Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи. 2
2. Методические основы производственной физической культуры.. 3
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.. 3
4. Производственная физическая культура в рабочее время. 4
5. Физическая культура и спорт в свободное время. 6
ППФП специалиста в свободное время. 9
6. Дополнительные средства повышения работоспособности. 9
7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры 10
8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. 11
9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив 11

Работа содержит 1 файл

физра в производственной деятельности бакалавра и специалиста.docx

— 39.25 Кб (Скачать)

Физическая  культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста  

1. Производственная  физическая культура, ее цель  и задачи. 2 

2. Методические  основы производственной физической  культуры.. 3 

3. Влияние  условий труда и быта специалиста  на выбор форм, методов и средств  ПФК.. 3 

4. Производственная  физическая культура в рабочее  время. 4 

5. Физическая  культура и спорт в свободное  время. 6 

ППФП  специалиста в свободное время. 9 

6. Дополнительные  средства повышения работоспособности. 9 

7. Профилактика  профессиональных заболеваний и  травматизма средствами физической  культуры   10 

8. Влияние  индивидуальных особенностей, географо-климатических  факторов на содержание производственной  физической культуры специалистов. 11 

9. Роль  личности руководителя во внедрении  физической культуры в производственный  коллектив  11 

Контрольные вопросы.. 11 

 

1. Производственная  физическая культура, ее цель  и задачи 

В основах  законодательства Российской Федерации  физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного  образования. Использование новых  концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра  и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует  обучению аспирантуре. 

Квалификация  «бакалавр» (от латинского корня –  первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной  деятельности на базе широкой и систематизированной  фундаментальной подготовке. Бакалавр обязан понимать: 

·  роль физической культуры в развитии человека; 

·  ориентироваться  в вопросах физической культуры и  здорового образа жизни; 

·  владеть  системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств. 

Вторая  ступень профессионального обучения на степень «магистра» (мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое  обучение. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке. 

Третья  ступень предполагает дальнейшее повышение  квалификации в области научной  деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого  уровня осмысления знаний, накопленных  человечеством в сфере физической культуры. 

Использование средств физической культуры для  повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и  будет тесно связано с условиями  и характером труда. 

Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть  в процессе производственной физической культуры (ПФК). 

Производственная  физическая культура – система методически  обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и  спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма  и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального  труда и быта человека. 

Заниматься  ПФК можно как в рабочее, так  и в свободное время. При неблагоприятных  условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК  могут осуществляться только после  работы. 

Цель  ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности  труда. Эффективность труда можно  повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой  также оказывает определенное влияние  физическая подготовленность. 

Задачи  ПФК: 

·        подготовить организм человека к  оптимальному включению профессиональную деятельность; 

·        активно поддерживать оптимальный  уровень работоспособности во время  работы и восстанавливать его  после ее окончания; 

·        заблаговременно проводить акцентированную  психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности; 

·        профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных  факторов профессионального труда  в конкретных условиях. 

 

2. Методические  основы производственной физической  культуры 

  

Основы  производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий  ученый И.М. Сеченов показал, что  для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и  групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность  восстанавливается быстрее и  полнее не в состоянии покоя или  пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными  частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются  процессы восстановления и их работоспособность  повышается. 

В трудах другого великого русского физиолога  И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность  зависит от правильного чередования  периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе. 

Методическое  обеспечение производственной физической культу­ры требует учитывать  не только физические, но и психические  нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности. 

Итак, методика ПФК находится в зависимости  от характера и содержания труда  и имеет «контрастный» характер: 

·        чем больше физическая нагрузка в  процессе труда, тем меньше она в  период активного отдыха, и наоборот; 

·        чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч­ные группы, тем в большей степени они  подключаются при заня­тиях различными формами ПФК; 

·        чем больше нервно-эмоциональное  и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК. 

 

3. Влияние  условий труда и быта специалиста  на выбор форм, методов и средств  ПФК 

  

Производственная  физическая культура проявляется в  различных формах: 

·        в рабочее время в форме  производственной гимнастики и про­фессионально-прикладной, физической подготовки; 

·        в свободное время в форме  оздоровительно-восстановительных  процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в  спортивных секциях и при необходимости  – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ. 

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться  как индивидуально, так и в  группах. 

При выборе методов и средств важно учитывать  условия труда и технологические  особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять  во внимание такие факторы, как рабочая  поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и  профилактические упражнения рекомендуется проводить  в положении сидя или лежа. При  рабочей позе сидя или в неудобных  позах упражнения проводятся стоя в  свободной позе. Соответственно подбираются  и конкретные упражнения по «контрастному» методу. 

На подбор методов и средств ПФК оказывает  влияние динамика, характер и степень  развивающегося утомления в течение  рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления  человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный  отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабоче­го  времени или после него - необходимое  условие для подбора оптимальных  методов и средств ПФК. 

 

4. Производственная  физическая культура в рабочее  время 

  

В рабочее  время ПФК реализуется через  производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев  включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры. 

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут  быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения  эффективного выполнения отдельных  профессиональных видов работ. 

  

Производственная  гимнастика 

  

Производственная  гимнастика - это комплексы специальных  упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую  и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления. 

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная  пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха. 

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать: 

1)  рабочую  позу (стоя или сидя), положение  туловища (согнутое или прямое, свободное  или напряженное); 

2)  рабочие  движения (быстрые или медленные,  амплитуда движе­ния, их симметричность  или асимметричность, однообразие  или раз­нообразие, степень напряженности  движений); 

3) характер  трудовой деятельности (нагрузка  на органы чувств, психическая  и нервно-мышечная нагрузка, сложность  и интенсивность мыслительных  процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость  движений, монотонность труда); 

4) степень  и характер усталости по субъективным  показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей  в мышцах, раз­дражительность); 

5) возможные  отклонения в здоровье, требующие  индивидуального подхода при  составлении комплексов производственной  гимнастики; 

6) санитарно-гигиеническое  состояние места занятий (обычно  ком­плексы проводятся на рабочих  местах). 

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется  начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных  упражнений продолжительностью 5-7 мин. 

Цель  вводной гимнастики в том, чтобы  активизировать физиологи­ческие процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при  выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в  рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда  в начале рабочего дня и снижает  отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу. 

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста