Физическая культура и спорт в формировании личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина.

Содержание

Введение 3
1. Онтопсихология физической культуры и спорта
в рамках ленинградской онтопсихологической школы 5
1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы 5
1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта 7
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10
2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма 10
2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности 13
2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания 14
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение 14
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17
Заключение 21
Перечень ссылок 25

Работа содержит 1 файл

физра 3.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра физического воспитания, спорта и здоровья человека 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»

Тема:   ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ  
   В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
 

              Выполнил:  
               
               

              Проверил:  
               
               
               

Симферополь, 2007 

ПЛАН 

    Введение 3

    1. Онтопсихология  физической культуры и спорта  
    в рамках ленинградской онтопсихологической школы 5

      1.1 Концепции  ленинградской онтопсихологической  школы 5

      1.2 Направления  онтопсихологии физического воспитания  и спорта 7

    2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10

      2.1 Физкультура  как фактор гармоничного развития  организма  10

      2.2 Физкультура  и развитие морально-волевых качеств  личности 13

      2.3 Игровой  и соревновательный методы физического  воспитания 14

      2.3.1 Игровой  метод: особенности и применение 14

      2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17

    Заключение 21

    Перечень  ссылок 25 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.

    Таким образом, актуальность работы обусловлена  комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан молодой страны, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности.

    Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.

    Задача  исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности c высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.

    Физкультура и спорт изучаются разными  отраслями науки, и каждая создает  свое представление об этом предмете исследования. Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со сферами научного знания психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Эта тема была исследована представителями ленинградской (санкт-петербургской) школы (А.П. Цуни, Н. Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, Г.Д. Горбунов, А.С. Егоров и др.). Между тем до сих пор в науке и общественном сознании не сформировалось целостное представление о путях реального использования креативных возможностей феномена физической культуры для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации в современном мире.

    Важнейшим условием освоения новых теоретических  подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта может придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых решений важной проблемы использования физической культуры и спорта для гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.  

    Работа  состоит из введения, двух разделов и заключения. Перечень ссылок составляет 22 источника.

 

1. Онтопсихология физической культуры и спорта  
в рамках ленинградской онтопсихологической школы

1.1 Концепции ленинградской  онтопсихологической  школы

    Проблема  воспитания морально-волевых качеств  личности в ходе занятий физкультурой и спортом относится к области психологии спорта. Эта отрасль психологической науки достаточно серьезно разрабатывалась ленинградской (А. Ц. Пуни) и московской (П. А. Рудик) школами. При этом для научных исследований по психологии физического воспитания и спорта ленинградской школы явились основополагающими принцип развития, принцип единства личности и деятельности.

    Отмечая заслуги А.Ц. Пуни в становлении отечественной психологии спорта, Б.Г. Ананьев отметил: «...Психология спорта достигла уровня, при котором можно ставить и решать сложные проблемы человеческого развития», включая анализ как онтогенетической эволюции, так и жизненного пути спортсмена [2, с. 12]. В этой же статье он ввел понятие онтопсихологии спорта, предметом которой является развитие спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности и карьеры. Онтопсихология физического воспитания изучает развитие человека в процессе систематических занятий физическими упражнениями.

    Среди достижений в разработке онтопсихологии физического воспитания и спорта можно выделить следующие:

    - концепция специализированного развития психических процессов вообще в спортивной деятельности и в конкретных видах спорта (А. Ц. Пуни, А. Г. Рафалович, Р. С. Абельская и др.);

    - концепция волевой подготовки  спортсмена (А. Ц. Пуни, Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина и др.);

    - закономерности влияния физических нагрузок на психические процессы (Г. Д. Горбунов);

    - закономерности динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития детей школьного возраста (Г. Д. Горбунов, Л. В. Кольман, Н. Б. Стамбулова, А. В. Стамбулов);

    - закономерности развития и поэтапного  формирования спортивно-важных психических  свойств спортсменов (Н. Б. Стамбулова, В. И. Енин, Е. Р. Биспен).

    Онтопсихологические идеи А. Ц. Пуни наиболее представлены в таких его работах, как «Очерки психологии спорта», «Психологические основы волевой подготовки в спорте», «Проблема личности в психологии спорта» и др. Исследователь отмечает потенциальные возможности спорта влиять на развитие человека («...Несомненно... спорт — такая сфера деятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего их совершенствования»), говорит о необходимости комплексного изучения личности в ее деятельностных проявлениях («...Необходимо изучать не личность и деятельность, а деятельную личность, т.е. человека действующего, познающего, мыслящего, творящего, преобразующего действительность и самого себя..., в психологии спорта — деятельную личность спортсмена» [16, с. 13-14]).

    Он  подчеркивает единство общего и специализированного развития спортсмена, отмечая, что совершенствование психических процессов и свойств вообще обеспечивает возможность для личности проявлять активность в различных сферах жизни, специализированное же развитие определяется специфическими требованиями конкретного вида деятельности, при этом в психическом складе личности общее и специфическое развитие должны быть связаны.

    Отсюда  вытекает и возможность переноса приобретенных в спорте качеств на другие виды деятельности человека: «Усовершенствованные в условиях спортивной деятельности общие и специализированно-развитые черты психического склада личности по законам положительного переноса сохраняют свое действенное значение для жизни...» [16, c. 28].

1.2 Направления онтопсихологии  
физического воспитания и спорта

    Исследования  в рамках онтопсихологии физического воспитания и спорта развиваются в трех направлениях.

    Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта. Началом разработки этого направления стало исследование Г. Д. Горбунова, которое показало зависимость влияния нагрузок на психику спортсменов от ряда факторов, включающих особенности физических нагрузок, степень адаптированности к ним, особенности самих психических процессов, перерыв после нагрузки, время суток.

    Следующим шагом в этом направлении стало изучение возрастной динамики и взаимосвязей развития двигательных качеств и интеллектуальных процессов школьников (Г. Д. Горбунов, Л. В. Кольман, Н. Б. Стамбулова, А. В. Стамбулов и др.). В этих исследованиях: а) выяснено наличие связей между показателями интеллектуальных процессов и психомоторики; б) показана динамичность связей и их специфичность в каждом возрасте, а также половые различия в характере этих связей начиная с 10-летнего возраста; в) доказана возможность целенаправленного влияния на развитие интеллектуальных процессов путем формирования в ходе занятий физкультурой или спортом «ведущих двигательных качеств», которые наиболее сильно связаны с интеллектуальными показателями; г) разработан перечень «ведущих двигательных качеств» школьников 8-12 лет [17].

    Формирование  спортивно-важных психических  свойств спортсменов. Разработка этой проблемы началась с изучения волевых проявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена (А. Ц. Пуни, А. С. Егоров, Ю. Я. Киселев, Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина и др.). В этой концепции обоснованы: а) трехкомпонентная структура воли (интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); б) характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий и соответствующая классификация волевых усилий спортсмена; в) приемы самоорганизации и самомобилизации волевых усилий; г) характеристика волевых качеств спортсмена; д) структура волевых качеств в различных видах спорта; е) практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.

    В развитие этой концепции появилась концепция поэтапного формирования спортивно-важных психических свойств, к которым относятся психологические особенности спортсмена, влияющие на результативность спортивной деятельности и определяющие поведение человека в различных «спортивных» ситуациях.

    Спортивно-важные психические свойства проходят в своем развитии четыре этапа: а) зарождение; б) повышение выраженности в избранном виде спорта; в) перенос на другие виды деятельности (генерализация); г) возникновение потребности проявлять это свойство, что на уровне поведения обнаруживается в предпочтении и сознательном поиске соответствующих ситуаций и даже образа жизни. При этом было выяснено, что перенос спортивно-важного свойства на другие сферы жизни не только не ухудшает его проявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность и эффективность [18].

    Таким образом было выяснено, что для  воспитания спортивно-важных психических свойств необходимо переходить от ситуаций и упражнений на материале своего вида спорта к ситуациям и упражнениям на материале других видов спорта и, наконец, к ситуациям выбора и проблемным заданиям. При этом важное значение имеет постепенный переход от стимулирования и контроля действий спортсмена со стороны тренера ко все более самостоятельному проявлению формируемых свойств, самоконтролю и самооценке. На основании этих исследований была создана методика поэтапного формирования смелости и решительности у футболистов 13-15 лет [5].

    Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н. Б.Стамбулова и др.). Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная высокие результаты и связанная с постоянным совершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Исследователями созданы три концептуальные психологические модели спортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная.

    Синтетическое описание дает представление о таких  характеристиках карьеры в целом, как: а) ее длительность; б) количество освоенных видов спорта; в) уровень достижений, включая достижения в развитии спортсмена; г) «цена» карьеры, куда входит и удовлетворенность ею. Аналитическое описание рассматривает спортивную карьеру как деятельность с определенным числом этапов, и в центре внимания находятся ее кризисы-переходы и ситуационные кризисы, от преодоления которых зависит успешное продолжение карьеры в целом. Структурное описание спортивной карьеры позволило проследить динамику спортивных результатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развития мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности спортсмена [19].

Информация о работе Физическая культура и спорт в формировании личности человека