Физическая культура и спорт в формировании личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина.

Содержание

Введение 3
1. Онтопсихология физической культуры и спорта
в рамках ленинградской онтопсихологической школы 5
1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы 5
1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта 7
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10
2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма 10
2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности 13
2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания 14
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение 14
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17
Заключение 21
Перечень ссылок 25

Работа содержит 1 файл

физра 3.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Полученные  описания спортивной карьеры позволили  разработать систему психологического сопровождения спортивной карьеры, где учтены особенности психологической помощи спортсмену на различных этапах его карьеры.

    Обобщая, можно заключить, что в развитии идей онтопсихологии физического воспитания и спорта прослеживается постепенный переход от изучения частных вопросов к более общим, глобальным, а также движение сначала к дифференциации знаний, а затем ко все более полной их интеграции.

    Наше  же исследование находится в рамках второго направления онтопсихологии — формирование спортивно-важных психических свойств и направлено на то, чтобы выявить проблемы, возникающие при воспитании морально-волевых качеств в процессе занятий физической культурой.

 

2. Роль физической культуры и спорта  
в формировании личности

    Школьные  годы — один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период человек формируется не только физически, но и морально. Вот почему в эти годы должна быть не только создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека, но и сформированы определенные психофизические качества. На современном этапе развития образования главной целью школьного предмета «физическая культура» является содействие формированию физической культуры школьников [3, стр. 9]. Следовательно, в рамках этого предмета: одновременно решаются образовательная и воспитательная задачи. На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры.

2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма

    По  данным Всемирной организации здравоохранения, всеми видами физкультурно-оздоровительной работы у нас охвачено 9% жителей страны. Это в 5—6 раз меньше, чем в Финляндии, Швеции, Франции, Германии, США, Канаде и других развитых странах. Причем среди взрослого населения лишь 4 украинца из 100 систематически занимаются физкультурой. [4].

    Казалось  бы, с детьми ситуация должна обстоять иначе, поскольку они в силу возрастных особенностей склонны к постоянному движению. Однако в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин большинству детей просто не хватает времени для развития своего тела. Недостаток движения обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме ребенка.

    Исследования  гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших дошкольников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9–10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные, а весной и осенью больше, чем зимой [20].

    Малоподвижное положение за партой или рабочим  столом отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

    Кроме этого, падает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Слабые мышцы малоподвижных детей не поддерживают тело в правильном положении, что вызывает развитие плохой осанки, сутулости.

    Установлено, что 6-7-летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведение. К концу года у мальчиков разница в росте составляет 3,2 см, в массе тела — 700 г, а у девочек соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г [20].

    Единственная  возможность нейтрализовать эти отрицательные явления — это активный отдых и организованная физическая деятельность.

    При систематических занятиях физкультурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем человека.

    Средние показатели роста и развития у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длина тела юношей 16-17 лет больше на 5,7–6 см, масса тела — на 8- 8,5 кг, окружность грудной клетки — на 2,5–5 см, сила сжатия кисти руки — на 4,5–5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких — на 0,5–1,4 литра [20].

    Согласно  данным исследований, у школьников, не занимающихся физическими упражнениями, становая сила в течение года увеличивалась на 8,7 кг, у подростков того же возраста, занимавшихся физкультурой, — на13 кг, а у занимавшихся, кроме этого, ещё и спортом — на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц было обнаружено, что в одном квадратном мм мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной работы насчитывалось до 30 000 капилляров, то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился в диаметре почти в 2 раза. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки они наполняются кровью, способствуя поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе возрастает во много раз.

    Поскольку мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека, вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью.

    Под влиянием систематических, разнообразных и нормированных мышечных нагрузок происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

    «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

    Физические  упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, активизируют деятельность печени и почек, желез внутренней секреции, тренируют систему кровообращения, совершенствуя ее, вовлекая в кровообращение большую массы крови и стимулируя кроветворение.

    Физические  упражнения вызывают повышенную потребность  организма в кислороде. В результате увеличивается ёмкость лёгких, а полное их расправление ликвидирует застойные явления, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

    Занятия физкультурой также вызывают положительные эмоции, бодрость, хорошее настроение.

2.2 Физкультура и  развитие морально-волевых  качеств личности

    Кроме развития организма, трудно переоценить  роль физкультуры и спорта в формировании личностных черт человека. Наряду с  сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.

    На  уроках физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. Уроки физкультуры представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний.

    Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя  себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

    Кроме того, факторами самооценки ребенка, которая формируется в это время, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

2.3 Игровой и соревновательный методы  
физического воспитания

    2.3.1 Игровой метод:  особенности и  применение

    Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко используются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед преподавателем.

    Игра  и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

    Игровой метод характеризуется определенными особенностями.

    1. «Сюжетная» организация: деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

    Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности, отражая различные действия и отношения, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих — это особенно характерно для современных спортивных игр.

    2) Разнообразие способов достижения  цели — возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют конкретные действия.

    3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия — бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий.

    4) Широкая самостоятельность действий  занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости — игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

    5) Моделирование напряженных межличностных  и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх). Это создает высокий эмоциональный накал и содействует выявлению этических качеств личности.

    6) Вероятное программирование действий  и ограниченные возможности дозирования  нагрузки.

    Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физвоспитания. Игровой метод всегда привлекает и радует ребенка, а варьирование различных его форм дает возможность успешного решения задач физического воспитания.

    Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в нем присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме. Кроме этого, игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками.

Информация о работе Физическая культура и спорт в формировании личности человека