Физическая культура и спорт в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Содержание

Введение 3
I. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности 4
II. Роль физкультуры и спорта в формировании личности. 7
III. Повышение социальной роли физической культуры и спорта 12
IV. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 1 21

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт в современной России.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

    Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.

    Хотя  вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

 

III. Повышение социальной роли физической культуры и спорта

 

    Забота  о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

    Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

    Огромный  социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это – наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

    Однако  в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8–10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

    В настоящее время правовая и нормативная  базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить  права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

    Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

    Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

    Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта – отток за рубеж квалифицированных  специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой – отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Поэтому в условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

    Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на:

    – сохранение и укрепление физического  и психического здоровья людей;

    – воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.);

    – консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

    – развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;

    – воспроизводство здорового населения;

    – подготовку к производственной деятельности и воинской службе;

    – формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;

    – проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;

    – удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;

    – создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;

    – более эффективную социальную и  физическую реабилитацию инвалидов;

    – сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему;

    – создание новой идеологии освещения  в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

    В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения.

    Одной из главных функций государства  является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в  здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

 

IV. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства

 

    В условиях социально-экономических  и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

    В Послании Президента Российской Федерации  В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" на 2001 год отмечается, что "… здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей…".

    В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

    В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда  необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма.

    В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Остается низким уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом взрослого населения, особенно среди женщин: в 2000 г. число женщин, занимающихся физической культурой и спортом, составило 3,9 млн. человек (это всего 5,1% от общего числа женщин).

    В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

    Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

    Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом  в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

    К сожалению, государство в последние  десять лет резко ограничило свое влияние на политику укрепления здоровья граждан и формирование их поведенческих устремлений к занятиям физической культурой и спортом. Если в советское время эта социальная сфера имела жесткое государственное регулирование и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей федерального органа управления.

    Во  многих странах мира именно первые лица (Президент, Глава Правительства) возглавляют общенациональные движения по оздоровлению нации, по активному включению физической культуры и спорта в образ жизни населения. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"( см. Приложение 1).

    Важнейшая задача совершенствования системы  управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

    Особое  значение в новой системе управления физической культурой и спортом  приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств.

    Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.

    В новой модели возрастает ответственность  общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.

    В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность более активно участвовать в процессе широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров.

    Деятельность  Олимпийского комитета России, федераций  по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране.

    Анализ  состояния и развития физкультурно-спортивного  движения показывает, что к настоящему времени уже сформировался базис и существуют предпосылки для дальнейшего развития коммерческой деятельности в этой сфере.

    Общий объем финансирования физической культуры и спорта из средств федерального бюджета за последние два года увеличился почти в три раза. Возросло внимание к вопросам развития физической культуры и спорта в регионах, особенно со стороны губернаторов. В последние годы Госкомспорт России установил очень тесные и деловые контакты с руководителями субъектов Российской Федерации, были проведены региональные совещания в федеральных округах. Сегодня у нас есть хорошие перспективы для дальнейшего развития. Правительство Российской Федерации поддерживает курс Госкомспорта России, и это является залогом успехов.

 

Заключение

Информация о работе Физическая культура и спорт в современной России