Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.
Введение 3
I. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности 4
II. Роль физкультуры и спорта в формировании личности. 7
III. Повышение социальной роли физической культуры и спорта 12
IV. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 1 21
В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений.
Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Виноградов
П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы
физической культуры и
3. Дубровский В.И. Спортивная физиология. – М.: ВЛАДОС, 2005.
4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. – СПб: Питер, 2006.
5. Лубышева Л.И.
Социальная роль спорта в
6. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003
7. Фролов С.А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8. Энциклопедия физической подготовки. – М.; ФиС, 2004. – 232 с.
К О Н Ц Е П Ц И Я
федеральной целевой
программы "Развитие
физической культуры
и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015
годы"
I.
Обоснование соответствия
решаемой проблемы
и целей
Программы приоритетным
задачам социально-экономического
развития Российской
Федерации
Основополагающей
задачей государственной политики является
создание условий для роста благосостояния
населения Российской Федерации, национального
самосознания и обеспечения долгосрочной
социальной стабильности. Создание базы
для сохранения и улучшения физического
и духовного здоровья граждан в значительной
степени способствует решению указанной
задачи. В то же время существенным фактором,
определяющим состояние здоровья населения,
является поддержание оптимальной физической
активности в течение всей жизни каждого
гражданина. Опыт многих развитых стран
показал, что такая задача может быть решена
с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то,
что роль спорта становится не только
все более заметным социальным, но и политическим
фактором в современном мире. Привлечение
широких масс населения к занятиям физической
культурой, а также успехи на международных
состязаниях являются бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой
нации, а также ее военной и политической
мощи. К сожалению, в последнее десятилетие
из-за недостатка финансовых ресурсов
и внимания со стороны государственных
органов этот некогда колоссальный потенциал
во многом был утерян.
Тем не менее в последнее время на всех
уровнях государственного управления
растет осознание необходимости решения
проблем обеспечения массовости спорта
и организации пропаганды занятий физической
культурой и спортом как составляющей
части здорового образа жизни и развития
спорта высших достижений. Не подлежит
сомнению, что для улучшения здоровья,
благосостояния и качества жизни граждан
необходимо акцентировать внимание государственных
и общественных структур на возрождении
массового спорта, массовой физической
культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее
время Российская Федерация значительно
отстает по показателю регулярных занятий
физической культурой от развитых стран,
в которых физическими упражнениями постоянно
занимаются до 40 - 50 процентов населения,
тогда как в Российской Федерации - только
около 11 процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства
государства в вопросы воспитания потребности
в занятиях физической культурой у широких
масс граждан свидетельствует социально-демографическая
статистика. Показатели здоровья и физической
подготовки детей, молодежи, призывников,
количество курильщиков в Российской
Федерации, рост алкоголизма и наркомании
говорят об остроте проблемы развития
массового спорта. По данным международных
организаций, Российская Федерация находится
на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими
государствами Африки и Азии) по показателю
ожидаемой продолжительности жизни (67
лет). В то же время в Австралии, Великобритании
и других развитых странах, где осуществлялись
целевые программы в области физической
культуры, показатель ожидаемой продолжительности
жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования
подтверждают, что по сравнению с лицами,
не занимающимися спортом, люди, активно
и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5
раза меньше страдают от утомляемости,
в 2 раза реже болеют заболеваниями органов
пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической
болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим
тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как
результат, лица, активно занимающиеся
спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу
по состоянию здоровья. Колоссальный экономический
и социальный эффект от реализации целевой
программы развития массовой физической
культуры и спорта бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования
физической культуры и спорта, а также
на незначительный рост количества людей,
активно занимающихся спортом, направленность
и объем государственных расходов далеки
от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных
на физическую культуру и спорт средств,
приходящихся на 1 человека в год, составила
всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время
как, например, в Великобритании она составляет
около 60 долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня имеется
ряд факторов, отрицательно влияющих на
развитие физической культуры и спорта,
и проблем, требующих неотложного решения,
в том числе:
недостаточное привлечение населения
к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы
и инфраструктуры физической культуры
и спорта задачам развития массового спорта
в стране, а также ее моральное и физическое
старение;
недостаточное количество профессиональных
тренерских кадров;
утрата традиций российского спорта высших
достижений;
отсутствие на государственном уровне
активной пропаганды занятий физической
культурой и спортом как составляющей
части здорового образа жизни, включая
заботу о здоровье будущего поколения.
Решить указанные проблемы призвана федеральная
целевая программа "Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).
II.
Обоснование целесообразности
решения
проблемы программно-целевым
методом
Существующие
сегодня механизмы реализации государственной
политики в области физической культуры
и спорта не дают ожидаемых результатов,
несмотря на относительно возросший в
последние годы объем финансирования
и внимание со стороны государственных
органов. Недостаточно эффективно осуществляется
взаимодействие между федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
а также общественными спортивными организациями
в области физической культуры и спорта.
На государственном уровне принимались
меры, направленные на обеспечение оптимальных
условий для развития физической культуры
и спорта. Имеется ряд законов и нормативных
правовых актов, принятых на федеральном
и региональном уровнях. К сожалению, их
реализация не принесла должных результатов.
Сегодня очевидно, что развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации
требует комплексного и системного подхода.
В этой связи разработка Программы является
оптимальным решением проблемы в условиях
реформирования бюджетного процесса,
предусматривающего смещение акцентов
с управления расходами на управление
результатами и переход преимущественно
к программно-целевым методам бюджетного
планирования.
Программно-целевой метод решения данной
проблемы позволит за десятилетие (2006
- 2015 годы) реализовать конкретные проекты.
Можно выделить следующие основные преимущества
решения поставленной проблемы программно-целевым
методом:
комплексный подход к решению проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации
Программы позволяют учесть все аспекты
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации, а направления
финансирования - определить приоритетность
тех или иных мероприятий в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности.
В рамках Программы проводится четкое
распределение полномочий между органами
исполнительной власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях,
предусматривается участие в реализации
Программы общественных организаций,
коммерческих структур и т.д. Данный подход
позволяет повысить эффективность выполнения
программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг
результатов реализации Программы. В рамках
Программы определяются показатели, которые
позволяют ежегодно оценивать результаты
реализации тех или иных мероприятий по
этапам реализации Программы.
В целом в Концепции федеральной целевой
программы "Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006
- 2015 годы" (далее - Концепция) предлагается
руководствоваться тем, что:
акцент будет сделан на развитии массового
спорта в стране;
основным направлением работы будет развитие
массового спорта в образовательных учреждениях
и по месту жительства граждан;
финансовые ресурсы будут направляться
в первую очередь на развитие и модернизацию
спортивной инфраструктуры и организацию
пропаганды физической культуры и занятий
спортом как составляющей части здорового
образа жизни;
развитие спорта высших достижений со
стороны государства будет осуществляться
путем финансирования научных исследований
и опытно-конструкторских разработок,
внедрения системы антидопингового контроля,
модернизации специализированной инфраструктуры;
будет проводиться постоянное наблюдение
за степенью удовлетворенности населения
действиями государства в области физической
культуры и за изменением количества граждан,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом.
III.
Характеристика и
прогноз развития
сложившейся
ситуации в рассматриваемой
сфере без использования
программно-целевого
метода
В
предыдущих разделах Концепции отражены
основные негативные тенденции и
проблемы в области массового
спорта и спорта высших достижений
в Российской Федерации. Без комплексного
решения указанных проблем программно-целевым
методом как путем изменения базовых социальных
ценностей и образа жизни граждан, так
и путем создания условий для регулярных
занятий физической культурой негативная
ситуация, связанная с состоянием здоровья
населения и социальной демографией, еще
более усугубится.
При сохранении сложившихся тенденций
в развитии физической культуры и спорта
неизбежны:
дальнейшее ухудшение здоровья граждан
Российской Федерации и сокращение продолжительности
жизни;
невозможность реализации большей частью
населения права на занятия физической
культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных
категорий граждан (инвалиды, пожилые
люди, дети-сироты и т.д.);
потеря Российской Федерацией передовых
позиций в спорте высших достижений и
конкурентоспособности в рамках международного
спортивного движения;
неэффективная работа по подготовке спортивного
резерва для сборной команды страны по
различным видам спорта;
огромные экономические потери государства
в связи с заболеваемостью населения;
недостаточное привлечение детей и молодежи
к занятиям физической культурой и спортом,
что негативно влияет на здоровье будущих
поколений и обороноспособность страны,
а также ведет к росту детского и подросткового
алкоголизма, наркомании и преступности;
отсутствие у населения возможностей
и желания активного (с точки зрения физической
нагрузки) проведения свободного времени.
В целом можно сделать вывод о том, что
отказ от решения указанных проблем программно-целевым
методом приведет к инерционному развитию
массового спорта, когда показатели активного
участия не будут улучшаться, а развитие
спорта высших достижений будет недостаточным.
В этом случае массовый спорт останется
привилегией малочисленного обеспеченного
слоя населения, а для малообеспеченных
категорий граждан так и останется недоступной
роскошью.
IV.
Возможные варианты
решения проблемы,
оценка преимуществ
и рисков, возникающих
при
различных вариантах
решения проблемы
Для
принятия решения об источниках финансирования
и о направлениях использования
средств с целью развития физкультуры
и спорта в стране следует рассмотреть
различные варианты решения проблемы
для выбора из них наиболее оптимального.
При определении приоритетов возможно
рассмотрение различных вариантов, которые
могут быть изменены как на стадии планирования,
так и в процессе осуществления мероприятий
Программы. Кроме того, могут быть использованы
различные комбинации финансового обеспечения
Программы в части федеральных, региональных
и внебюджетных источников.
В целом анализ текущей ситуации в данной
области и поставленных задач показывает,
что в качестве критериев разработки различных
сценариев развития целесообразно использовать:
возможные источники финансирования;
возможные объемы финансирования;
потребность в финансировании различных
программ и направлений развития физической
культуры и спорта;
приоритетность развития инфраструктуры
и организации пропаганды физической
культуры и занятий спортом как составляющей
части здорового образа жизни;
приоритетность вовлечения в массовый
спорт малообеспеченных категорий граждан.
Исходя из предположения, что средства
будут расходоваться оптимально и эффективно
для достижения поставленных задач, наиболее
значимыми показателями становятся объем
и динамика финансирования. В этой связи
предлагается осуществить планирование
динамики доходов, расходов и сделать
прогноз таких производных показателей,
по которым будет определяться достижение
целей Программы, как количество людей,
активно занимающихся спортом, процент
малообеспеченных категорий граждан,
активно занимающихся спортом, и количество
медалей в общем командном зачете на Олимпийских
играх.
Учитывая указанные параметры, целесообразно
рассмотреть следующий вариант реализации
Программы. При определении направлений
финансирования приоритетными считаются:
развитие спорта в образовательных учреждениях
(развитие материально-технической базы
и инфраструктуры, улучшение стандартов
спортивных сооружений для смещения акцентов
с монотонных и однообразных упражнений
на игровые виды спорта);
развитие спорта по месту жительства (строительство
спортивных центров, сертификация и учет
всех видов физкультурно-спортивных организаций,
центров и т.п.);
организация пропаганды физической культуры
и занятий спортом как составляющей части
здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений, в
том числе создание и модернизация инфраструктуры,
разработка и создание системы антидопингового
контроля.
По этому сценарию развития мероприятия
Программы реализуются в полном объеме.
Финансирование Программы (в ценах 2006
года) за счет средств федерального бюджета
составляет в среднем около 3 млрд.рублей
в год (без учета отчислений от Всероссийской
государственной лотереи "Спортлото
5 из 36").
Предполагается, что в результате реализации
Программы показатель активных занятий
физкультурой всеми категориями населения
достигнет 30 процентов в 2015 году.
Таким образом, для того чтобы сократить
значительное отставание Российской Федерации
от других развитых стран по показателю
привлечения населения к активным занятиям
спортом, целесообразно реализовывать
Программу по предложенному варианту.
V.
Ориентировочные
сроки и этапы
решения
проблемы программно-целевым
методом
Реализация
Программы рассчитана на 10 лет.
Промежуточный контроль реализации Программы
будет осуществляться ее дирекцией.
В целом Программа состоит из следующих
блоков:
1) развитие спорта в образовательных учреждениях.
При этом:
за счет капитальных вложений предполагается
осуществить строительство 1467 многофункциональных
залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок
(количество определено нормативами пропускной
способности);
в части научных исследований намечено
разработать совместно с Федеральным
агентством по образованию научные и практические
основы развития детской и юношеской физической
культуры, и в частности обеспечить переход
к занятиям игровыми видами спорта;
2) развитие спорта по месту жительства.
При этом за счет капитальных вложений
предполагается осуществить на базе долевого
финансирования из федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации
строительство спортивных центров по
месту жительства для удовлетворения
потребностей всех членов общества (расчет
потребностей произведен по методике,
утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 октября 1999
г . N 1683-р, и согласован с главами субъектов
Российской Федерации);
3) пропаганда физической культуры и занятий
спортом как составляющей части здорового
образа жизни. При этом намечено осуществить
реализацию комплексной программы организации
пропаганды физической культуры и занятий
спортом среди широких слоев населения,
а также проводить периодические опросы
населения и встречи представителей Федерального
агентства по физической культуре и спорту
с представителями малообеспеченных категорий
граждан и общественных организаций с
целью выявления их запросов относительно
организации занятий физической культурой;
4) развитие спорта высших достижений.
При этом:
за счет капитальных вложений предполагается
осуществить строительство и модернизацию
7 федеральных спортивных центров, реконструкцию
и модернизацию 20 спортивных центров,
предназначенных для занятий различными
видами спорта, реконструкцию и модернизацию
спортивной базы образовательных учреждений
для подготовки олимпийского резерва,
а также оборудовать антидопинговый центр;
в части научных исследований планируется
разработать систему информационного
обеспечения спорта высших достижений,
в том числе электронную карту спортсмена,
унифицированные базы данных, систему
национального антидопингового контроля,
включая информационно-образовательные
проекты предотвращения распространения
допинга в детском и юношеском спорте,
осуществить научно-методическую подготовку
сборных команд Российской Федерации
к участию в Олимпийских и Параолимпийских
играх, разработать научно обоснованную
методологию оптимальной периодизации
спортивных мероприятий (тренировочные,
соревновательные и реабилитационные
процессы);
5) обеспечение реализации мероприятий
Программы.
Таким образом, при достаточном финансировании
станет возможной реализация комплексной
программы подготовки научно-методической
базы для развития массового спорта и
спорта высших достижений, а также мероприятий
по развитию инфраструктуры и ресурсной
базы. Следует отметить, что при разработке
Программы будут учитываться изменяющиеся
потребности тех, на кого она направлена
(учащихся, различных слоев населения
и профессиональных спортсменов).
Реализация мероприятий Программы будет
осуществляться в 3 этапа.
В рамках I этапа предполагается увеличение
количества граждан Российской Федерации,
систематически занимающихся физкультурой
и спортом, до 15-17 процентов.
I этап (2006 - 2007 годы) включает:
начало развития инфраструктуры массового
спорта в образовательных учреждениях;
инвентаризацию спортивных объектов в
образовательных учреждениях, согласование
адресов строительства новых спортивных
объектов в образовательных учреждениях;
начало организации пропаганды физической
культуры и занятий спортом;
начало внедрения соответствующей современным
требованиям физической культуры среди
молодежи;
начало реконструкции спортивных баз
и центров для развития спорта высших
достижений;
проведение основной части мероприятий
по реконструкции и модернизации спортивной
базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
проведение основной части мероприятий
по оснащению антидопингового центра.
В рамках II этапа предполагается увеличение
количества граждан Российской Федерации,
систематически занимающихся физкультурой
и спортом, до 25 процентов.
К концу II этапа предполагается достичь
100-процентного охвата профессиональных
спортсменов антидопинговым контролем,
а количество дисквалифицированных российских
спортсменов на международных соревнованиях
в связи с выявлением употребления допинговых
препаратов должно составить ноль процентов.
II этап (2008 - 2012 годы) включает:
завершение развития инфраструктуры массового
спорта;
продолжение осуществления программы
строительства спортивных объектов в
образовательных учреждениях;
осуществление мероприятий по организации
пропаганды физической культуры и занятий
спортом;
продолжение мероприятий по приведению
физической культуры среди молодежи к
современным требованиям и стандартам;
продолжение проведения мероприятий по
реконструкции спортивных баз и центров
для развития спорта высших достижений;
продолжение проведения мероприятий по
реконструкции и модернизации спортивной
базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
продолжение оснащения антидопингового
центра.
В рамках III этапа предполагается увеличение
количества граждан Российской Федерации,
систематически занимающихся физкультурой
и спортом, до 30 процентов.
III этап (2013 - 2015 годы) включает:
завершение проведения мероприятий по
развитию спортивной базы в образовательных
учреждениях;
завершение проведения мероприятий по
организации пропаганды физической культуры
и занятий спортом;
завершение мероприятий по приведению
физической культуры среди молодежи к
современным требованиям и стандартам;
завершение проведения мероприятий по
реконструкции спортивных баз и центров
для спорта высших достижений;
завершение проведения мероприятий по
реконструкции и модернизации спортивной
базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
завершение оснащения антидопингового
центра.
Информация о работе Физическая культура и спорт в современной России