Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ реаб.rtf

— 2.19 Мб (Скачать)

При систематическом закаливании со временем происходит изменение морфологических показателей: утолщается роговой слой кожи, увеличивается прочность стенок капилляров, уменьшаются (в 5-8 раз) «простудные» заболевания. Однако, закаляя эффект резко снижается уже через 5-6 дней после прекращения закаливания и почти исчезает через 2 недели. Исходя из этого мы рекомендовали воспитателям и впредь продолжать закаливающие процедуры.

Таким образом, внедренная в коррекционно-реабилитационный процесс комплексная экспериментальная программа физической реабилитации способствовала профилактике, восстановлению соматического состояния детей с ЗПР экспериментальной группы и коррекции вторичных дефектов в их психофизическом развитии, что позволит более успешно адаптироваться к новым социальным условиям, школьного обучения.

 

 

 

3.2 Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

После внедрения экспериментального варианта комплексной программы физической реабилитации было достигнуто определенных результатов, которые мы определяли путем сопоставления исследуемых показателей у детей до эксперимента и после него. Для этого использовался комплекс специальных методик, который был применен при констатирующего этапа исследования в целях обеспечения объективной оценки результатов формирующего этапа эксперимента и возможности отслеживания динамики развития детей. Для получения более точной информации об эффективности разработанной нами программы физической реабилитации дошкольники с задержкой психического развития были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную). В контрольную и экспериментальную группу вошли по 8 детей с ЗПР дошкольного возраста.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об определенных сдвигах как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но в последней группе выявлены значительно лучшие результаты, чем в контрольной.

Изучая медицинские карты детей с ЗПР экспериментальной и контрольной групп выявлено, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, часто болеющих на 23% и составило 30%. В контрольной группе данное количество детей не изменилась. Также определили, что улучшилось состояние детей страдающих болезнями дыхательной системы, количество болеющих уменьшилась до 30%, уменьшилась свастика мышц спины и нижних конечностей. У детей с нарушениями осанки сформировался стереотип правильной осанки, увеличилась сила и силовая выносливость основных мышечных групп спины. У дошкольников с плоскостопием развилась силовая выносливость мышц нижних конечностей и стопы.

Исследование конце эксперимента состояния осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях показало значительное улучшение показателей детей из экспериментальной группы. У детей из контрольной группы особых изменений в состоянии осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях не произошло, показатели остались почти на уровне исходных.

В частности, частота нарушений осанки составляла: во фронтальной плоскости у 15% детей из контрольной группы и только 8% детей из экспериментальной группы; в сагиттальной плоскости - у 15% детей из контрольной группы, и 31% детей из экспериментальной группы. Прирост показателей, которые характеризовали осанку, в конце эксперимента во фронтальной плоскости в экспериментальной группе составил 0%, в контрольной группе - 8%; в сагиттальной плоскости в экспериментальной группе - 8%, в контрольной группе - 15%.

Значительные положительные изменения показателей состояния осанки в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной физреабилитационной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Анализ результатов формирующего этапа исследования определения уровня психофизического развития детей с ЗПР экспериментальной группы показали улучшение показателей таких компонентов, как внимание, мышление, двигательная память, мелкая моторика, статическая координация движений (табл. 3.1 - 3.5).

Исследование внимания показало улучшение результатов сформированности исследуемых ее качеств как в контрольной группе на 15% и составило 62%, так и в экспериментальной - на 54% и составило 38%. Но, несмотря на это, разница между показателями обеих групп была весьма значительной. Дети из экспериментальной группы стали лучше и увереннее чувствовать себя в коллективе, становились более внимательными и собранными, скорее научились переключать свое внимание с одного двигательного элемента на другой.

Итак, экспериментальная физреабилитационная программа положительно повлияла на развитие внимания детей из экспериментальной группы.

Подобная тенденция наблюдалась и в показателях развития мышления детей с ЗПР (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Определение уровня мыслительных процессов

Группа

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

До

После

До

После

До

После

До

После

Контрольная

-

-

-

0%

23%

30%

77%

69%

Експериментальная

-

23%

61%

15%


 

Анализируя результаты тестирования процессов мышления показал, что дети из экспериментальной группы с помощью педагога, в основном, правильно и обобщенно оценивали представленную ситуацию на тестовых рисунках. Время на выполнение задания уменьшился по сравнению с продолжительностью выполнения задач на констатирующего этапа исследования. Но при описании картинки часто фрагменты выделяли хаотично или случайно. Также им трудно было подбирать нужные слова. Активность детей из контрольной группы доводилось постоянно стимулировать. С помощью педагога дети почти не могли правильно оценить ситуацию на рисунке. Образец анализа, данный педагогом, не усваивался.

Итак, экспериментальная физреабилитационная программа положительно повлияла на развитие мышления детей из экспериментальной группы.

Исследуя двигательную память дошкольников с ЗПР, мы обнаружили, что дети из экспериментальной группы гораздо лучше выполнили предложенные тестовые задания, чем их сверстники из контрольной группы (табл. 3.2).

Педагогическое наблюдение показало, что дети из экспериментальной группы стали быстрее и правильнее запоминать подан двигательный материал, точнее воспроизводить его, переходя от одного двигательного элемента к другому без искажений и повторений, не удалось детям из контрольной группы, у которых наблюдались снижение производительности и замедленность запоминания двигательного материала, недостаточная его осознанность, несостоятельность сразу перейти от одного двигательного элемента к другому. У них наблюдалась замена движений, аритмичность выполнения, невозможность запомнить упражнение после неоднократной демонстрации воспитателем.

Таблица 3.2. Уровни сформированности двигательной памяти

Группа

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

До

После

До

После

До

После

До

После

Контрольная

-

-

-

0%

12%

23%

88%

77%

Експериментальная

-

15%

54%

31%


 

Анализ результатов исследования показал, что увеличился не только объем памяти, а уменьшилось время на запоминание упражнений, что увеличило эффективность занятий.

Следовательно, полученные данные дают нам основания утверждать, что экспериментальная программа физической реабилитации положительно повлияла на уровень развития двигательной памяти детей из экспериментальной группы.

Значительные изменения произошли в развитии речи детей из экспериментальной группы (табл. 3.3), а именно увеличился активный словарь детей и улучшилась произношение многих звуков. Установлено, что почти у всех детей из экспериментальной группы улучшилось понимание физреабилитацийних терминов, что помогло им почувствовать себя более уверенно на занятиях по ЛФК и при применении других средств физической реабилитации. Также активный словарь детей пополнился существительными, прилагательными и глаголами, которые конкретизировали и расширяли их представления об окружающем мире. Это подтверждается тем, что дети на предложенный педагогом звук подбирали значительное количество слов и в основном правильно произносили звуки в них.

Таблица 3.3. Уровни сформированности речи

Группа

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

До

После

До

После

До

После

До

После

Контрольная

-

-

-

8%

35%

38%

65%

54%

Експериментальная

-

23%

69%

8%


 

Сравнивая словарный запас детей с ЗПР по экспериментальной и контрольной группы, мы обнаружили, что последние остались на уровне исходных данных констатирующего этапа исследования. Это связано с тем, что реабилитационные программы не включали целенаправленной работы над развитием речи детей, что происходило спонтанно и несистематически.

Следовательно, отмечается положительное влияние примененной экспериментальной программы на уточнение и расширение активного словаря детей и улучшения их звукопроизношения.

Результаты исследования показали, что экспериментальная физреабилитационная программа существенно повлияло на показатели уровня сформированности мелкой моторики пальцев и кистей рук детей из экспериментальной группы (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Уровни сформированности мелкой моторики

Группа

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

До

После

До

После

До

После

До

После

Контрольная

-

-

-

0%

54%

46%

46%

54%

Експериментальная

-

31%

61%

8%


 

В процессе педагогического наблюдения выявлено, что дети из экспериментальной группы более точно и быстрее выполняли предложенные тестовые задания. В процессе специальной работы преодолена напряженность и скованность движений пальцев и кистей, что важно для дальнейшего обучения письму в школе. Следовательно, предложенная экспериментальная физреабилитационная программа значительно улучшила уровень развития мелкой моторики пальцев и кистей рук детей из экспериментальной группы, что подтверждается количественным и качественным показателям.

Результаты детей из контрольной группы остались низкими. У детей страдали все исследуемые параметры мелкой моторики, наблюдались уподобления, замена движений другими, несовершенна координация, напряженность или раскованность движений пальцев. Это связано с тем, что физреабилитацийна программа, по которой занимались дети из данной группы, не предусматривала решение коррекционного задания на развитие мелкой моторики и поэтому на занятиях не использовались пальчиковая гимнастика и массаж пальцев и кистей рук.

Результаты оценивания статической координации показали улучшение в экспериментальной группе (табл. 3.5).

 

Таблица 3.5. Уровни сформированности статической координации движений

Группа

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

До

После

До

После

До

После

До

После

Контрольная

-

-

-

8%

62%

38%

38%

54%

Експериментальная

-

23%

62%

15%

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития