Физическая культура в структуре профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

восстановление  относительно динамического постоянства  внутренней среды и

некоторых физиологических  функций организма человека (кровообращения, обмена

веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой

координированных  приспособительных механизмов, направленных на устранение или

ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из

внутренней  среды. Они позволяют сохранять  постоянство состава, физико-

химических  и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во

внешнем мире и  физиологические сдвиги, возникающие  в процессе

жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии  колебания физиологических

и биохимических  констант происходят в узких гомеостатических границах, и

клетки организма  живут в относительно постоянной среде, так как они омываются

кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство  физико-химического состава

поддерживается  благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения,

пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм –  сложная биологическая система. Все его органы связаны между  собой

и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению

деятельности  других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только

ей функции  в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются

питательными  веществами и необходимым количеством  кислорода для того, чтобы

осуществлялись  жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения

продуктов распада, обеспечения  различных биохимических реакций

жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря  регуляторным

механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную,

дыхательную, эндокринную  и другие системы организма.

     Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

     Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы

окружающей среды. При  изучении многообразных видов его  деятельности н обойтись

без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав

и влажность воздуха, температура  окружаю щей среды, солнечная  радиация – так

называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного  и

животного  окружения, а  также факторов социальной среды с результатами бытовой,

хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в  организм поступают вещества, необходимые  для его

жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и  вредные),

которые нарушают постоянство  внутренней среды. Организм путем взаимодействия

функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое  постоянство

своей внутренней: среды.

Деятельность  всех органов и их систем в целостном  организме характеризуется

определенными показателями, имеющими те или иные " диапазоны колебаний. Одни

константы стабильны  и довольно жесткие (например, рН крови 7,36 – 7,40,

температура тела – в пределах 35 – : 42"0), другие и в норме отличаются

значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови,

выбрасываемой за ! одно сокращение – 50 – 200 см"). Низшие позвоночные, у

которых регуляция  показателей, характеризующих состояние  внутренней среды,

несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например,

лягушка, не обладая  механизмом, регулирующим постоянство  температуры тела,

дублирует температуру  внешней среды настолько, что  зимой все жизненные

процессы у  нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она

высыхает и  гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в

том числе и  человек, как бы сами себя поместили  в теплицу, создав свою

стабильную  внутреннюю среду и обеспечив  тем самым относительную независимость

от внешней  среды.

     Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм.

Природные и  социально-биологические логические факторы, влияющие на организм

человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

Экология (греч,oikos–  дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и

область знания, и часть биологии, и учебная  дисциплина, и комплексная наука.

Экология рассматривает  взаимоотношения организмов друг с  другом и с неживыми

компонентами  природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает

закономерности  взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и

укрепления  здоровья. Человек зависит от условий  среды обитания точно так же,

как природа  зависит от человека. Между тем  влияние производственной

деятельности  на окружающую природу (загрязнение  атмосферы, почвы, водоемов

отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий

и нарушений  технологий) ставит под угрозу существование  самого человека. К

примеру, в крупных  городах значительно ухудшается естественная среда

обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта,

отдыха, меняется климат. В городах интенсивность  солнечной радиации на 15 –

20% ниже, чем  в прилегающей местности, зато  среднегодовая температура выше  на

1 – 2"0, менее  значительны суточные и сезонные  колебания, ниже атмосферное

давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают  крайне

неблагоприятное воздействие на физическое и психическое  здоровье человека.

Около 80М болезней современного человека – результат  ухудшения экологической

ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом

организации и  проведения систематических занятий  физическими упражнениями и

спортом, а также  с условиями, в которых они  происходят.

     Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и

физической  работоспособности

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует

физиологическая классификация упражнений, в которой  вся многообразная мышечная

деятельность  объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим

признакам.       Устойчивость организма к неблагоприятным  факторам зависит от:

врожденных  и приобретенных свойств. Она  весьма подвижна и поддается тренировке

как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями

(температурными  колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого

газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования

физиологических механизмов повышает устойчивость к  перегреванию,

переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает

заболеваемость  и повышает работоспособность. Тренированные  лыжники при

охлаждении  их тела до 350С сохраняют высокую работоспособность. Если

нетренированные люди не в состоянии выполнять  работу при подъеме их температуры

до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже

тогда, когда  температура их тела достигает 390С и более.

У людей, которые  систематически и активно занимаются физическими

упражнениями, повышается психическая, умственная и  эмоциональная устойчивость

при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий

уровень физической работоспособности человека, относят  силу, быстроту и

выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости

от условий  выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера,

специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным

физическим  качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом

определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.

Многообразие  и специфичность воздействия  упражнений на организм человека

можно понять, ознакомившись  с физиологической классификацией физических

упражнений (с  точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены

определенные  физиологические классификационные  признаки, которые присущи всем

видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру

мышечных сокращений работа мышц может носить статический  или динамический

характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела

или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании  какого-либо груза без

его перемещения  характеризуется как статическая  работа (статическое усилие).

Статическими  усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а

усилия мышц при динамической работе связаны  с перемещениями тела или его

звеньев в пространстве.

Значительная  группа физических упражнений выполняется  в строго постоянных

(стандартных)  условиях как на тренировках, так и на соревнованиях;

двигательные  акты при этом производятся в определенной последовательности. В

рамках определенной стандартности движений и условий  их выполнения

совершенствуется  выполнение конкретных движений с проявлением  силы, быстроты,

выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также  большая группа физических упражнений, особенность которых в

нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации,

требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).

Две большие  группы физических упражнений, связанные  со стандартностью или

нестандартностью  движений, в свою очередь, делятся  на упражнения (движения)

циклического  характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на

коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера

(упражнения  без обязательной слитной повторяемости  определенных циклов,

имеющих четко  выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания,

гимнастические  и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для

движений циклического характера состоит в том, что  все они представляют

работу постоянной и: переменной мощности с различной  продолжительностью.

Многообразный характер движений не всегда позволяет  точно определить мощность

выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с

силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях

используется  термин «интенсивность». Предельная продолжительность  работы

зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы

связан с  процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то

длительность  ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.

При работе циклического характера спортивные физиологи  различают зону

максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20 – 30 с,

причем утомление  и снижение работоспособности большей  частью наступает уже

через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 –

5 до 30 – 50 мин)  и умеренной (продолжительность 50 мин и более).

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов

циклической работы в различных зонах мощности: определяет спортивный

результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне

максимальной  мощности является то, что деятельность мышц протекает в

бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что

организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных

(аэробных) процессов. : Если бы такая мощность достигалась  за счет

кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания  должны были

обеспечить  доставку к мышцам свыше 40 л кислорода  в 1 мин. Но даже у

высококвалифицированного  спортсмена при полном усилении функции  дыхания и

кровообращения  потребление кислорода может только приближаться : к указанной

цифре. В течение  же первых 10 – 20 с работы потребление  кислорода в пересчете

на 1 мин достигает  лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности

выполняется «в долг», который ликвидируется после  окончания мышечной

деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной

мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего  нужное количество

кислорода, чтобы  дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега

делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается

при полной задержке дыхания. При этом афферентные и  эфферентные отделы

нервной системы  функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно

быстрое утомление  клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих

мышц связана  со значительным накоплением продуктов  анаэробного обмена и

истощением  энергетических веществ в них. Главная  масса энергии,

освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии

распада АТФ  и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления

после выполненной  работы, используется на окислительный  ресинтез

(восстановление) этих веществ.

Снижение мощности и увеличение продолжительности  работы связано с тем, что

помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности

Информация о работе Физическая культура в структуре профессионального образования