Физическая культура и спорт в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Содержание

Введение 3
I. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности 4
II. Роль физкультуры и спорта в формировании личности. 7
III. Повышение социальной роли физической культуры и спорта 12
IV. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 1 21

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт в современной России.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

    VI. Предложения по целям и задачам Программы, а также по показателям,  
позволяющим оценивать ход реализации Программы

    Целью Программы является создание условий  для укрепления здоровья населения  путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.  
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые могут быть разделены на направления: "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений".  
В рамках направления "Массовый спорт" разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие физкультуры и массового спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.  
По направлению "Массовый спорт" необходимо решить следующие основные задачи:  
1) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физкультурой и спортом посредством:  
адаптации юношеской физической культуры к современным требованиям и стандартам, перехода к занятиям игровыми видами спорта;  
обеспечения доступности занятий спортом для различных категорий граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и др.);  
создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте;  
разработки и реализации программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;  
обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;  
2) развитие инфраструктуры массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том числе:  
строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях;  
строительство 1000 спортивных центров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.  
Перечень объектов будет уточняться ежегодно.  
Направление "Спорт высших достижений" включает разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих развитие спорта высших достижений в Российской Федерации.  
По направлению "Спорт высших достижений" необходимо решить следующие основные задачи:  
1) целевая поддержка научно-методических разработок в области допинг-контроля;  
2) развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе:  
реконструкция 7 баз олимпийской подготовки, реконструкция и строительство на территории Российской Федерации 20 спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта;  
реконструкция и модернизация спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва;  
оборудование антидопингового центра.  
Сводные данные по ресурсному обеспечению, необходимому для реализации Программы, приведены в приложении N 1.  
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлению "Массовый спорт" будут использоваться следующие показатели:  
1) количество граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом по следующим категориям:  
моложе 17 лет;  
старше 45 лет;  
городские/сельские жители;  
мужчины/женщины;  
инвалиды;  
малообеспеченные категории граждан;  
2) количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;  
3) количество постоянных членов спортивных клубов по следующим категориям:  
моложе 17 лет;  
старше 45 лет;  
городские/сельские жители;  
мужчины/женщины;  
инвалиды;  
малообеспеченные категории граждан;  
4) количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности.  
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлению "Спорт высших достижений" будут использоваться следующие показатели:  
количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на международных соревнованиях;  
количество граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях;  
количество российских спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля;  
количество российских спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов.

    VII. Предложения по  объемам и источникам   
финансирования Программы

    Реализация  Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета (в том числе средств от проведения Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36"), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.  
Объем финансирования Программы в 2006 - 2015 годах составляет 106655 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 53613 млн. рублей (в том числе 26894 млн.рублей за счет средств, подлежащих перечислению от проведения лотереи), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. рублей, за счет внебюджетных средств - 5080 млн. рублей (размер средств подлежит согласованию с потенциальными инвесторами). Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы приводятся в приложении N 2.  
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета указан с учетом прогноза цен на соответствующие годы.  
Для частичного финансирования развития инфраструктуры физической культуры и спорта предполагается проведение Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36" в режиме реального времени в соответствии с требованиями Федерального закона "О лотереях". В качестве организатора лотереи выступит Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Срок действия разрешения на проведение лотереи 7 лет с возможностью пролонгации. Для проведения лотереи организатор заключает договор с оператором лотереи, на которого возлагаются все затраты, связанные с организацией лотерейного процесса, в том числе закупка оборудования, выплата комиссионных вознаграждений розничным агентам и погашение займов.  
Из общей выручки от лотереи 30 процентов направляется на оплату услуг оператора (с постепенным снижением размера отчислений до 25 процентов), 50 процентов - на формирование призового фонда, а 20 процентов - на целевые отчисления. Из общего объема целевых отчислений 60 процентов направляется на финансирование капитальных вложений. По расчетам сумма целевых отчислений, полученных от проведения лотереи и направляемых на развитие физкультуры и спорта, за 10 лет составит 26894 млн.рублей.  
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий по созданию и развитию спортивной базы образовательных учреждений и по месту жительства, будут направлены на строительство 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.  
В целях развития инфраструктуры массового спорта предполагается строительство 2 типов объектов (в образовательных учреждениях и по месту жительства) на условиях совместного финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (с учетом уровня социально-экономического развития конкретного региона), а также начало строительства объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.  
Строительство спортивных сооружений будет осуществляться в субъектах Российской Федерации последовательно. После ввода в эксплуатацию ранее начатых объектов будет приниматься решение о выборе следующего субъекта Российской Федерации для осуществления строительства. Это позволит оценить и проанализировать, как возведение новых спортивных сооружений повлияло на социально-демографическую ситуацию в регионе (увеличение количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, снижение преступности и т.д.).  
Эксплуатация возведенных и модернизированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта должна быть ориентирована на возможность использования их малообеспеченными категориями населения. Вопросы управления, предоставления услуг населению и финансирования спортивных центров будут решаться на региональном или местном уровне и предварительно согласовываться с соответствующим субъектом Российской Федерации.

    VIII. Предварительная  оценка ожидаемой  эффективности и  результативности 
предлагаемого варианта решения проблемы

    Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе VI Концепции.  
По показателю "количество граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом" предполагается увеличение с 11,6 процента в 2004 году до 30 процентов общего количества граждан Российской Федерации в 2015 году по следующим категориям (ежегодное увеличение примерно на 1,5-2 процента от общего числа граждан):  
моложе 17 лет;  
старше 45 лет;  
городские/сельские жители;  
мужчины/женщины;  
инвалиды;  
малообеспеченные категории граждан.  
Увеличение числа граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом (до 30 процентов в 2015 году), приведет к снижению среднего количества дней временной нетрудоспособности, по оценочным данным, на 15 процентов по сравнению с уровнем 2005 года. Экономический эффект от сокращения расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также от снижения экономического ущерба по причине недопроизводства валового внутреннего продукта с учетом существующей тенденции к увеличению численности трудоспособного населения составит, по предварительным расчетам, до 13 млрд. рублей в год (в расчетных ценах 2006 года). В дополнение к этому показателю оценка эффективности Программы будет производиться и по другим показателям, характеризующим повышение уровня качества и востребованности услуг в сфере физической культуры и спорта:  
количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом (предполагается ежегодный прирост количества центров на 2 процента). В качестве базового принимается 1-й год внедрения механизма сертификации;  
количество постоянных членов спортивных клубов (предполагается ежегодный прирост количества таких членов на 2 процента). В качестве базового принимается 1-й год сбора данных;  
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности (предполагается соответствие данного показателя социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка). Этот показатель является вторичным по отношению к указанным выше показателям;  
уровень обеспеченности бассейнами, залами и плоскостными площадками на 10 тыс. человек (предполагается ежегодный прирост обеспеченности населения на 2 процента).  
Следующие показатели характеризуют выполнение задач по обеспечению успешного выступления российских спортсменов на международных соревнованиях:  
количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (предполагается ежегодный прирост количества занимающихся на 2 процента);  
количество российских спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля (предполагается достижение 100 процентов охвата к концу II этапа реализации Программы);  
количество российских спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов (предполагается снижение числа дисквалифицированных спортсменов до нуля к концу II этапа реализации Программы).

    IX. Предложения по  участию федеральных  органов  
исполнительной власти, ответственных за формирование  
и реализацию Программы

    Ответственным за формирование Программы является Федеральное агентство по физической культуре и спорту совместно с Федеральным агентством по образованию в части вопросов, связанных с развитием массового спорта в образовательных учреждениях. Государственным заказчиком-координатором Программы выступает Федеральное агентство по физической культуре и спорту.  
Ответственным за реализацию Программы является Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое привлекает Федеральное агентство по образованию для решения вопросов, связанных с развитием массового спорта в образовательных учреждениях.

    X. Предложения по  государственным заказчикам  
и разработчикам Программы

    Федеральное агентство по физической культуре и  спорту, являясь государственным  заказчиком-координатором Программы, определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам, доводит информацию о реализации Программы до субъектов Российской Федерации.  
Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Федеральное агентство по образованию (в части разработки научных и практических основ юношеской физической культуры и спорта с учетом современных требований), являясь государственными заказчиками Программы, создают условия для реализации программных мероприятий.  
К разработке Программы предполагается привлечь экономистов, социологов, представителей ведомственных институтов и образовательных учреждений. В эту группу также войдут лидеры общественных спортивных организаций, клубов, известные спортсмены и тренеры, представители научного сообщества, занимающиеся изучением данной тематики.  
Подготовленные материалы пройдут общественное обсуждение, в котором примут участие представители социально ориентированных коммерческих и донорских организаций, региональных и местных структур, ответственных за развитие физической культуры и спорта. Это позволит не только уточнить отдельные положения Программы, но и согласовать те проекты, к финансированию которых будут привлечены региональные, местные и коммерческие структуры.

    XI. Предложения по  основным направлениям   
финансирования, срокам и этапам реализации Программы

    Реализация  мероприятий Программы будет осуществляться в три этапа (I этап - 2006 - 2007 годы, II этап - 2008 - 2012 годы, III этап -  
2013 - 2015 годы) по направлениям "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений". Направление "Массовый спорт" предусматривает развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.  
Расходы осуществляются по следующим направлениям Программы:  
модернизация и создание современной инфраструктуры физической культуры и спорта;  
научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области физической культуры и спорта;  
прочие нужды, которые включают организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.  
Развитие массового спорта предполагает повышение его доступности для детей, молодежи и малообеспеченных категорий граждан, что и определяет основные направления финансирования Программы. Расчет расходов по перечню мероприятий, указанных в разделе VI Концепции, осуществляется на основе государственных нормативов капитальных вложений. Например, стоимость возведения стадиона-площадки составляет 15 млн. рублей, школьного спортивного зала - 19 млн. рублей, зала с бассейном - 33 млн. рублей, спортивного центра (в зависимости от количества жителей, проживающих в пределах его доступности, и географического расположения региона) - от 25 до 120 млн. рублей.  
В упрощенных расчетах расходы осуществляются равными траншами в течение 10 лет по всем направлениям, но при разработке Программы распределение средств по годам будет уточнено.

    XII. Предложения по  механизмам формирования   
мероприятий Программы

    Для обеспечения системного подхода  к решению задач Программы  разрабатывается комплекс следующих мероприятий:  
развитие массового спорта в образовательных учреждениях;  
развитие массового спорта по месту жительства;  
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;  
организация антидопингового контроля в спорте высших достижений;  
модернизация инфраструктуры спорта высших достижений.  
К разработке указанных мероприятий, а также показателей Программы привлекаются представители общественных объединений, научной и педагогической общественности, анализируются источники их финансирования, возможность привлечения к реализации мероприятий Программы максимально широкого круга исполнителей. Проводится мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий на основе утвержденного перечня показателей. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий Программы, а также в их ресурсное обеспечение вносятся корректировки, проводится ежегодное уточнение показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы средств.  
Механизмы формирования мероприятий Программы предусматривают активное участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан.  
При реализации мероприятий Программы предусматривается активное привлечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и заинтересованных лиц к решению ее конкретных задач.  
Исполнители мероприятий Программы определяются по конкурсу.  
Состав экспертной комиссии для проведения конкурсов устанавливается дирекцией Программы совместно с координационным советом Программы.  
Неотъемлемой частью Программы должно стать проведение независимой оценки как реализации Программы в целом, так и ее отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь российские и международные организации, имеющие высокий авторитет и опыт проведения мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

    XIII. Предложения по  возможным вариантам  форм  
и методов управления реализацией Программы

    Государственным заказчиком-координатором Программы  является Федеральное агентство  по физической культуре и спорту.  
Для управления реализацией Программы создается дирекция.  
Для обеспечения контроля и независимой оценки Программы создается координационный совет Программы, формируемый из представителей законодательных и исполнительных органов власти, общероссийских общественных объединений в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений, а также спортсменов.  
Председателем координационного совета Программы является руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту. Регламент работы координационного совета Программы и его состав утверждаются руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту.  
Основными задачами координационного совета Программы являются:  
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке;  
рассмотрение итогов реализации Программы;  
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.  
Таким образом, предполагается создать механизм независимого общественного контроля, который позволит провести эффективный отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе, выявить победителей конкурсов на получение грантов, информировать общественность о ходе реализации Программы с использованием современных информационных технологий и принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам контроля эффективности программных мероприятий и независимых экспертиз.
 
 

Информация о работе Физическая культура и спорт в современной России