Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ реаб.rtf

— 2.19 Мб (Скачать)

 

 

 

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

Исследование избранной проблемы проводились в течение 9 месяцев (сентябрь 2010 г. - май 2011 г.) и охватывало следующие основные этапы:

На первом (информационно-поисковом) этапе исследования происходило определение общего направления исследования, анализ литературных источников по области коррекционной педагогики и психологии, физической реабилитации, определение цели, объекта, предмета и задач исследования, выявление общих отклонений в психофизическом развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, подбор методик исследования.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе исследования разработан экспериментальный содержание комплексной программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и эксперимент.

На третьем (обобщающем) этапе исследования проводилась обработка экспериментальных данных и проверка эффективности разработанной программы путем сравнения исходного и конечного результата соматического и психофизического состояния детей из экспериментальной группы.

Исследования проводились на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Гнездышко» городского округа Тольятти. В исследовании участвовали 16 детей с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 8 лет.

До и после эксперимента было проведено обследование дошкольников экспериментальной и контрольной групп. В течение 6 месяцев был введен экспериментальный вариант комплексной программы физической реабилитации, которая включала 60 минут в неделю занятий по ЛФК, 90 мин / неделю массажа, фитотерапию, 50 мин / неделю аромотерапии и 150 мин / неделю закаливающих мероприятий.

В процессе констатирующего исследования мы придерживались такой специальной организации:

предпосылкой проведения обследования было установление контакта с детьми с ЗПР. Знакомство с детьми происходило в обычных для них условиях при самостоятельных игр в групповой комнате и на прогулке. Во время совместных игр мы ​​узнавали имена и фамилии детей, где они живут, кто их родители;

диагностическое занятие проводилось один раз в день, в первую половину дня, в зале ЛФК;

обследование ребенка длилось от 15 до 35 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей его организма;

диагностическое обследование проводилось в индивидуальной и индивидуально-групповой формах, с использованием интересных, веселых игровых приемов, бесед, несложных для понимания ребенка тестовых заданий, с использованием дидактически-игрового материала.

 

2.2 Методы исследования

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документальных данных, педагогическое наблюдение, медико-биологические методы исследования, тестирование уровня психофизического развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы. Анализируя литературные источники, были рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия «задержка психического развития», особенностями их психофизического развития.

Установлено, что в последнее время в общем комплексе мер по реабилитации детей с задержкой психического развития все большую внимания заслуживают средства физического воспитания, как элемент социальной адаптации. Однако разработанную комплексную методику физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по этому вопросу в литературе найти не удалось.

Анализ документальных данных. Нами проанализированы индивидуальные медицинские карты, психолого-педагогические характеристики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Собирались анамнестические данные путем бесед с воспитателями, инструкторами по ЛФК, дефектологами, психологами. Далее проводился набор в группы, избирались средства физической реабилитации, разрабатывалась комплексная программа физической реабилитации с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей данной категории.

Педагогическое наблюдение использовалось для получения визуальной информации физреабилитацийного процесса в данном дошкольном учреждении.

Объектами педагогического наблюдения были:

занятия по лечебной физической культуры;

массаж, проводимый различными методами;

фитотерапия;

ароматерапия.

Медико-биологические методы исследования были направлены на выявление у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста нарушения осанки и стопы (плоскостопие).

Нарушение осанки связано с мышечным дисбалансом. Доказано, что неправильная осанку неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: усложняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, в связи с чем уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляется головная боль, повышается утомляемость, снижается аппетит, ребенок становится вялым и апатичным. В связи с этим у нее могут возникнуть проблемы, связанные с предстоящим обучением в школе. Поэтому, именно в дошкольном возрасте профилактика и коррекция нарушений осанки являются наиболее эффективными.

При выявлении начальных форм нарушений осанки нами использовался метод соматоскопию по методике В.С. Язловецкого [21]. Состояние осанки измерялся в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Состояние осанки в сагиттальной плоскости определялось с помощью измерения расстояния между плечевыми точками по задней и передней поверхности туловища. Данный показатель вычислялся по формуле плечевого индекса (П.И.):

П.И. = Ширина плеч (см): плечевую дугу (см) * 100%

Ширину плеч измеряли спереди, а плечевую дугу - по задней поверхности туловища. Если плечевой индекс был меньше 90%, то это означало нарушение осанки.

Состояние осанки во фронтальной плоскости определялся путем измерения расстояния от седьмого шейного позвонка до верхнего угла левой и правой лопаток. Если разница между этими показателями составляла более 1 см, то у ребенка фиксировалось нарушение осанки.

Далее определялся процент детей, имеющих нарушения осанки как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

С целью выявления нарушений стопы у дошкольников с задержкой психического развития нами были использованы следующие методы исследования:

Визуальный метод. В исходном положении ребенок стояла босыми ногами на стуле, ее стопы были расположены параллельно на расстоянии 10 - 15 см. Нами определялось: 1) положение кости пятки по отношению к голени (вид сзади), 2) состояние продольного и поперечного свод стопы. При нормальном продольном внешнем своде стопы было видно ниша. При врожденной плоскостопия продольное свод стопы было прижато к опоре, а пятая пронирована наружу. При поперечном плоскостопии стопа резко уплощена в области головок плюсневых костей с веерообразными расставленными пальцами.

Для определения уровня психофизического развития дошкольников с ЗПР мы использовали тесты, характеризующие состояние внимания, мышления, двигательной памяти, речи, мелкой моторики кистей и пальцев рук, статической координации движений.

Все тестовые задания проводились в игровой форме с использованием наглядного материала.

Внимание у детей является одной из ведущих психических функций. По мнению специалистов-психологов, свойства внимания наиболее важные в процессе осуществления детьми познавательной деятельности. Изменение ведущих свойств внимания является одним из основных проявлений снижение работоспособности и роста усталости у детей.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что активизация внимания в том или ином учебно-воспитательном процессе существенно изменяет его качество и превращается в целенаправленную деятельность личности. По мнению специалистов-психологов [6], внимание очень важно для осуществления детьми познавательной деятельности. Очевидно, несформированность у ребенка на необходимом этапе онтогенеза внимания может стать причиной негативного влияния на овладение разным учебным материалом, особенно при ЗПР.

Методика исследования внимания была направлена ​​на изучение произвольного внимания, его переключения и объем.

Тест «Найди отличия». Исследуемом предлагались два рисунка, одинаковые по сюжету, но которые имели 10 отличий (рис. 2.2). Исследуемому необходимо было найти их. Знакомя детей с рисунками, мы ставили отметки выявить сформированность или несформированность процесса сравнения. Время не ограничено, но фиксировался. Определялся процент детей у которых было нарушенно внимание.

 

Рис. 2.2. Найди 10 отличий

В дошкольном возрасте детям свойственно наглядно-образное мышление (оперирование образами), так и тестовое задание на диагностику уровня развития мышления нами подобрано соответствующее.

Тест «Ерунда». Исследуемом был предложен рисунок (рис. 2.3.). После его внимательного рассмотрения ребенком экспериментатор спрашивал: «Что изображено на картинке?», «Как ты думаешь, бывает так или нет?».

 

Рис. 2.3. Ерунда

 

Если у ребенка возникали затруднения ей оказывалась помощь:

Стимулирующая. Помогали ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривали ребенка, показывали свое положительное отношение к ее высказываниям, задавали вопросы, побуждая к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно рассуждаешь».

Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывалось недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, ставили прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?".

Учебная. Вместе с ребенком рассматривали некий фрагмент картинки, и проявляли его нелепость: «Посмотри, что тут нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что тут-то перепутаны?», «А еще тут есть что -нибудь необычное? ».

При оценке результатов выполнения детьми данного тестового задания учитывалось:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных выражений.

Критерии оценки:

I уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятельный. Высказывания емкие и содержательные.

II уровень - дети ситуацию оценивают правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задачи требуют стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяют хаотично, случайно. Описывают то, на что упал взгляд. Ребенку часто трудно в поиске нужных слов.

III уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не в состоянии. Ее взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ребенок начал отвечать, нужна направляющее участие педагога. Усвоенный с ее помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать.

IV уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющей помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Двигательная или моторная память - это память на движения. С ее помощью запоминаются как одиночные, так и комплексные движения.

Исследование двигательной памяти предполагало определить уровень правильности, четкости, последовательности выполнения движений по инструкции.

ТЕСТ 1. Повторить за педагогом упражнения для рук: руки вперед, вверх, в обе стороны, а далее выполнить их самостоятельно.

ТЕСТ 2. Повторить за педагогом названные выше движения за исключением одного «запретного».

Критерии оценки:

I уровень - правильное, четкое, последовательное выполнение движений по инструкции с первого раза;

II уровень - наблюдаются незначительные ошибки во время выполнения тестовых заданий, но при повторном выполнении ребенок правильно и последовательно выполняет движения;

III уровень - ребенок лучше запоминает начало и конец данного тестового задания. При воспроизведении движений наблюдается замедление или ускорение их темпа. Сбой в двигательной программе начинается уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому, а также недостаточно полное воспроизведение материала;

IV уровень - наблюдается снижение продуктивности запоминания двигательного материала, недостаточная его осознанность; ребенок может перейти от одного двигательного элемента к другому, наблюдаются замены движений, лишние и искаженные движения.

Психолого-педагогические исследования [17] указывают на то, что у детей с ЗПР наблюдается задержка отдельных сторон речевого развития. Нами исследовался уровень сформированности словарного запаса в дошкольников с ЗПР, во время чего обращалось внимание и на правильное произнесение детьми отдельных звуков. Так исследуемом за 1 минуту предлагалось составить как можно больше слов на звук С (или другой звук).

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития