пособие для вузов. – М., 2001г.

14. Ниренбеог Д., Колеро Г. Как читать человека, словно книгу. Язык жестов. – Баку, 1992г.

15. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – Новгород, 1992г.

16. Повседневный этикет, статья, интернет ресурс: www. Itiket./ index1.2.htm

17. Речевой этикет, статья, интернет ресурс: www. homeclass.ru/ raznoe/rechevoy-etiket. htm

18. Стефаненко Н. А., к.п.н., доцент, методист Центра развития начального образования, интернет ресурс: www. school-russia.prosv.ru/info.aspx

19. Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М., 1991г.

20. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста, - М.: изд. «Владос», 2004г.

21. Формановская Н. И. Вы сказали «Здравствуйте»: Речевой этикет в вашем общении, - М., изд. «Знание», 1987,1989г.

22. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. – М., 1992г.

23. Формановская Н. И Речевой этикет и культура общения. – М., 1989г.

24. Формановская Н. И, Акишина А. А., Акишина Т. Е. Спросите, попросите… - М., 1989г.

25. Швайко Г. С., Гербова В. В., Игры и игровые упражнения для развития речи, - М.: изд. «Просвещение», 1981г., с.87.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Список исследованных текстов и этикетных выражений из них:

 

1.      Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

«Здравствуй, красная девица, - говорит он…»

 

«Вы ж, голубушки-сестрицы…»

 

«Ты, царевич, мой спаситель…»

 

«Добрый путь вам, господа…»

 

«…от меня ему поклон…» (нереч. этик.)

 

«Ну, спасибо, - молвил он…»

 

«Отдает ей войско честь…» (нереч. этик.)

 

«Гости князю поклонились…» (нереч. этик.)

 

«С грустной думой на лице…» (нереч. этик.)

 

«Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул…» (нереч. этик.)

 

«Матушка моя родная!...»

 

2. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

«Сестрица Аленушка, я пить хочу!...»

 

«Ах, братец мой, Иванушка!...»

 

«Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше…» (нереч. этик.)

 

«Ну, сходи…»

 

3. Сказка «Иван-царевич и серый волк».

 

«Дорогой наш батюшка…»

 

«Ну-ка, не обрадуешь ли ты меня…»

 

«Что, Иван-царевич, сидишь, пригорюнился, голову повесил?…»

 

«Ну, прости же ты меня, прости…»

 

«Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту…»

 

«Теперь прощай…», «Не навек прощайся со мной…»

 

«Три раза поклонился до земли…» (нереч. этик.)

 

4.      Рассказ (сказание) «Первопечатник Иван Федоров».

 

«С достоинством поклонился…» (нереч. этик.)

 

«Губы сердито сжаты…» (нереч. этик.)

 

Зело, хитер ты, друкарь…»

 

5.      Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

 

«Дедушка, ты не спи…»

 

«Спасибо тебе, Афонюшка…»

 

6.      Рассказ Ю. И. Ермолаева «Проговорился».

 

«Здравствуйте, ребята!»

 

«Вот еще!...Отстань…»

 

«Спроси-ка…»

 

«Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами…»

 

7.      Рассказ И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

 

«Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!...»

 

«Оставайтесь здесь…»

 

«Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку…»

 

«Нет, зайцы плавать и нырять не умеют…»

 

«Как ты себя чувствуешь, зайчонок?...»

 

«…пожалуйста, садись с нами кушать…»

 

«Вставайте! Вставайте!»

 

8.      А. С. Пушкин «Зимний вечер».

 

«Что же ты, моя старушка…»

 

«Ты, мой друг…»

 

«Выпьем, добрая подружка…»

 

9.      Стихотворение Саши Черного «Воробей».

 

«Воробей мой, воробьишка!...»

 

«Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка…»

 

«Так, вот так…»

 

10. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

Информация о работе Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов