Цели и задачи физвоспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

Работа содержит 1 файл

физ-ра.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

1. Цели и задачи  физического воспитания.

     Под целью понимают конечный итог деятельности, к которому стремится человек  или общество.

     Целью физического воспитания является оптимизация  физического развития человека, всестороннего  совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

     Для того чтобы цель сделать реально  достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических  и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

     К специфическим задачам физического  воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического  развития человека и образовательные  задачи.

     Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

– оптимальное  развитие физических качеств, присущих человеку;

– укрепление и сохранение здоровья, а также  закаливание организма;

– совершенствование  телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

– многолетнее  сохранение высокого уровня общей работоспособности.

     Всестороннее  развитие физических качеств имеет  большое значение для человека. Широкая  возможность их переноса на любую  двигательную деятельность позволяет  использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

     Здоровье  населения в стране рассматривается  как самая большая ценность, как  отправное условие для полноценной  деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

     Физическое  воспитание обеспечивает долголетнее  сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым  работоспособность людей.

     К специальным образовательным задачам относят:

– формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

– формирование спортивных двигательных умений и навыков.

– приобретение базовых знаний научно-практического  характера.

     Физические  качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

     Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и  навыки спортивного характера (в  гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

     Передача  обучаемым специальных физкультурных  знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными  задачами физического воспитания. К  ним относятся знания: сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков; техники физических упражнений, ее значения и основ применения; укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

     Повышение физкультурной грамотности людей  позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и  на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в  физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений.

     К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти  задачи выдвигаются обществом перед  всей системой воспитания как особо  значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

     Высоконравственное  поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также  выработанные в процессе занятий  физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

     В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств  личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

     Общепедагогические  задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.

     Цель  физического воспитания может быть достигнута при условии решения  всех его задач. Только в единстве они становятся действительными  гарантами всестороннего гармонического развития человека.

     Исходя из целевых установок в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи – на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).

     При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13–14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки. В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту. 

     Вышеуказанное позволяет говорить о том, что  постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация  задач в системе образования  и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).

     Конкретность  в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.

     В сфере физического воспитания количественно-нормативная  постановка задач в основном отражает нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученное™»).

     Нормативы физической подготовленности должны быть доступны для каждого человека (если он здоров и не имеет изъянов в  физическом состоянии организма). Доступность  при этом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены, они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к их достижению. Поэтому нормативы должны быть реальными – не завышенными, но и не заниженными.

     Нормативной основой для общеподготовительного  направления являются государственные программы, а для спортивного направления – спортивная классификация.

     Кроме вышеуказанных способов конкретизации  задач в физическом воспитании применяют  и другие способы. Одним из них  является постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затрагивают или обучение двигательным действиям, или воспитание физических качеств.

     Другим  способом конкретизации задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее  планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма  по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

     Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых  должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.

     Каждый  такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным  показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также для объективного контроля за их реализацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Личная гигиена и гигиенические средства восстановления. 

   Личная  гигиена — один из важнейших разделов медицины, изучающий и разрабатывающий  принципы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и деятельности. Личная гигиена— основа здорового образа жизни, условие эффективной первичной и вторичной профилактики различных заболеваний.

     В современных условиях жизни и  деятельности человека, личная гигиена  приобретает особо важное, и всё более возрастающее значение в сохранении и укреплении его здоровья.

     Многие  люди довольно упрощенно понимают личную гигиену, ограничивая её лишь соблюдением  чистоты тела, вспоминая при этом призывы-лозунги типа «Мойте руки пред едой», «Чистота – залог здоровья» и т.п. Между тем, в наши дни личная гигиена превратилась в один из ведущих разделов профилактической медицины. Обширный комплекс составляющих современной личной гигиены включает в себя: гигиену тела, полости рта и зубов, физическую культуру и спорт, закаливание, гигиену личного жилища, предупреждение вредных привычек, гигиену одежды и обуви, гигиену брака и семьи, гигиену умственного труда, гигиену отдыха и сна, психогигиену и другие важные элементы повседневной жизни человека.

Не случайно, по мнению Всемирной Организации Здравоохранения, в совокупности всех других факторов, комплексно влияющих на индивидуальное здоровье, более 50% (!) принадлежит соблюдению или не соблюдению требований личной гигиены.

Гигиена тела.

Уход  за кожей.

     Главное в уходе за кожей – поддержание её чистоты и сохранение целости. Внимательного ухода требует кожа рук. Через грязные руки могут передаваться яйца глистов, возбудители заразных болезней. Руки надо обязательно мыть перед едой, перед сном, утром после подъема, после каждого посещения уборной, после их загрязнения. Не реже одного раза в неделю нужно коротко стричь ногти, чтобы под ними не скапливалась грязь.

   Бактерии и грибки, вызывающие  заразные заболевания, проникают  в кожу при нарушении её  целости. При получении мелких ран поврежденные места необходимо смазать настойкой йода.    

Уход  за волосами.

   В коже волосистой части головы, как и в коже лица, много  сальных и потовых желез. Ороговевшие  клетки эпидермиса, отпадающие в  виде чешуек, и пыль, попавшая на кожу из воздуха, смешиваются с потом и кожным салом, которое при несоблюдении правил ухода за волосами разлагается, что ведет к появлению неприятного запаха от волос; волосы при этом становятся сальными, блестящими. Мыть голову необходимо не реже одного раза в неделю. После мытья волосы следует просушить чистым полотенцем и расчесать. Лучше пользоваться редким гребнем для волос, без острых зубцов, чтобы не царапать кожу головы; не следует пользоваться чужой расческой. 

Информация о работе Цели и задачи физвоспитания