Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обоснование содержания занятий баскетболом для комплексного развития физических качеств в старших классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития физических качеств учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: баскетбол как средство комплексного развития физических качеств у старшеклассников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов посредством игры в баскетбол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Особенности развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Игра в баскетбол как фактор развития физических качеств учащихся .13
Глава 2. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.1. Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2.2. Контрольные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2.3. Хронометрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.1. Результаты наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.2. Результаты контрольных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3 Результаты хронометрировования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Баскетбол как средство комплексного развития.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

   Кроме этих упражнений в обеих группах  применялись упражнения с несколькими  мячами, которые, как показали исследования Р.В. Мирошниковой, являются наиболее эффективными для развития быстроты выполнения технических приемов, а именно:

  1. передача двух мячей у стены различными способами,
  2. передача в парах 2-3 мячей различными способами,
  3. то же в тройках,
  4. то же с чередованием ведения мяча и передачи,
  5. ведение двух мячей.

   Выносливость  баскетболиста определяется способностью игрока выполнять соответствующую нагрузку в процессе игры. Основным средством развития выносливости мы применяли двустороннюю игру. Но, как показали исследования [13], игра способствует развитию общей выносливости, а для баскетболиста это важно сохранить быстроту действия и выполнения технических приемов на протяжении всей игры, то есть иметь специальную скоростную выносливость.

   Приведем  ряд примерных упражнений, которые  мы применяли для развития специальной  выносливости у детей:

  1. бег на различные дистанции (100 м, 800 м, 2000 м);
  2. включение в упражнения многократно повторяемых сочетаний из рывков, остановок, ускорений, поворотов, прыжков;
  3. при учебно-тренировочной игре высокой интенсивности вместе  с увеличением игрового времени (до 20-30 минут) использовать дополнительные перерывы на 3-5 минут для отдыха или для выполнения штрафных бросков; после этого перерыва команда должна действовать с максимальной активностью и интенсивностью.

   Сила  баскетболиста определяет быстроту его движений, прыгучесть, качество выполнения бросков и передач. Работа над развитием силы необходимых мышечных групп имеет существенное значение для дальнейшего роста спортивного мастерства игроков.

   Приведем  ряд примерных упражнений, которые  мы использовали для развития силы у детей:

  1. перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного пространства на площадке,
  2. вырывание мячей из рук соперника,
  3. прыжки с короткого разбега или с места в вертикальном направлении,
  4. повторные прыжки в условиях борьбы  («серийная прыгучесть»),
  5. прыжки с места, отталкиваясь обеими ногами, с доставлением подвешенных предметов, серийные прыжки на время (в течение 10, 15, 20 секунд) и на количество повторений (от 30 до 50 раз),
  6. прыжки через препятствия и в длину,
  7. подбрасывание набивных мячей одними кистями,
  8. отжимание на пальцах, кулаках, ладошках.
 

   Для обоснования эффективности методических рекомендаций по комплексному развитию физических качеств старших классов  посредством баскетбола использовались следующие методы исследования: наблюдение, контрольные испытания, хронометрирование. 

    2.2.1. Наблюдение 

   Цель: выявление уровня физической и тактической подготовленности у старшеклассников.

     Подготовка наблюдения: подбор инвентаря (2Б/Ц мяча, свисток, блокнот, карандаш); проверка внешнего вида учащихся и техники безопасности.

   Проведение  наблюдения: проводилось в сентябре и декабре 2005 г. в средней общеобразовательной школе № 5 города Рыбинска.

   Наблюдение  за игрой в баскетбол осуществлялось в двух классах: 11 «А» и 11 «В», на уроке физической культуры. Выявлялась физическая, тактическая подготовка, процент попадания бросков и точность передачи в процессе игры.

   При подготовке к игре, дети самостоятельно поделились. Еще до начала игры, игроки из каждого класса выполняли свою тактику при игре, то есть одна команда совершала действие команды при нападении, а другая команда при защите, причем у каждого игрока была своя роль. (Например, центровой – это игрок, находящийся в центре площадки. Его роль: отдать передачу и вести игру, а при удобном случае бросить самостоятельно. От него зависит скорость и быстрота команды.)

   На  игру отводилось 20 минут общего времени.  

   2.2.2. Контрольные испытания 

   Цель: изучение уровня сформированности физических качеств у старшеклассников.

   Подготовка  для проведения контрольных испытаний: проверить инвентарь, внешний вид учащихся, технику безопасности, составлен бланк протокола контрольных испытаний.

   Проведение: было произведено в сентябре и декабре 2005 г. в средней общеобразовательной школе № 5 города Рыбинска.

   Был проведен ряд общих и специальных  нормативов, которые проводились  на протяжении трех уроков с каждой группой отдельно:

  1. Бег 100 м
  2. Прыжок в длину с места
  3. Прыжок в длину с разбега
  4. Метание набивного мяча на дальность (3 кг)
  5. Подтягивания
  6. Бег 1500 м
  7. Бег 15 м с высокого старта
  8. Бег 40 м с остановками (10х4)
  9. Ведение мяча (30 м) с броском в кольцо
  10. Бег 15 м 20 раз

   Нормативы проводились на специально отведенном для этого уроке с каждой группой  отдельно. После одинаковой для обеих  групп разминки, занимающиеся выполняли специальные нормативы. Бег 100 м и прыжки проводились на стадионе, остальные испытания – в зале. По прыжкам и метанию брался лучший результат из трех попыток. 

   2.2.4. Хронометрирование 

   Цель: определение соотношения времени, отводимого на выполнение упражнений.

   Подготовка: секундомер, подготовка бланка фиксации времени.

   Проведение: было произведено в период с октября по декабрь 2005 года в средней общеобразовательной школе № 5.

   Во  время проведения уроков составлялся  хронометраж времени, которое было затрачено на выполнение того или иного упражнения. Эти упражнения классифицировались по преимущественной направленности в развитии физических качеств следующим образом:

  1. общеразвивающие,
  2. развивающие преимущественно качество быстроты,
  3. силы,
  4. скоростной выносливости,
  5. выносливости.

 

Глава III. Результаты исследования 

3.1. Результаты наблюдений 

   По  итогам наблюдений за двумя 11 классами на уроке физической культуры в средней общеобразовательной школе № 5 было выявлено следующее:  I половина  игры  проходила в более быстром темпе, чем вторая. Это говорит о том, что у детей недостаточно хорошо развита скоростная выносливость. От игрока требуется не только быстрое выполнение технических приемов, но и сохранение быстроты действий в течение всей игры. Отсюда ясно значение развития у баскетболистов быстроты и скоростной выносливости, которые взаимосвязаны, а также прыгучести, зависящей от степени развития быстроты и силы мышц. У каждой команды была своя тактика, и по ходу игры счет был равный.

   Во  второй половине игры скорости снизились, ребята старались меньше двигаться и бросать мяч с дальней дистанции. Игра проходила на высоком эмоциональном уровне. Дети из 11 «В» класса сильно переживали из-за пропущенных мячей, и винили в неудачах друг друга. Каждый действовал индивидуально, стараясь отличиться. Юноши из 11 «А» класса чаще выбирали вбрасывание и воздушные единоборства, больше и интенсивнее атаковали и защищались. Старались забросить больше мячей с близкого расстояния. Команда 11 «В» много нарушала правила. Процент попадания бросков был лучше у 11 «А» класса с близкого расстояния: 60% / 40%.

   У детей 11 «А» класса проявилось: более  лучшая физическая подготовка: они  быстро атаковали и эффективнее  защищались, на продолжении всей игры они превосходили противников в  воздушных единоборствах и на площадке. У них проявился командный дух, они не винили никого в пропущенных мячах и продолжали играть. Их тактика оказалась лучше, чем у соперника. В конце игры, ребята очень устали и стал проявляться брак в передачах, вынужденные фолы, хуже стал процент попадания в кольцо. Это говорит о недостаточном развитии выносливости.

