Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают дети с задержкой психического развития. Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки. У них наблюдается длительная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.)., Имеющих место уже в первые годы жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

0529203_E23B9_fizicheskaya_reabilitaciya_detey_6_8_let_s_zaderzhkoy_psihic.rtf

— 3.26 Мб (Скачать)

 


 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6

1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6

1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9

1.3  Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13

Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20

2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20

2.2. Методы исследования …………………….………………………………21

2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34

Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39

3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39

3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46

3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования  ……………………..52

Выводы…………………………………………………………………………...57

Список литературы………………………………………………………………58

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

На современном этапе в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают дети с задержкой психического развития. Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки. У них наблюдается длительная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.)., Имеющих место уже в первые годы жизни.

Деятельность специальных дошкольных учреждений в современных условиях невозможна без основанной на результатах комплексной диагностики квалифицированной и взаимосвязанной коррекционно-реабилитационной помощи детям с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. В этой связи важным этапом совершенствования коррекционно-реабилитационного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей данной категории является использование в практике работы средств физической реабилитации [13].

Изучение опыта работы специальных дошкольных учреждений, анализ литературных источников позволил сделать вывод о значительных недостатках в организации и содержании физреабилитацийного процесса, неопределенность доступных для детей данной категории средств физической реабилитации и, вообще, неразработанность специальной комплексной программы физической реабилитации для дошкольников с задержкой психического развития, основанной на их специфических особенностях и возможностях.

Итак, актуальность проблемы, ее социально-педагогическое значение и недостаточная разработанность в области коррекционной педагогики и физической реабилитации обусловили выбор темы дипломной работы и мотивировали течение соответствующего исследования.

Объект исследования: процесс физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специальных дошкольных учреждений.

Предмет исследования: коррекционно-реабилитационная направленность средств физической реабилитации.

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Гипотеза исследования. Разработка комплексной программы физической реабилитации, включающей определение общих и коррекционных задач и средства физической реабилитации будет способствовать улучшению состояния здоровья и коррекции недостатков в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет.

Задачи исследования:

Выявить отклонения в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет.

Определить средства физической реабилитации, направленные на улучшение соматического состояния и восстановление и коррекцию вторичных недостатков в психофизическом развитии детей с ЗПР.

Использовать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста (6-8 лет) с задержкой психического развития.

Практическое значение исследования заключается в разработке и использовании комплексной программы физической реабилитации с учетом соматических и психофизических особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.

Экспериментальная база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Гнездышко» городского округа Тольятти.

 

Глава 1.  Обзор литературы по теме исследования

1.1 Сущность и содержание понятия задержка психического развития

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и получила особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных отраслей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое количество детей, испытывающих трудности в обучении.

Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учащихся из школ разных регионов страны и теоретико-научный анализ стали основой сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

По всем исследуемым показателям психосоциального развития детей данной категории качественно отличаются от других Дизонтогенетическая расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития - с другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развитыми сверстниками.

Дети с задержкой психического развития описываются в литературе [4] как особая группа отставанием в психическом развитии, имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые не позволяют им своевременно и качественно осваивать элементарными знаниями.

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью [1]. Понятие «задержка психического развития» употребляется применительно к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. У них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Такие дети отличаются, как дети с недостаточными способностями к обучению.

Для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарных функциями являются и сохранившиеся [2].

Патологической сущности ЗПР является воздействие целого ряда патологических факторов перинатального, натальному и постнатального периода [8]. Анализ электрофизиологичних данных свидетельствует о наличии органических поражений мозга у почти всех детей с ЗПР. В большинстве случаев при ЗПР оказывается сочетание органических повреждений в виде энцефалопатических расстройств и недостаточности отдельных психических функций с признаками общего психического недоразвития [16].

Исследователи [12] указывают на вариабельность проявления задержки психического развития. В литературе, посвященной изучению детей с ЗПР, отмечается отставание в развитии познавательных процессов, нарушение функции активного внимания, общая неорганизованность деятельности, преобладание игровых мотивов и малой способности к волевому усилию, недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, слабая работоспособность [15].

Среди различных классификаций ЗПР Распространенными являются классификация К.С. Лебединской [1], разработанная на основе етиопатогенетичного подхода, в соответствии, с которым различают 4 основных варианта ЗПР:

1. ЗПР конституционного происхождения. К этому варианту относятся дети с психическим и психофизическим инфантилизмом;

2. ЗПР соматогенного происхождения, при котором у детей отмечается физическое и психическое астения;

3. ЗПР психогенного генеза, при котором преимущественно нарушается эмоционально-волевая сфера;

4. ЗПР церебрально-органического генеза с преобладанием органического инфантилизма с нарушением познавательной деятельности.

Характеризуя в целом детей с ЗПР, следует отметить неравномерность нарушений различных психических функций [19]. Функции, которые интенсивно развиваются в более ранние периоды, страдают сильнее, чем функции, формирование которых происходит позднее [7]. Для детей с ЗПР одним из частых проявлений является синдром дефицита внимания с гиперактивностью [14].

Рассматривая деятельность детей с ЗПР в аспекте проблем следует отметить исследования, проведенные под руководством В.И. Лубовского [22], в которых указывается, что дети с ЗПР испытывают трудности в произвольной организации деятельности, не умеют выполнять инструкции воспитателя, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дошкольники с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их снижается, а иногда они вообще отказываются выполнять начатую работу. В.И. Лубовский [22] отмечено, что недостаточная работоспособность и повышенная утомляемость в сочетании с низким уровнем познавательной активности приводят к тому, что любой новый вид работы, или необходимость изменения образа действия вызывает затруднения. В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные необдуманные действия. Пониженная работоспособность детей с ЗПР в процессе учебной деятельности связана с недостаточным уровнем активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

 

 

1.2 Классификация форм задержки психического развития

Важным направлением в исследовании нашей проблемы является клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР. Существующая в настоящее время классификация типов ЗПР, разработанная К.С. Лебединской [1], отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Основные клинические типы ее дифференцируются по етиопатогенетическими принципами: конституционного происхождения, соматогенного происхождения, церебрально-органического происхождения, психогенного происхождения (при патологическом формировании личности).

Каждому из этих вариантов присущи как специфические особенности инфантилизма, так и разный прогностически значимый характер недостаточности познавательной деятельности. Они могут быть осложнены многими болезненными признаками - соматическими, энцефалопатических, неврологическими - и мать свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушения познавательной деятельности, свою этиологию.

Задержка психического развития конституционального генеза. К данному типу ЗПР относится обусловленный психический, психофизический инфантилизм - гармоничное или дисгармоничное. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. Расстройства поведения при дисгармоничном инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют больших усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия.

При ЗПР конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную частичную недостаточность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных мижанализаторних навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. Генетическая обусловленность данных нарушений обусловлена ​​передачей в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями ливоруцтва, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. В плане коррекции это один из самых благоприятных типов психического развития при ЗПР.

Задержка психического развития соматогенного генеза. Это тип задержки развития психики обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.).. Важную роль играют тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.)., Имеющие место в первые годы жизни ребенка..

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития