Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают дети с задержкой психического развития. Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки. У них наблюдается длительная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.)., Имеющих место уже в первые годы жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

0529203_E23B9_fizicheskaya_reabilitaciya_detey_6_8_let_s_zaderzhkoy_psihic.rtf

— 3.26 Мб (Скачать)

Психическое развитие этих детей тормозится, в первую очередь, стойкой астенией, что резко снижает общий психический и физический тонус, задерживает эмоциональное развитие. Соматогенных инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений - неуверенностью, робостью, связанные с ощущением своей физической неполноценности. Этот тип иногда вызван режимом запретов и ограничений, в котором соматически ослаблена или больной ребенок. Такие дети редко посещают детский сад, они, в основном, воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушенные межличностные отношения. Эти дети требуют санаторно-курортных условиях, правильного режима питания, отдыха, сна, им необходимо медикаментозное лечение [2]. Нередко возникает вторичная инфантилизация, что приводит к снижению работоспособности и более стойкой задержке психического развития. Учета сочетание всех этих факторов является основой прогноза перспектив дальнейшего развития ребенка и определения содержания лечебно-профилактического, коррекционно-педагогического и воспитательного воздействий на ребенка [6].

Выделяют два общих клинико-психологических варианта ЗПР данной категории. Первый вариант характеризуется преимущественно незрелостью эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. При другом варианте доминируют симптомы поражения нервной системы и парциальные нарушения высших корковых функций.

Задержка психического развития психогенного генеза. Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания, которые ограничивают или искажают стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах ее развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте возникают вследствие психотравмирующего воздействия среды. Негативное влияние может сказаться на ребенке еще ​​в утробе матери, если женщина испытывает сильные, долгосрочные переживания. ЗПР психогенного генеза может быть связана с социальным сиротством, культурной депривацией, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и учреждений [12].. Поэтому черты патологической незрелости и импульсивности у детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений об окружающем мире, что в будущем отражается на фрагментарном усвоении школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу «кумир семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой - избалованным воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для психогенного инфантилизма, наряду с недостаточной способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбви к труду.

Патологическое развитие личности с нервным типом чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи. В таких условиях нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, решительности, активности и инициативности.

Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления розпещуючого или отвергающее ребенка типа семейного воспитания.

Наряду с определением типов психического развития, выделены степени ее тяжести:

1. Легкая степень - как правило, не требует систематического лечения.

2. Средняя степень - коррекция происходит в специальных условиях.

3. Тяжелая степень - представляет собой диагностические трудности в плане отделения ее от олигофрении в степени дебильности.

Распределение по степеням тяжести дает возможность более целенаправленно проводить лечение, строить коррекционно-педагогическую работу и определять дальнейший прогноз в развитии ребенка данной нозоологии.

 

 

 

 

1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР

Важнейшее значение для построения коррекционно-реабилитационной работы имеет знание специфических психофизических особенностей дошкольников с задержкой психического развития.

Рассматривая особенности психофизического состояния у детей с ЗПР, мы остановились на таких понятиях, как психическое и физическое состояние ребенка.

Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, что отражает своеобразие прохождения психических процессов и выступает как система их организации, а также как механизм оценки отражаемой деятельности. Выделяют познавательные и эмоционально-волевые психические процессы. В свою очередь, в познавательных процессов относят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение.

Физическое состояние определяется, как способность человека выполнять физическую работу и включает в себя, в первую очередь, показатели физического развития и физической подготовки. Некоторые ученые считают, что ведущим показателем физического состояния является развитие мелкой и общей моторики.

Характерным признаком задержки психического развития является недоразвитие качеств внимания. Той или иной мере недостатки внимания присущие детям, относящихся к различным клиническим формам задержки психического развития. Американские психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания», что часто сочетается с гиперактивностью, как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями и с трудностями в обучении. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития проявляются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений.

В психолого-педагогических исследованиях [14] отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

неустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;

пониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Данная особенность внимания указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом;

снижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

снижен распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения;

«Прилипания внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

повышенная видволикаемисть. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

Н.Г. Поддубная [20] отмечала, что наглядный материал детьми с ЗПР запоминается гораздо лучше вербального и в процессе воспроизводства является более действенной опорой. Автор отмечала, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, на что надо опираться при обучении.

Следовательно, необходимо специально активизировать познавательную деятельность дошкольников с ЗПР путем усиления мотивации, сосредоточение их внимания детей на задании. Особое значение для повышения эффективности запоминания является умение использовать специальные рациональные приемы обучения (группировка слов и картинок, установление связей) [15].

Исследователями определены следующие общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близким, игровым). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее несложную часть. Они не заинтересованы конечным результатом в задании, но выполняют. Эта особенность мышления имеет проявление в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной [20]. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняв ее, стремились быстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Стоит заметить, что дети с ЗПР в большей мере были заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качественно выполнить. Они не способны были анализировать условия, не понимали значимости ориентировочного этапа, что приводило к появлению множества ошибок.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия. В них отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть иногда правильно отвечают, но объяснить ответ не в состоянии.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Также дети с ЗПР характеризуются пониженным уровнем познавательной активности, что проявляется в их недостаточной любознательности. Если большинство нормальных детей дошкольного возраста обычно задают много вопросов о предметах и явлениях окружающего мира, то дети с ЗПР в этом значительно отличаются от них: одни вопросы не задают вообще, а другие задают только те, которые касаются только внешних свойств предметов и явлений.

Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков данного развития.

Импрессивного сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированность восприятия речевых звуков, оттенков речи (в 75% наблюдаются трудности в дифференциации звуков).

Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушения звуков речи, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие агроматизмив, дефекты артикуляционного аппарата (в 55% отмечается недостаточность речевой моторики: детям трудно удерживать артикуляционную позу, их мышцы языка напряженные, также сложно происходит переход из одной позы в другую, в 45% из них - дефекты строения зубного ряда).

Среди ошибок звукопроизношения у детей с ЗПР преобладают нарушения свистящих (с, с) и сонорных звуков (м, н, л, р), тогда как у нормально развитых детей дошкольного возраста чаще наблюдается нарушение произношения звуков и шипящих (ш, ж, ч, щ). Нарушения речи свистящих звуков связывают преимущественно с нарушением мовленневослухового анализа.

Лексическая сторона речи находится в тесной зависимости от общего уровня познавательного развития ребенка. В связи с пониженной познавательной активностью у детей с ЗПР отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. Вещание состоит в основном из существительных и глаголов, прилагательные используются только для обозначения некоторых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета неустойчив. По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, которые наблюдаются у детей с ЗПР:

изолированный фонетический дефект (неправильное произношение только одной группы звуков). Причина, как правило, в нарушении артикуляционного аппарата и недоразвития речевой моторики;

комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Есть дефекты в овладении двумя-тремя фонематическим группами;

системное недоразвитие речи - нарушение лексико-грамматической стороны речи на фоне слишком бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний.

Сложность речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. Так, при неосложненном инфантилизме уровень речевого развития имеет характер некоторой задержки или соответствует нормальному уровню развития. При ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается нарушение речевой деятельности как системы.

Недостатки развития моторики у дошкольников с ЗПР проявляются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики является двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с недостатьньою координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хорееформни движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, наоборот, двигательная активность значительно снижена.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, проявляясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом. Итак, вышеизложенное доказывает о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте [17].

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития