Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:43, курсовая работа
Современное пятиборье – очень своеобразный и удивительно увлекательный вид спорта. Он объединяет пять, казалось бы, совершенно несовместимых видов спорта. Именно в этом и состоит огромная трудность, как для спортсменов, так и для тренеров, и именно поэтому в пятиборье такое значение имеет правильная, современная, рациональная и эффективная методика подготовки. Для того чтобы постоянно добиваться высоких результатов, изо дня в день ведутся поиски новых путей подготовки.
Говорить о самой современной методике подготовки пятиборца как о чем-то устоявшемся, как о какой-то твердо сложившейся незыблемой системе почти невозможно. То, что сегодня современно, завтра безнадежно устаревает. Бурное развитие спорта, достижения спортивной науки не оставили в стороне и пятиборье. Медицина, физиология и биохимия открывают новые пути совершенствования организма спортсменов, а это значительно расширяет возможности роста результатов. При этом выяснилось, что физические и функциональные возможности спортсмена значительно превышают те представления о них, которые сложились у нас.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Методика организации и проведения учебно-тренировочного процесса в плавании для современного пятиборья.
1.1. Особенности тренировочной деятельности «пятиборца-пловца».
1.2. Особенности соревновательной деятельности для пятиборья и ее основные черты.
1.3. Выводы по главе.
ГЛАВА 2. Основные виды нагрузок, используемые в подготовительном периоде для «пятиборца-пловца».
2.1. Переменная и равномерная тренировка, средства восстановления.
2.2. Медленная интервальная тренировка и повышение скорости плавания.
2.3. Выводы по главе.
ГЛАВА 3. Особенности тренировочных нагрузок в плавании для пятиборца в подготовительном периоде.
3.1. Отличительные черты тренировочных нагрузок пловца и пятиборца в плавании в подготовительном периоде.
3.2. Чередование максимальных нагрузок в плавании и беге для пятиборца.
3.3. Выводы по главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приведенный тин интервальной тренировки применяется для развития сердечнососудистой системы и мало что дает для повышения скоростных качеств пловца. Его нельзя рекомендовать для пловцов, тренирующихся на дистанции 100 м, и, вероятно, не следует применять во время заключительного этапа подготовки к 200-метровой дистанции.
На скоростную направленность влияет выбор длины проплываемых отрезков и их количество. Короткие отрезки, больший отдых и меньшее количество отрезков приводят к большей скорости плавания. Более длинные отрезки, большее их количество и небольшой отдых снижают скорость и воспитывают преимущественно выносливость. Более длинные отрезки в серии, проплываемые достаточно интенсивно, способствуют развитию скоростной выносливости.
Чтобы эффективно использовать современные тренировочные нагрузки и систему соревнований, нужно рационально сочетать их с отдыхом и восстановлением.
Напряженная двигательная деятельность спортсмена вызывает в его организме утомление – следствие истощения энергетических ресурсов, накопления продуктов их распада, недостатка кислорода в тканях и слабого энергетического обеспечения мышц и нервных клеток. И как результат утомления снижается работоспособность.
Для
рационального сочетания
Обобщение опыта подготовки сильнейших пятиборцев показывает, что в практике построения тренировочного процесса необходимо предусматривать: ежедневный отдых в комплексе со специальными средствами ускорения процессов восстановления; еженедельный отдых; снижение и переключение нагрузок вслед за определенными этапами напряженных тренировок и участие в серии соревнований; отдых, лечение и переключение нагрузок в переходном периоде годичной тренировки.
В
период интенсивных тренировок необходимо
предусматривать специальные
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
Основными методами тренировки в подготовительном периоде являются переменная и равномерная тренировка. Эти методы способствуют развитию основных качеств необходимых для получения успешных результатов в плавании, таких как равномерное проплывание всей дистанции и выносливость. Которые, в свою очередь, являются основным «фундаментом» подготовки пловца для перехода в следующий, соревновательный, период.
Большое значение имеют такие методы тренировки как медленная интервальная тренировка и повышение скорости плавания. Они способствуют воспитанию выносливости и скорости проплывания всей дистанции.
Такая вариативность методов тренировки позволяет раскрыть потенциальные возможности спортсмена. Например, для подготовительного периода тренировки можно в одном году применять в основном плавание на длинные дистанции и медленную интервальную тренировку, в другом – дополнить ее вариантами переменной тренировки и, наконец, использовать любую комбинацию из тренировочных методов, направленную на создание надежного фундамента выносливости.
Чтобы
эффективно использовать современные
тренировочные нагрузки и систему
соревнований, нужно рационально сочетать
их с отдыхом и восстановлением. Обобщая
выше сказанное, можно с полным основанием
утверждать, что управление отдыхом и
восстановлением работоспособности после
нагрузок и соревнований так же необходимо
в тренировочном процессе, как и сами тренировочные
нагрузки и соревнования.
ГЛАВА 3. Особенности тренировочных нагрузок в плавании для пятиборца в подготовительном периоде.
Необходимым условием достижения спортивных результатов является большой объем и высокая интенсивность тренировочных нагрузок. Большой объем тренировочной работы во многом предопределяет технику спортсмена, хорошее и устойчивое состояние его здоровья, надежную подготовку опорно-двигательного аппарата. Длительная объемная работа создает функциональную базу, фундамент для роста интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, что является главным и непременным условием спортивного совершенствования. Тренировочные нагрузки в видах спорта, входящих в пятиборье, достигли в настоящее время очень высокого уровня, как по объему, так и по интенсивности.
Сильнейшие бегуны мира на средние дистанции пробегают в месяц 450-600 км; годовой объем нагрузки лучших пловцов мира – 1200-1600 км, причем до 80-90% этого километража они проходят со скоростью, близкой к соревновательной, а иногда и превышающей ее. Например, один из сильнейших советских пловцов, экс-рекордсмен мира в комплексном плавании А. Дунаев во время подготовки к XIX Олимпийским играм за июнь и июль проплыл 690 км, причем его дневной километраж нередко превышал 18 км(5, 24, 25).
Разумеется, подобные нагрузки совершенно неприемлемы для пятиборцев. Однако тенденция постоянно увеличивать нагрузки должна преобладать в планировании их подготовки. Как показывает практика, вариантов целенаправленного планомерного повышения тренировочных нагрузок может быть несколько.
Первый
вариант – постепенное
Второй
вариант – поочередное
В современном пятиборье эти варианты можно несколько изменить. Можно последовательно повышать нагрузки в различных упражнениях (например, один год – объем в беге, а интенсивность в плавании, другой – интенсивность в беге, но объем в фехтовании и верховой езде т. д.).
Вариант с поочередным повышением компонентов тренировочных нагрузок (второй), на мой взгляд, более прогрессивен.
Следует учитывать, что ежегодный рост объема и интенсивности целесообразен и возможен только тогда, когда спортсмен начинает сезон, значительно совершенствуя функциональные возможности, а достигается это в первую очередь средствами общей и специальной физической подготовки.
Большое значение имеет характер распределения нагрузок в различных циклах (недельных, месячных, годовых, многолетних).
Известно, что монотонная, однотипная нагрузка даже невысокого уровня утомляет спортсмена значительно быстрее, нежели нагрузка, при которой чередуются максимальные, средние и малые напряжения. Исходя и этого при планировании тренировки в недельных, месячных, годичных циклах следует варьировать нагрузки.
В практике принято различать малые «волны», т. е. чередование нагрузки в так называемых микроциклах (обычно в недельном), средние – чередование нагрузок в пределах этапа (периода) тренировки и большие «волны», характеризующие общую суммарную тенденцию средних «волн».
Совершенно очевидно, что пятиборец не имеет возможности уделить ни одному из упражнений столько времени и энергии, сколько уделяют, допустим, пловцы, фехтовальщики, стрелки и т. д. Следовательно, он поставлен перед необходимостью делить свое время и внимание на пять частей. Рационально ли делить эти части равными?
Применяется два основных варианта распределения и динамики тренировочных нагрузок в упражнении пятиборья.
Первый вариант – постепенное усложнение тренировочной нагрузки, а, следовательно, и постепенное улучшение результатов одновременно, параллельно во всех упражнениях пятиборья.
Второй вариант – неравномерное распределение и повышение нагрузки; последовательно уделяется внимание тому или иному виду пятиборья. В течение определенного периода времени увеличиваются нагрузки и достигается определенный результат в одном упражнении пятиборья, например в плавании, а затем «ведущим» становится бег (фехтование), в то время как в плавании результат поддерживается в каких-то оптимальных границах, но возможно и некоторое снижение.
Я
считаю, что более рационален второй
вариант, с той, однако, оговоркой, что
принцип последовательного
В
плане многолетней подготовки принцип
последовательного «
Удельный вес упражнений может и должен меняться и в течение года. Например, в октябре – декабре основная направленность тренировки – бег и фехтование, в январе – апреле – плавание, стрельба, фехтование, в мае – августе 0 бег, верховая езда и т. д. (8, 15, 16).
Разберем сочетание плавание – бег. И в плавании, и в беге движения носят циклический характер. Они предъявляют высокие требования к организму спортсмена, особенно к его сердечнососудистой системе. Когда в тренировках по бегу, спортсмен выполняет темповые упражнения, процессы обмена в организме протекают в условиях кислородной недостаточности. Способность организма эффективно справляться с нагрузкой и при нехватке кислорода отлично вырабатывается и плаванием. Кроме того, одновременно воспитываются и определенные качества. Таким образом, тренирующий эффект плавания и бега до известной степени однонаправлен.
Рассмотрим, наконец, сочетание так называемых физических (плавание, бег) и технических (верховая езда, фехтование, стрельба) упражнений. Практика показывает, что те средства тренировки, которые способствуют развитию качеств, необходимых в плавании и беге, оказывают противоположное воздействие на развитие качеств, важных для других упражнений пятиборья. Научные исследования показали, что процессы обмена, протекающие в организме при кислородной недостаточности, требуют большой затраты нервной энергии. В таких условиях центральная нервная система не справляется со своей регулирующей ролью. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать, планируя очередность тренировок (6, 7, 22).
Именно согласование тренировочной нагрузки в плавании и беге с остальными тремя упражнениями пятиборья – самая сложная задача. Очевидно, что параллельные тренировки в обоих основных видах, проводимые в условиях значительной нехватки кислорода, нецелесообразны. Правильнее выработать такую методику, которая позволяет равномерно чередовать нагрузки аэробной и анаэробной направленности.
Чрезвычайно
важно в пятиборье также знать
взаимовлияние различных
Поскольку распределение нагрузок по упражнениям пятиборья с учетом их взаимовлияния очень сложный вопрос, особенно повышается в нем роль тренера, а также врача, ведущего наблюдения за спортсменом. Не исключены такие случаи, когда и нагрузка распределена верно, и учтено влияние всех упражнений пятиборья, а реакция организма спортсмена совершенно неожиданна, непредвиденна. Поэтому важно тщательно учитывать индивидуальные особенности пятиборца. И, конечно, совместная творческая работа тренера, спортсмена и врача окажет в этом вопросе неоценимую помощь. Бесспорно, определяющим являются индивидуальные качества спортсмена, его моральная подготовка, координационные возможности, уровень развития физических качеств.