Физическая культура и спорт в формировании личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина.

Содержание

Введение 3
1. Онтопсихология физической культуры и спорта
в рамках ленинградской онтопсихологической школы 5
1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы 5
1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта 7
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности 10
2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма 10
2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности 13
2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания 14
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение 14
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование 17
Заключение 21
Перечень ссылок 25

Работа содержит 1 файл

физра 3.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

    Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес к спорту и физкультуре, стимулируют усвоение техники отдельных элементов упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач.

    2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование

    Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство.

    Соревнование, как и игра, относится к числу  наиболее распространенных общественных явлений. Оно является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

    Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет эталона для сравнения и не упорядочен процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. д.), но при использовании соревновательного метода она всегда присутствует. В спорте унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует все детали. Характер деятельности соревнующихся определяется логикой борьбы.

    Основу  соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

    Соревновательный  метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).

    Фактор  соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты, признание значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

    Функциональные  сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, значительнее, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, больше, чем в игре, выражена психическая напряженность. Здесь постоянно действует фактор противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение победы.

    На практике используются несколько методических подходов соревновательного метода:

    - выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);

    - состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);

    - введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);

    - «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.

    Первостепенное  значение соревновательного метода в формировании черт спортивного  характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит человека перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

    По  мере адаптации тренирующегося к нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.

    Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

    Исключительно велико значение соревновательного  метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Формирование  ответственной, активной, сознательной личности, обладающей высокими морально-волевыми характеристиками, является требованием времени. С одной стороны, наличие таких граждан необходимо для устойчивого развития государства, с другой стороны, в условиях все усиливающегося воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды требует от каждого из нас владения навыками здорового образа жизни. Значительное комплексное воздействие на личность с целью формирования ответственного отношения к себе и развития духовных и нравственных качеств оказывает физкультура и спорт. Изучение этого воздействия находится на стыке различных наук, поскольку, кроме проблем сугубо физкультуры и спорта, эта тема включает в себя вопросы социологии, психологии, педагогики. Однако до сих пор в науке и обществе не сформировалось целостное представление о том, как же можно использовать потенциал физкультуры и спорта для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации.

    Проблемой воспитания личности в ходе занятий физкультурой и спортом достаточно серьезно занималась ленинградская школа, исследователи которой подчеркивали единство личности и деятельности. В результате их исследований были разработаны концепции развития психических процессов в спорте, волевой подготовки спортсменов, методики постепенной тренировки решительности и смелости. Одним из направлений исследований этой школы было исследование формирования спортивно-важных психических свойств спортсменов. Было выяснено, что спортивно-важные психические свойства проходят в своем развитии четыре этапа: а) зарождение; б) повышение выраженности в избранном виде спорта; в) перенос на другие виды деятельности (генерализация); г) возникновение потребности проявлять это свойство, что на уровне поведения обнаруживается в предпочтении и сознательном поиске соответствующих ситуаций и даже образа жизни. При этом перенос спортивно-важного свойства на другие сферы жизни не только не ухудшает его проявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность и эффективность. При этом для формирования таких психических свойств важное значение имеет постепенный переход от стимулирования и контроля действий спортсмена со стороны тренера ко все более самостоятельному проявлению формируемых свойств, самоконтролю и самооценке.

    По  данным ВОЗ, всеми видами физкультурно-оздоровительной  работы у нас охвачено 9% жителей  страны — в 5-6 раз меньше, чем в Финляндии, Швеции, Франции и других развитых странах. Среди взрослого населения лишь 4 украинцев из 100 систематически занимаются физкультурой. Что касается детей, то до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении, у младших дошкольников ходьба и игры занимают до 16–19% времени суток, общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50% и уменьшается от класса к классу.

    Малая подвижность ухудшает функционирование многих систем организма, обмен веществ, вызывает застой крови в нижних конечностях и ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Кроме этого, падает сопротивляемость организма заболеваниям, создаются предпосылки к развитию недостаточности сердечно-сосудистой системы, слабости опорно-двигательного аппарата.

    Единственным  спасение здесь представляются регулярные, систематические и нормированные занятия физкультурой и спортом, которые, помимо нормализации работы органов и систем и укрепления всего организма, вызывают положительные эмоции, бодрость и хорошее настроение, а также способствуют воспитанию личности, ее моральных и волевых качеств, прививают потребность физического и нравственного самосовершенствования.

    В частности, занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

    Для воспитания личности средствами физкультуры  и спорта широко используются игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших школьников и взрослых.

    Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

    В игровом методе присутствуют предпосылки  для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

    Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д.

    Фактор  соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

    Функциональные  сдвиги в условиях состязаний, как  правило, значительнее, чем при аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, больше, чем в игре, выражена психическая напряженность. Здесь постоянно действует фактор противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение победы. Cоревнования ставят человека перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требуют в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

    Таким образом, значение соревновательного  метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

    Таким образом, роль спорта и физкультурой в формировании личности состоит  в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются — переносятся на внеспортивную жизнь. Таким образом, спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач.

Информация о работе Физическая культура и спорт в формировании личности человека