Физическая культура в структуре профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

После выполнения бега в чередовании с ходьбой и при наличии хорошего самочувствия можно переходить к непрерывному бегу.

Таблица 4

Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу впервые тридцать тренировок (В.С.Матяжов)

Дни тренировок

Дистанция, км.

Среднее время  на 1 км. пути, мин.

Длительность  тренировки, мин.

1-4

2

15

30

5-7

3

15

45

8-9

3

13

39

10-12

4

13

52

13-15

5-4

12

60-48

16-18

5

12

60

19-21

5

10

50

22-24

6

12

72

24-25

6

10

60

26-27

7

10

70

28-30

8

10

80


Б е г - наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности.

Мудрая природа  в ходе эволюции запрограммировала  для организма человека высокую  надежность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120-150 лет здоровой жизни. Однако реализовать эту заманчивую программу не так-то просто. Этому мешают чаще всего нежелательные отклонения, происходящие в сердечнососудистой системе. Существует немало средств укрепления сердечнососудистой системы, и на ведущее место среди них все увереннее выдвигается оздоровительный бег.

При систематической  тренировке в дальнейшем мужчины  могут довести время непрерывного бега до 50-70 мин. (8-10 км) и более, женщины - до 40-50 мин. (5-6 км) и более.

Можно рекомендовать  следующие режимы интенсивности  при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор  продолжительности бега зависит  от подготовленности занимающихся студентов.

Таблица 5

Примерная продолжительность  непрерывного бега в одном занятии  на 4 мес. тренировки (В.С.Матяжов)

Пол

Возраст, лет

Продолжительность бега по месяцам, мин.

1-й

2-й

3-й

4-й

Мужчины

до 24 

25-33 

35-44 

45-59 

60 и старше 

10

10

18

6

4

13

12

10

8

6

16

15

13

11

9

20

18

16

14

12

Женщины

до 21 

22-29 

30-41 

42-57 

58 и старше

8

6

4

3

2

11

9

7

5

4

14

12

10

8

6

17

15

13

11

9


Режим 1. Зона комфортная. Используется как основной режим  для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует  ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20-22, через 1 мин. 13-15 ударов за 10 секунд.

Режим 2. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов  со стажем 2 года.

Бегун ощущает  приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, мешает легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием.

ЧСС сразу после  бега 24-26, через 1 минуту 18-20 ударов за 10 секунд.

Режим 3. Зона напряженной  тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для спортсменов как тренировочный  режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги, особенно бедра, при дыхании не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27-29, через 1 минуту 23-26 ударов за 10 секунд.

Режим 4. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в соревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут», дыхание напряженное, с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега 30-35, через 1 минуту 27-29 ударов за 10 секунд.

Основной, если не единственный метод тренировки в  оздоровительном беге - равномерный (или равномерно ускоренный) метод, развитие которого связано с именем А. Лидьярда. Его суть заключается  в том, что вся дистанция проходится в ровном темпе с постоянной скоростью.

Начинающие  бегуны в качестве подготовительного  средства могут применять чередование  ходьбы и бега. Например: 50 м бега и 150 м ходьбы, затем 100 м бега и 100 м ходьбы. Отрезки бега должны увеличиваться  непроизвольно, естественным путем, до тех пор, пока бег не станет непрерывным.

Из всего  богатого арсенала тренировочных средств  бегунов на средние и длинные  дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.

1. Легкий равномерный  бег от 20 до 30 минут при пульсе 120-130 ударов в минуту. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки. Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению.

2. Длительный, равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 минут при пульсе 132-144 уд/мин. Применяется для развития и поддержания общей выносливости.

3. Кроссовый  бег от 30 до 90 минут при пульсе 144-156 уд/мин. 2-3 раза в неделю. Применяется  для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.

Занятие начинается с разминки продолжительностью 10-15 мин.

Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей  нагрузке, предотвратить травмы. 

Начиная бег, важно  соблюдать самое главное условие - темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, «мышечную радость». Если нагрузка слишком высока и быстро наступает утомление, следует снижать темп или несколько сокращать его продолжительность.

Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды в открытых водоемов, а в остальное время учебного года – в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный  период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в  воде от 10-15 до 30-45 мин. и добиваться, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600-700 м, во вторые - 700-800, а затем 1000-1200 м. Для тех, кто плавает плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25,50 или 100 м., но повторять ее 8-10 раз. По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций.

Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной  интенсивностью. Частота сердечных  сокращений сразу после проплывания  дистанций для возраста 17-30 лет должна быть в пределах 120-150 уд/мин.

При занятиях плаванием  необходимо соблюдать следующие  правила безопасности: занятия в  открытом водоеме проводить группой  из 3-5 человек и только на проверенном  месте глубиной не более 1м 20 см.; заниматься следует не ранее чем через 1,5-2 ч. после приема пищи; запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваний; лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч., в жаркую погоду можно заниматься второй раз с 16 до 18 ч.

Ходьба и  бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные  занятия можно проводить только на стадионах или в парках в  черте населенных пунктов; занятия  на местности, отдаленной от населенных пунктов или в лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.

Выезд или выход  на тренировки за пределы населенного  пункта должен осуществляться группами в 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые  меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обмороженной и т.д. Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.

Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 ч. и более при умеренной интенсивности.

Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно  меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное педалирование (вращение педалей) увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

Перед каждым выездом  исправность машины тщательно проверяется.

При этом следует  убедиться, что шины достаточно накачаны; колеса, педали и кареточная ось вращаются свободно; цепь не повреждена и имеет правильное натяжение; седло прочно закреплено. Особенно тщательно проверяется исправность тормозов.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине  дистанции.

Хорошо иметь  велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

Ритмическая гимнастика (аэробные танцы). Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных, общеразвивающих  упражнений, которые выполняются, как  правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направленных, танцевальными элементами.

Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45-60 мин. ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы (табл.6.). По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название – аэробика или аэробные танцы (греч. «аэро» - воздух, и «биос» - жизнь).

Атлетическая  гимнастика. Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании  с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой  способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы обеспечивается выполнением следующих  специальных силовых упражнений:

- упражнения  с гантелями (масса 5-12 кг): наклоны,  повороты, круговые движения туловищем,  выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;

- упражнений  с гирями (16,24,32 кг): поднимание к  плечу, на грудь, одной и  двумя руками, толчок и жим  одной и двух гирь, рывок, бросание гири, жонглирование гирей;

- упражнения  с эспандером: выпрямление рук  в стороны, сгибание и разгибание  рук в локтевых суставах, из  положения - стоя на рукоятке  эспандера, вытягивание эспандера  до уровня плеч;

- упражнения  с металлической палкой (5-12 кг): рывок различным хватом, жим - стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах;

- упражнения  со штангой (масса подбирается  индивидуально): подъем штанги к  груди, на грудь, с подседом  и без подседа; приседания со штангой

на плечах, на груди, за спиной; жим штанги, лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги, стоя, от груди, то же с подседом; повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах; классические соревновательные движения: рывок, толчок;

- различные  упражнения на тренажерах и  блочных устройствах, включая  упражнения в изометрическом  и уступающем режимах работы  мышц.

При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания. Дыхание должно быть ритмичным и глубоким.

Каждое занятие  следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим, общеразвивающим упражнениям для  всех групп мышц (разминка). После  разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающего упражнения для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части проводятся медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Чтобы обеспечить разностороннюю физическую и функциональную подготовку, в систему занятий необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбу и бег на лыжах и т.п.

Атлетическая  гимнастика полезна и женщинам. С  ее помощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.

Информация о работе Физическая культура в структуре профессионального образования