Физическая культура и спорт в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Содержание

Введение 3
I. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности 4
II. Роль физкультуры и спорта в формировании личности. 7
III. Повышение социальной роли физической культуры и спорта 12
IV. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 1 21

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт в современной России.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

    Необходимо  сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

    Общенациональное  патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений.

    Важнейшая задача совершенствования системы  управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

 

Список  использованной литературы

 

1. Андреева Г.М.  Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений.  – М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Виноградов  П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы  физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Советский спорт, 1996.

3. Дубровский В.И. Спортивная физиология. – М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Кравченко  А.И., Анурин В.Ф. Социология. –  СПб: Питер, 2006.

5. Лубышева Л.И.  Социальная роль спорта в развитии  общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. №3. 2007.

6. Физическая  культура: Учебник для студентов вузов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003

7. Фролов С.А.  Социология: Учебник для студентов.  М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8. Энциклопедия  физической подготовки. – М.; ФиС, 2004. – 232 с.

 

     Приложение 1

    К О Н Ц Е П  Ц И Я 

     
федеральной целевой программы "Развитие физической культуры  
и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
 

    I. Обоснование соответствия  решаемой проблемы  и целей  
Программы приоритетным задачам социально-экономического  
развития Российской Федерации

    Основополагающей  задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.  
Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.  
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.  
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов.  
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.  
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.  
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.  
Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:  
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;  
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;  
недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;  
утрата традиций российского спорта высших достижений;  
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.  
Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).

    II. Обоснование целесообразности  решения  
проблемы программно-целевым методом

    Существующие  сегодня механизмы реализации государственной  политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта.  
На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов.  
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.  
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит за десятилетие (2006 - 2015 годы) реализовать конкретные проекты. Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:  
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;  
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривается участие в реализации Программы общественных организаций, коммерческих структур и т.д. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;  
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.  
В целом в Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:  
акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;  
основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;  
финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;  
развитие спорта высших достижений со стороны государства будет осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;  
будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

    III. Характеристика и  прогноз развития  сложившейся  
ситуации в рассматриваемой сфере без использования  
программно-целевого метода

    В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные тенденции и  проблемы в области массового  спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.  
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны:  
дальнейшее ухудшение здоровья граждан Российской Федерации и сокращение продолжительности жизни;  
невозможность реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);  
потеря Российской Федерацией передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках международного спортивного движения;  
неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборной команды страны по различным видам спорта;  
огромные экономические потери государства в связи с заболеваемостью населения;  
недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;  
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени.  
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию массового спорта, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным. В этом случае массовый спорт останется привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а для малообеспеченных категорий граждан так и останется недоступной роскошью.

    IV. Возможные варианты  решения проблемы,  
оценка преимуществ и рисков, возникающих при  
различных вариантах решения проблемы

    Для принятия решения об источниках финансирования и о направлениях использования  средств с целью развития физкультуры и спорта в стране следует рассмотреть различные варианты решения проблемы для выбора из них наиболее оптимального. При определении приоритетов возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части федеральных, региональных и внебюджетных источников.  
В целом анализ текущей ситуации в данной области и поставленных задач показывает, что в качестве критериев разработки различных сценариев развития целесообразно использовать:  
возможные источники финансирования;  
возможные объемы финансирования;  
потребность в финансировании различных программ и направлений развития физической культуры и спорта;  
приоритетность развития инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;  
приоритетность вовлечения в массовый спорт малообеспеченных категорий граждан.  
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально и эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования. В этой связи предлагается осуществить планирование динамики доходов, расходов и сделать прогноз таких производных показателей, по которым будет определяться достижение целей Программы, как количество людей, активно занимающихся спортом, процент малообеспеченных категорий граждан, активно занимающихся спортом, и количество медалей в общем командном зачете на Олимпийских играх.  
Учитывая указанные параметры, целесообразно рассмотреть следующий вариант реализации Программы. При определении направлений финансирования приоритетными считаются:  
развитие спорта в образовательных учреждениях (развитие материально-технической базы и инфраструктуры, улучшение стандартов спортивных сооружений для смещения акцентов с монотонных и однообразных упражнений на игровые виды спорта);  
развитие спорта по месту жительства (строительство спортивных центров, сертификация и учет всех видов физкультурно-спортивных организаций, центров и т.п.);  
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;  
развитие спорта высших достижений, в том числе создание и модернизация инфраструктуры, разработка и создание системы антидопингового контроля.  
По этому сценарию развития мероприятия Программы реализуются в полном объеме. Финансирование Программы (в ценах 2006 года) за счет средств федерального бюджета составляет в среднем около 3 млрд.рублей в год (без учета отчислений от Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36").  
Предполагается, что в результате реализации Программы показатель активных занятий физкультурой всеми категориями населения достигнет 30 процентов в 2015 году.  
Таким образом, для того чтобы сократить значительное отставание Российской Федерации от других развитых стран по показателю привлечения населения к активным занятиям спортом, целесообразно реализовывать Программу по предложенному варианту.

    V. Ориентировочные  сроки и этапы  решения  
проблемы программно-целевым методом

    Реализация  Программы рассчитана на 10 лет.  
Промежуточный контроль реализации Программы будет осуществляться ее дирекцией.  
В целом Программа состоит из следующих блоков:  
1) развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом:  
за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено нормативами пропускной способности);  
в части научных исследований намечено разработать совместно с Федеральным агентством по образованию научные и практические основы развития детской и юношеской физической культуры, и в частности обеспечить переход к занятиям игровыми видами спорта;  
2) развитие спорта по месту жительства. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей всех членов общества (расчет потребностей произведен по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г . N 1683-р, и согласован с главами субъектов Российской Федерации);  
3) пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. При этом намечено осуществить реализацию комплексной программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом среди широких слоев населения, а также проводить периодические опросы населения и встречи представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту с представителями малообеспеченных категорий граждан и общественных организаций с целью выявления их запросов относительно организации занятий физической культурой;  
4) развитие спорта высших достижений. При этом:  
за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных центров, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта, реконструкцию и модернизацию спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также оборудовать антидопинговый центр;  
в части научных исследований планируется разработать систему информационного обеспечения спорта высших достижений, в том числе электронную карту спортсмена, унифицированные базы данных, систему национального антидопингового контроля, включая информационно-образовательные проекты предотвращения распространения допинга в детском и юношеском спорте, осуществить научно-методическую подготовку сборных команд Российской Федерации к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх, разработать научно обоснованную методологию оптимальной периодизации спортивных мероприятий (тренировочные, соревновательные и реабилитационные процессы);  
5) обеспечение реализации мероприятий Программы.  
Таким образом, при достаточном финансировании станет возможной реализация комплексной программы подготовки научно-методической базы для развития массового спорта и спорта высших достижений, а также мероприятий по развитию инфраструктуры и ресурсной базы. Следует отметить, что при разработке Программы будут учитываться изменяющиеся потребности тех, на кого она направлена (учащихся, различных слоев населения и профессиональных спортсменов).  
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 3 этапа.  
В рамках I этапа предполагается увеличение количества граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 15-17 процентов.  
I этап (2006 - 2007 годы) включает:  
начало развития инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях;  
инвентаризацию спортивных объектов в образовательных учреждениях, согласование адресов строительства новых спортивных объектов в образовательных учреждениях;  
начало организации пропаганды физической культуры и занятий спортом;  
начало внедрения соответствующей современным требованиям физической культуры среди молодежи;  
начало реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений;  
проведение основной части мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва;  
проведение основной части мероприятий по оснащению антидопингового центра.  
В рамках II этапа предполагается увеличение количества граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 25 процентов.  
К концу II этапа предполагается достичь 100-процентного охвата профессиональных спортсменов антидопинговым контролем, а количество дисквалифицированных российских спортсменов на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов должно составить ноль процентов.  
II этап (2008 - 2012 годы) включает:  
завершение развития инфраструктуры массового спорта;  
продолжение осуществления программы строительства спортивных объектов в образовательных учреждениях;  
осуществление мероприятий по организации пропаганды физической культуры и занятий спортом;  
продолжение мероприятий по приведению физической культуры среди молодежи к современным требованиям и стандартам;  
продолжение проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений;  
продолжение проведения мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва;  
продолжение оснащения антидопингового центра.  
В рамках III этапа предполагается увеличение количества граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 30 процентов.  
III этап (2013 - 2015 годы) включает:  
завершение проведения мероприятий по развитию спортивной базы в образовательных учреждениях;  
завершение проведения мероприятий по организации пропаганды физической культуры и занятий спортом;  
завершение мероприятий по приведению физической культуры среди молодежи к современным требованиям и стандартам;  
завершение проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для спорта высших достижений;  
завершение проведения мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва;  
завершение оснащения антидопингового центра.

Информация о работе Физическая культура и спорт в современной России