   У детей 11 «В» класса проявилось: более  лучшая выносливость, чем у противника, каждый игрок старался действовать  индивидуально, стараясь обыграть соперника  и бросить мяч в кольцо, что говорит о более хорошей технике у игроков по сравнению с 11 «А». Их атаки проходили медленно, а возвращаться в защиту они не успевали, делая при этом вынужденные фолы. Из-за пропущенных мячей, в команде был негативный фон, и в результате плохая командная игра. В силовых единоборствах они действовали наравне с противником. Процент попадания бросков с дальней дистанции был одинаковым на продолжении всей игры: 50/50%. К концу игры обе команды очень устали. Стали чаще проводиться пробежки, фолы, команда 11 «А» стала делать много ошибок при передачах. В итоге игры победила команда 11 «А» класса со счетом 14:9.

3.2. Результаты контрольных  испытаний

 

   Результаты  проведенных исследований показали, что комплексное развитие физических качеств с преимущественной направленностью на развитие быстроты создает наиболее благоприятные условия для развития силы, быстроты и выносливости. Это можно наблюдать по результатам выполнения контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке, уровень которых отражает рост спортивного мастерства у детей. (приложение 3) Эти данные были получены в результате выполнения этих нормативов  юношами из каждой группы. За время эксперимента во всех случаях имеет место улучшения результатов, но сравнительно большие изменения произошли в группе, занимавшейся по 1 варианту тренировки.

   В беге на 100 метров разница в результате более значительна у первой  группы. В силовых нормативах мы видим также лучшие результаты. Очевидно, это можно объяснить более  высокой игровой подготовкой этих баскетболистов как в начале, так и в конце эксперимента.

   По  нормативу скоростно-силового характера, то есть в прыжках в длину, лучшие результаты наблюдаются также в 1 группе.

   Сравнение результатов в беге на 1500 и 800 метров также показало преимущество первой  группы.

   Отсюда  можно предположить, что занятия  с преимущественной направленностью  на развитие быстроты, (с таким же соотношением средств, как это было в 1 группе) способствует одновременно и совершенствованию выносливости. Для определения степени развития скоростной выносливости у баскетболистов был проведен специальный норматив, который заключался в следующем: дети пробегали 15 – метровый отрезок 20 раз. После пробегания 15 метров занимающийся делал остановку, поворот и глубокий выдох, затем пробегал следующий отрезок, стараясь пройти его каждый раз на полной скорости. Время фиксировалось чистое на каждом 15 – метровом отрезке. Данные этого норматива представлены на (приложение 4), где дано последовательно суммарное время каждых 5 отрезков.

   Анализ  полученных результатов показывает, что начальные данные в обеих  группах были одинаковыми. Улучшение  же как общего времени, так и по отрезкам имеет место в обеих  группах. Однако в первой группе это  улучшение более значительное, чем  во  второй. Абсолютные показатели также выше в первой группе. Интересно отметить, что улучшение времени на второй половине дистанции, то есть наличие скоростной выносливости, было большим в 1 группе, где больше применялось упражнений на развитие быстроты; в группе с преимущественной работой на выносливость наблюдалось меньшее улучшение времени.

   Суммарное время пробегания первой половины дистанции (1-10 отрезков) и второй (11-20 отрезков) значительно отличается в начале и в конце эксперимента. Это  говорит  о повышении скоростной выносливости, которая является ведущим качеством для баскетболиста. Если сравнить эти данные по группам, то наибольшие сдвиги имеют место в 1 группе (приложение 5) Чем больше эта разница, тем хуже у детей скоростная выносливость. Начальные данные говорят о том, что юноши имели сравнительно одинаковую подготовку по данному показателю. Конечные же показатели свидетельствуют, что 1 группа за период эксперимента достигла более значительных результатов в повышении скоростной выносливости, чем во 2 группе.

   Сравнение результатов пробегания 15 метров без  мяча и с ведением мяча дает представление  о степени технической подготовленности игроков. Падение скорости бега при  ведении мяча наблюдается во всех случаях, даже у мастеров спорта, но оно тем значительнее, чем хуже занимающиеся владеют этим элементом техники (приложение 6).

Информация о работе Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников