Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина.
Введение 3
1. Онтопсихология физической культуры и спорта
в рамках ленинградской онтопсихологической школы 5
1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы 5
1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта 7
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10
2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма 10
2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности 13
2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания 14
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение 14
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17
Заключение 21
Перечень ссылок 25
Кафедра
физического воспитания,
спорта и здоровья
человека
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И СПОРТ
В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ
Выполнил:
Проверил:
Симферополь,
2007
ПЛАН
Введение 3
1. Онтопсихология
физической культуры и спорта
в рамках ленинградской онтопсихологической
школы 5
1.1 Концепции
ленинградской
1.2 Направления
онтопсихологии физического
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10
2.1 Физкультура
как фактор гармоничного
2.2 Физкультура
и развитие морально-волевых
2.3 Игровой
и соревновательный методы
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение 14
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17
Заключение 21
Перечень
ссылок 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.
Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан молодой страны, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности.
Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.
Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности c высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.
Физкультура и спорт изучаются разными отраслями науки, и каждая создает свое представление об этом предмете исследования. Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со сферами научного знания психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Эта тема была исследована представителями ленинградской (санкт-петербургской) школы (А.П. Цуни, Н. Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, Г.Д. Горбунов, А.С. Егоров и др.). Между тем до сих пор в науке и общественном сознании не сформировалось целостное представление о путях реального использования креативных возможностей феномена физической культуры для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации в современном мире.
Важнейшим
условием освоения новых теоретических
подходов к исследованию физической
культуры и спорта является интеграция
различных областей научного знания. Поиск
новых путей реализации потенциала физической
культуры и спорта может придать новый
импульс педагогическим и социальным
изысканиям новых решений важной проблемы
использования физической культуры и
спорта для гармоничного развития и всестороннего
совершенствования человека.
Работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Перечень ссылок составляет 22 источника.
1.
Онтопсихология физической
культуры и спорта
в рамках ленинградской
онтопсихологической
школы
1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы
Проблема воспитания морально-волевых качеств личности в ходе занятий физкультурой и спортом относится к области психологии спорта. Эта отрасль психологической науки достаточно серьезно разрабатывалась ленинградской (А. Ц. Пуни) и московской (П. А. Рудик) школами. При этом для научных исследований по психологии физического воспитания и спорта ленинградской школы явились основополагающими принцип развития, принцип единства личности и деятельности.
Отмечая заслуги А.Ц. Пуни в становлении отечественной психологии спорта, Б.Г. Ананьев отметил: «...Психология спорта достигла уровня, при котором можно ставить и решать сложные проблемы человеческого развития», включая анализ как онтогенетической эволюции, так и жизненного пути спортсмена [2, с. 12]. В этой же статье он ввел понятие онтопсихологии спорта, предметом которой является развитие спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности и карьеры. Онтопсихология физического воспитания изучает развитие человека в процессе систематических занятий физическими упражнениями.
Среди достижений в разработке онтопсихологии физического воспитания и спорта можно выделить следующие:
- концепция специализированного развития психических процессов вообще в спортивной деятельности и в конкретных видах спорта (А. Ц. Пуни, А. Г. Рафалович, Р. С. Абельская и др.);
- концепция волевой подготовки спортсмена (А. Ц. Пуни, Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина и др.);
- закономерности влияния физических нагрузок на психические процессы (Г. Д. Горбунов);
- закономерности динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития детей школьного возраста (Г. Д. Горбунов, Л. В. Кольман, Н. Б. Стамбулова, А. В. Стамбулов);
-
закономерности развития и
Онтопсихологические идеи А. Ц. Пуни наиболее представлены в таких его работах, как «Очерки психологии спорта», «Психологические основы волевой подготовки в спорте», «Проблема личности в психологии спорта» и др. Исследователь отмечает потенциальные возможности спорта влиять на развитие человека («...Несомненно... спорт — такая сфера деятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего их совершенствования»), говорит о необходимости комплексного изучения личности в ее деятельностных проявлениях («...Необходимо изучать не личность и деятельность, а деятельную личность, т.е. человека действующего, познающего, мыслящего, творящего, преобразующего действительность и самого себя..., в психологии спорта — деятельную личность спортсмена» [16, с. 13-14]).
Он подчеркивает единство общего и специализированного развития спортсмена, отмечая, что совершенствование психических процессов и свойств вообще обеспечивает возможность для личности проявлять активность в различных сферах жизни, специализированное же развитие определяется специфическими требованиями конкретного вида деятельности, при этом в психическом складе личности общее и специфическое развитие должны быть связаны.
Отсюда вытекает и возможность переноса приобретенных в спорте качеств на другие виды деятельности человека: «Усовершенствованные в условиях спортивной деятельности общие и специализированно-развитые черты психического склада личности по законам положительного переноса сохраняют свое действенное значение для жизни...» [16, c. 28].
1.2
Направления онтопсихологии
физического воспитания
и спорта
Исследования в рамках онтопсихологии физического воспитания и спорта развиваются в трех направлениях.
Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта. Началом разработки этого направления стало исследование Г. Д. Горбунова, которое показало зависимость влияния нагрузок на психику спортсменов от ряда факторов, включающих особенности физических нагрузок, степень адаптированности к ним, особенности самих психических процессов, перерыв после нагрузки, время суток.
Следующим шагом в этом направлении стало изучение возрастной динамики и взаимосвязей развития двигательных качеств и интеллектуальных процессов школьников (Г. Д. Горбунов, Л. В. Кольман, Н. Б. Стамбулова, А. В. Стамбулов и др.). В этих исследованиях: а) выяснено наличие связей между показателями интеллектуальных процессов и психомоторики; б) показана динамичность связей и их специфичность в каждом возрасте, а также половые различия в характере этих связей начиная с 10-летнего возраста; в) доказана возможность целенаправленного влияния на развитие интеллектуальных процессов путем формирования в ходе занятий физкультурой или спортом «ведущих двигательных качеств», которые наиболее сильно связаны с интеллектуальными показателями; г) разработан перечень «ведущих двигательных качеств» школьников 8-12 лет [17].
Формирование спортивно-важных психических свойств спортсменов. Разработка этой проблемы началась с изучения волевых проявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена (А. Ц. Пуни, А. С. Егоров, Ю. Я. Киселев, Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина и др.). В этой концепции обоснованы: а) трехкомпонентная структура воли (интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); б) характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий и соответствующая классификация волевых усилий спортсмена; в) приемы самоорганизации и самомобилизации волевых усилий; г) характеристика волевых качеств спортсмена; д) структура волевых качеств в различных видах спорта; е) практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.
В развитие этой концепции появилась концепция поэтапного формирования спортивно-важных психических свойств, к которым относятся психологические особенности спортсмена, влияющие на результативность спортивной деятельности и определяющие поведение человека в различных «спортивных» ситуациях.
Спортивно-важные психические свойства проходят в своем развитии четыре этапа: а) зарождение; б) повышение выраженности в избранном виде спорта; в) перенос на другие виды деятельности (генерализация); г) возникновение потребности проявлять это свойство, что на уровне поведения обнаруживается в предпочтении и сознательном поиске соответствующих ситуаций и даже образа жизни. При этом было выяснено, что перенос спортивно-важного свойства на другие сферы жизни не только не ухудшает его проявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность и эффективность [18].
Таким образом было выяснено, что для воспитания спортивно-важных психических свойств необходимо переходить от ситуаций и упражнений на материале своего вида спорта к ситуациям и упражнениям на материале других видов спорта и, наконец, к ситуациям выбора и проблемным заданиям. При этом важное значение имеет постепенный переход от стимулирования и контроля действий спортсмена со стороны тренера ко все более самостоятельному проявлению формируемых свойств, самоконтролю и самооценке. На основании этих исследований была создана методика поэтапного формирования смелости и решительности у футболистов 13-15 лет [5].
Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н. Б.Стамбулова и др.). Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная высокие результаты и связанная с постоянным совершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Исследователями созданы три концептуальные психологические модели спортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная.
Синтетическое
описание дает представление о таких
характеристиках карьеры в
Информация о работе Физическая культура и спорт в формировании личности человека