Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ реаб.rtf

— 2.19 Мб (Скачать)

 

Дети из экспериментальной группы более свободно и длительно удерживали позы на равновесие, в статических упражнениях пытались точно и плавно выполнить движения руками и ногами как одноименному, так и разноименным способами. В то время дети из контрольной группы несли значительные трудности, а иногда совсем не могли удерживать равновесие. При выполнении упражнений на равновесие наблюдались тремор конечностей, балансировка туловищем, руками, качание головой, сдвиг с места или рывки в сторону, падение. Это свидетельствует, что в физреабилитационную программу, по которой занималась данная группа детей, не были включены специальные упражнения на развитие этого качества, что очень актуально для детей с задержкой психического развития. Итак, экспериментальный вариант физреабилитационной программы оказался более эффективным и результативным по развитию и коррекции статической координации у детей с ЗПР из экспериментальной группы, чем программа, по которой занималась контрольная группа.

Следовательно, выполнение в конце эксперимента тестовых заданий на определение уровня психофизического развития показало улучшение у детей из экспериментальной группы всех показателей, а именно: внимания, мышления, двигательной памяти, мелкой моторики, статической координации движений. Это свидетельствует о положительном влиянии разработанной физреабилитационной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая предусматривала не только улучшение соматического состояния здоровья, закаливанию организма, а коррекции вторичных недостатков в их психофизическом развитии, что и отличает разработанную реабилитационную программу от программы по которой занималась контрольная группа детей.

 

3.3 Анализ и обобщение результатов исследования

Анализ литературных источников позволил установить, что на сегодня количество детей, которые не успевают уже в дошкольном возрасте с программными требованиями детского учреждения не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению, составляет около 60%. По данным медицинской статистики [3, 5] количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки.

Для решения этой проблемы и разработки методов лечебно-педагогической работы с детьми с ЗПР в последнее десятилетие начали проводить психологические, педагогические, клинические и физиологические исследования. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию существующих у ребенка двигательных, речевых, умственных нарушений, нарушений поведения, общения и т.д.. Для решения этой задачи специалисты физической реабилитации предлагают объединить усилия медиков, педагогов, психологов, специалистов в области физической культуры и спорта и т.п..

Учеными отмечено, что эффективным средством коррекции и реабилитации детей с задержкой психического развития является комплексное системное использование традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания в сочетании с лечебной физической культурой и массажем. Однако в проанализированной нами специальной научно-педагогической литературе мы не обнаружили разработанной единой реабилитационной программы, направленной одновременно на улучшение здоровья детей данной категории и коррекцию вторичных нарушений.

Результаты внедрения экспериментальной физреабилитационной программы свидетельствует о значительном улучшении здоровья детей и показателей физического и психического развития. Об эффективности комплексного коррекционно-реабилитационного подхода в физической реабилитации свидетельствует прирост всех исследуемых показателей у детей из экспериментальной группы.

Так в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, часто болеющих на 23% и составило 30%, в контрольной группе данное количество детей не изменилась. Также определили, что улучшилось состояние детей страдающих болезнями дыхательной системы, количество болеющих уменьшилась до 30%. Улучшению состояния здоровья детей из экспериментальной группы способствовало включение в экспериментальную физреабилитационную программу упражнений дыхательной гимнастики, лечебно-профилактический массаж на область спины и грудной клетки, фитотерапию, ароматерапию, средства закаливания.

В ходе педагогического наблюдения проявили, что у детей из экспериментальной группы уменьшилась спастика мышц спины и нижних конечностей, сформировался стереотип правильной осанки. Этому способствовало систематическое выполнение детьми упражнений на формирование навыка правильной осанки, коррекцию плоскостопия, тренировки мышц нижних конечностей, механотерапия, лечебно-профилактический массаж нижних конечностей и спины.

Прирост показателей, которые характеризовали осанку во фронтальной плоскости в экспериментальной группе составило 8% детей, в контрольной группе - 7% детей; в сагиттальной плоскости в экспериментальной группе - 23% детей, в контрольной - 0% детей.

После внедрения экспериментального варианта физреабилитационной программы обнаружено, что у детей из экспериментальной группы повысился уровень развития исследуемых психофизических функций, чего нельзя сказать о детей из контрольной группы. Они так и остались на исходных исследуемых уровнях развития (III и IV уровня).

Прирост показателей внимания детей из экспериментальной группы составил - 54%, детей из контрольной группы только 15%. Улучшению показателей внимания у детей из экспериментальной группы способствовали различные методические приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку, постоянная смена видов деятельности на занятии и сюжетность занятий. Особое значение для развития внимания имели подвижные игры дидактического направления.

Прирост показателей мышления II уровня в экспериментальной группе составило - 23%, в контрольной - 0%; III уровня в экспериментальной группе - 39%, в контрольной - 8%, IV уровня в экспериментальной группе - 46%, в контрольной - 23%. Улучшению уровня развития мышления детей из экспериментальной группы способствовало, в первую очередь, сюжетные занятия, во время которых дети расширяли и укрепляли представление об окружающем мире, подвижные игры дидактического направления, пальчиковая гимнастика и различные проблемные ситуации при выполнении различных упражнений.

Прирост показателей двигательной памяти II уровня в экспериментальной группе составило - 15%, в контрольной - 0%; III уровня в экспериментальной группе - 39%, в контрольной - 15%, IV уровня в экспериментальной группе - 54%, в контрольной - 15 %. Улучшению показателей двигательной памяти детей из экспериментальной группы способствовало систематическое выполнение на занятиях по ЛФК различных упражнений, которые способствовали развитию двигательной памяти и выполнения тренировочных заданий. Например, на этапе ознакомления с упражнением с целью лучшего запоминания и правильного выполнения воспитатель действовал по следующей инструкцией: сначала детям предлагалось, опираясь на демонстрацию педагога, его словесные объяснения и счетом, выполнить определенную упражнение. Потом, это упражнение выполняли только под счет педагога без демонстрации. После самостоятельного выполнения упражнения (под музыкальное сопровождение) детям предлагалось словесно описать последовательность выполнения движений этого упражнения.

Прирост показателей вещания II уровня в экспериментальной группе составило - 23%, в контрольной - 8%; III уровня в экспериментальной группе - 31%, в контрольной - 0%, IV уровня в экспериментальной группе - 46%, в контрольной - 23%. Улучшению уровня развития речи, увеличение словарного запаса способствовали упражнения для мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционная, дыхательная гимнастика, подвижные игры дидактического направления, сюжетность занятий.

Прирост показателей мелкой моторики II уровня в экспериментальной группе составило - 31%, в контрольной - 0%; III уровня в экспериментальной группе - 23%, в контрольной - 8%, IV уровня в экспериментальной группе - 31%, в контрольной - 15%. Улучшению количественных и качественных показателей способствовало обогащению экспериментальной программы большим количеством упражнений для развития мелкой моторики, выполнения детьми упражнений с предметами, массаж пальцев и кистей рук.

Прирост показателей статической координации движений II уровня в экспериментальной группе составило - 23%, в контрольной - 8%; III уровня в экспериментальной группе - 23%, в контрольной - 15%, IV уровня в экспериментальной группе - 23%, в контрольной - 62% . Улучшению статической координации движений детей из экспериментальной группы способствовало выполнение детьми на занятиях по ЛФК упражнений на формирование навыка правильной осанки и других упражнений на развитие статического равновесия.

Итак, изучение динамики сформированности психофизических функций показало достоверные изменения в качественных и количественных показателях у детей из экспериментальной группы.

Сравнительный анализ исходных данных с конечными свидетельствует об эффективности разработанной программы реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Положительный результат реабилитационно-коррекционной работы был достигнут благодаря комплексной диагностики состояния здоровья и уровня психофизического развития дошкольников с ЗПР, согласно выявленным нарушениям поставлены общие и коррекционные задачи и подобраны с учетом специфических особенностей и возможностей детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет , эффективные средства коррекции и реабилитации. Следовательно, вышеупомянутое еще ​​раз подтверждает высокую эффективность разработанной нами физреабилитационной программы для детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет.

Данные, полученные после внедрения экспериментальной программы физической реабилитации для дошкольников с задержкой психического развития свидетельствуют о достоверном улучшении показателей их состояния здоровья и уровня психофизического развития, что доказывает эффективность подобранных средств физической реабилитации.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Во время констатирующего исследования выявлено, что 84% детей с задержкой психического развития имеют различные соматические заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки в сагиттальной и фронтальной плоскости, плоскостопие, дисплазия тазобедренного сустава, деформацию нижних конечностей).

2. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенной физреабилитацийнои программы для детей данной категории из экспериментальной группы на фоне улучшения состояния здоровья и роста всех показателей психофизического развития, исследовались. Так, в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, которые часто болеют 23%, в контрольной - на 0%, страдающих болезнями дыхательной системы в экспериментальной группе на 30%, в контрольной лишь на 8%. Состояние осанки в сагиттальной плоскости улучшилось у детей экспериментальной группы на 23%, у детей контрольной на 0%, во фронтальной плоскости у детей экспериментальной группы на 8%, у детей контрольной группы на 8%.

3. Разработанная физреабилитационная программа способствовала коррекции психофизического развития детей данной категории из экспериментальной группы. Так у них улучшились качества внимания, процессы памяти, мышления, и уровень развития речи, мелкой моторики, статической координации движений.

 

Список литературных источников

 

Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 126 с.

Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - С. 60 - 62.

Апанасенко Г.Н., Попова Л.О. Медицинская валеология. - К.: Здоров'я, 1998. - С 29.

Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения // Н.В. Бабкина. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 144 с.

Банникова, Т.А. Программа воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №8. - С. 58-59.

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников // Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 168 - 169.

Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.И. Борякова. - М., 2000. - С. 123 - 125.

Висковатова Т.П. Проблема генеза, диагностики и психолого-педагогической коррекции задержки психического развития у детей (на примере неблагоприятного влияния природных и антропогенных факторов): Дис. … д-ра психол. наук: 19.00.08. - К., 1997. - 382 с.

Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - С. 65 - 67.

Волкова С.С. Физическое развитие школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Пособие для учителей. - Владимир, 1970. - С. 54.

Выготский Л.С.: Собрание сочинений в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3: проблемы развития психики. - С 246 - 255.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. - 256 с.

Дмитриев В.С. Основные положения российской концепции физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с отклонениями в развитии. // Физическая культура. - 1997. - №3. - С. 15 - 17.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1985. - 144 с.

Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. С. 34 - 36.

Зислина Н.Н., Ополинский Э.С., Рейдибойм М.Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. №3. С. 9-15.

Касаткина Г.М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3-7 лет: Автореф. дис… канд. пед. наук. - М., 1982. - С. 23 - 24 с.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М.: Педагогика, 1973. - 79 с.

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития