Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обоснование содержания занятий баскетболом для комплексного развития физических качеств в старших классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития физических качеств учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: баскетбол как средство комплексного развития физических качеств у старшеклассников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов посредством игры в баскетбол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Особенности развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Игра в баскетбол как фактор развития физических качеств учащихся .13
Глава 2. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.1. Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2.2. Контрольные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2.3. Хронометрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.1. Результаты наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.2. Результаты контрольных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3 Результаты хронометрировования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Баскетбол как средство комплексного развития.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Выпускная квалификационная работа

на  тему

«Баскетбол  как средство комплексного развития

физических  качеств старшеклассников»

 

Оглавление

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов посредством игры в баскетбол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. Особенности развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Игра в баскетбол как фактор развития физических качеств учащихся .13

Глава 2.  Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.1. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2.1. Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.2.2. Контрольные  испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

2.2.3. Хронометрирование  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Глава III. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

3.1. Результаты наблюдения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

3.2. Результаты  контрольных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

3.3  Результаты  хронометрировования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

 

Введение 

   Среди большого разнообразия средств физического  воспитания, используемых в целях  гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, и в особенности спортивные игры. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов спорта у людей всего мира (Ю.И. Портных). Одним из таких видов является баскетбол.

   Баскетбол используется как для массовой физкультурно-оздоровительной  работы, так и для достижения высот  спортивного мастерства. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников, баскетбол является важнейшим способом их физического развития (А.И. Бондарь).

   Игра  отличается большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают её одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся.

   Большое значение при игре имеет уровень развития физических качеств. От уровня физической подготовленности, в конечном счете, зависит успех в игре.

   К физическим качествам относятся: гибкость, сила, ловкость, выносливость и быстрота. Развитие физических качеств  происходит в течение всей жизни. У школьников 9-11 классов эти качества развиты на достаточно высоком уровне.

   Знание  об уровне физической подготовленности учащихся, о динамике ее развития и возможных отклонениях, позволит учителям подбирать и использовать средства, обеспечивающие обучение на более высоком качественном  уровне. Поэтому наша работа актуальна.

   Цель  исследования: обоснование содержания занятий баскетболом для комплексного развития физических качеств в старших классах.

   Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс развития физических качеств учащихся старших классов общеобразовательной школы.

   Предмет исследования: баскетбол как средство комплексного развития физических качеств у старшеклассников.

   Задачи  исследования:

   1. Изучить теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

   2. Выявить значимость игры в баскетбол для развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

   3. Разработать и обосновать эффективность методических рекомендаций по комплексному развитию физических качеств старших классов посредством баскетбола.

   Гипотеза  исследования: предполагаем, что наиболее благоприятным средством комплексного развития физических качеств учащихся старших классов будет подготовка к игре в баскетбол с преимущественным использованием упражнений на развитие быстроты (до 50 % от общего количества).

   Методы  исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, контрольные испытания, хронометрирование. 

 

Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов

посредством игры в баскетбол 

1.1. Особенности развития  физических качеств  учащихся старших  классов средней  общеобразовательной  школы 

   Важная  задача всестороннего развития личности школьников – физическое воспитание, которое предполагает заботу о здоровье, развитии основных движений, закаливании организма, развитии физических качеств у учащихся.

   Деятельность  человека на производстве, в быту, в  спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем больше развиты эти качества, тем выше работоспособность организма, производительность труда при одновременно меньших затратах энергии [25].

   Рассмотрим  более подробно понятие «физические  качества». От природы каждый человек, в большей или меньшей степени, наделен различными способностями – музыкальными, математическими, лингвистическими, в том числе и физическими [11].

   Физические  способности – это вид способностей человека, базирующихся на психических, физиологических и морфологических  особенностях организма и способствующих выполнению деятельности, связанной с физическими нагрузками. Физические способности различаются по направленности на те или иные виды деятельности и нагрузки. Но физические способности от природы – это только задатки, предрасположенность к какой-либо деятельности. При занятиях физическими упражнениями они целенаправленно развиваются, иначе они так и остаются только задатками с нераскрытыми способностями.

   Физические  качества человека развиваются по мере перехода его из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называют возрастными изменениями. Возрастное развитие качеств происходит сравнительно медленно и неравномерно. В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности. На физическую нагрузку организм реагирует мобилизацией имеющихся в нем резервов [24]. Таким образом, в состоянии организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление до исходного уровня, увеличение работоспособности выше исходного уровня.

   В процессе физического воспитания недопустимы  перерывы, так как утрачивается положительный  эффект занятий. При прекращении  занятий достигнутые результаты быстро ухудшаются, работоспособность – падает. Непрерывность процесса физического воспитания создает оптимальные условия для физического совершенствования. Для укрепления организма и постоянного развития физических качеств необходимо систематически повышать нагрузки [22].

   Принято различать 5 основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Они характеризуют  двигательную одаренность человека.

   Сила. Силу человека можно определить, как его способность преодолевать напряжение. Различают абсолютную и относительную.

   Абсолютная  – представляет силу всех мышечных групп, участвующих в данном движении.

   Относительная – представляет силу, приходящую на 1 кг веса спортсмена. Она определяется для сравнения силы атлетов одинакового  уровня подготовки, но разного веса [4].

   Упражнение  на силу можно разделить на две  большие группы: динамические и статические.

   Когда при подъеме какого-либо груза  мышцы сокращаются, мышечные окончания  сближаются, мышца укорачивается  и утолщается, режим работы является динамическим. Если же человек удерживает груз в неподвижном положении, противодействуя силе тяжести, то мышцы, находясь в состоянии напряжения, не укорачиваются и работают в статическом режиме [14].

   Основным  средством развития взрывной и максимальной силы, силовой выносливости являются упражнения различного рода отягощения (гантелями, набивными мячами, штангой и другим инвентарем), без отягощений, используя вес собственного тела (подтягивания, отжимания в упоре, подскоки), а также упражнения с сопротивлением партнера. Эффективность воздействия на развитие различных силовых возможностей зависит от планирования силовых нагрузок [17].

   В практике физического воспитания наибольшее распространение получили следующие  методы развития мышечной силы:

   1) Метод максимальных усилий: заключается в выполнении заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления. Упражнения выполняются с отягощением в 90 % максимального.

   2) Метод повторных усилий: заключается  в выполнении упражнений с  величиной отягощения в пределах  четырех и более повторных максимумов отягощения в 30 % от максимальных.

   3) Метод изометрических напряжений: длительность в одном подходе  – 6-8 секунд, степень усиления  при этих упражнениях колеблется  в пределах 70-100 %.

   Под влиянием упражнений на силу мышечная масса увеличивается, все больше мышечных волокон вовлекается в активное сокращение, в мышцах усиливается кровообращение, активизируются процессы обмена веществ, увеличиваются энергетические запасы.

   Выносливость – это способность организма совершать продолжительную работу без снижения ее эффективности. Различают общую и специальную выносливость.

   Общей называется способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в  действие многие мышечные группы и  предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системе (кросс, плавание и другие)

   Выносливость  по отношению к определенной деятельности – называется специальной (скоростной, силовой и т.п.) [12].

   При воспитании общей и специальной  выносливости следует:

   1) выполнять упражнения до утомления;

   2) следить за ритмичным глубоким дыханием для улучшения восстановительных процессов;

   3) строго согласовать дыхание с  движениями;

   4) регулировать нагрузку по показателям  пульса.

   Средствами  для развития выносливости в основном являются циклические упражнения умеренной интенсивности в относительно равномерном темпе. Это кросс в чередовании с ходьбой на лыжах, езда на велосипеде, бег, плавание [1].

   В результате упражнений на выносливость улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Улучшается состояние здоровья, и увеличиваются энергетические запасы.

   Быстрота – это способность человека в отдельных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Используются два метода развития быстроты:

   1) метод облегченных условий –  бег за лидером, бег под уклон;

   2) метод усложненных условий –  бег в гору, метание.

   Наиболее  ценными упражнениями для тренировки быстроты являются подвижные и спортивные игры.

Информация о работе Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников