Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования….……………………….6
1.1. Сущность и содержание понятия задержка психического развития.…..6
1.2 Классификация форм задержки психического развития…………..…….9
1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР……………….13
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………...…...20
2.1. Организация исследования.………………….………………….….…….20
2.2. Методы исследования …………………….………………………………21
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………34
Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР ………………………………………………………….39
3.1. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………..…39
3.2. Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………...46
3.2.1.Анализ и обобщение результатов исследования ……………………..52
Выводы…………………………………………………………………………...57
Список литературы………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ реаб.rtf

— 2.19 Мб (Скачать)

 

Критерии оценки:

I уровень - ребенок составила 6-7 слов на предложенный педагогом звук, правильное произношение ней все звуки в словах;

II уровень - ребенок составила 4-5 слов на предложенный педагогом звук, правильное произношение ней все звуки в словах;

III уровень - ребенок составила 2-3 слова на предложенный педагогом звук, нарушения звуковой стороны речи;

IV уровень - ребенок составила 1-2 слова на предложенный педагогом звук, значительные нарушения звуковой стороны речи.

М.М. Кольцова [18] доказала, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, движения кистями рук филогенетически и онтогенетически связанных с движением артикуляционного аппарата и это является основанием рассмотрения кистей рук как органа речи. Установлено, что кисти рук имеют представительство в коре головного мозга, как и артикуляционный аппарат. М.М. Кольцова [18] отмечала, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук. Особенно подчеркивалось, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц рук значим только в детском возрасте, пока происходит формирование речевой моторной зоны.

Эти факты также заинтересовали нас ввиду выяснения готовности ребенка с ЗПР к школе. Ведь овладение различными учебными предметами (письмом, математикой, рисованием, ручным трудом и др.). Предусматривает сформированность мышц кисти и предплечья. Доказано, что целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев является полезной для подготовки руки к письму. При недостаточном тренировке мануальной техники, несмотря на значительные усилия ребенка, усвоение указанных видов деятельности становится сущностной учебной проблемой для ребенка с задержкой психического развития.

Исследование уровня развития мелкой моторики детей предполагало выяснение качества и степени дифференциации движений пальцев и кистей рук.

ТЕСТ 1. Составить пальцы в кольцо, раскрыть ладони.

ТЕСТ 2. «Пальчики здороваются» - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой рукой, затем левой, далее обеими руками одновременно.

ТЕСТ 3. «Дождик» - кисть руки лежит на столе, пальцы согнуты. Попеременно постукивать пальцами по столу.

ТЕСТ 4. «Веер» - поочередно загибать в кулак по одному пальцу.

Критерии оценки:

И уровень - достаточно высокая координация движений пальцев и кистей рук, одновременность, точность, скорость и правильность выполнения движений; достаточно высокий уровень регуляции движений при ускорении темпа и при выполнении более сложных заданий.

II уровень - ребенок выполняет тестовые задания в соответствующем темпе и ритме, но наблюдаются: нечеткость движений и увеличение количества ошибок в конце испытания; некоторые трудности в выполнении задач, связанных с кинестетически организацией движений, преобразованием отдельных двигательных актов на плавные;

III уровень - наблюдается напряженность или раскованность движений пальцев при выполнении задач, попытки ритмично выполнять тестовые задания, но в медленном темпе;

IV уровень - страдают все исследуемые параметры моторики кистей и пальцев рук. Фиксируются характерные проявления: уподобление, замена движений другими, несовершенна координация, напряженность или раскованность движений пальцев, нарушению темпоритмичное стороны выполнения задач.

Нами исследовалась статическая координация движений. Статическая координация движений характеризует уровень развития функций статического равновесия, т.е. сохранения равновесия в различных положениях стоя на месте.

ТЕСТ 1. Поставить стопы ног на одной линии так, чтобы носок одной ноги касался пятки другой, руки вытянуть вперед. Стоять с закрытыми глазами в течение 5 секунд (дважды для каждой ноги).

ТЕСТ 2. «Журавль». И. п. - стойка на одной ноге, вторая нога согнута в колене и касается стопой коленного сустава первого ноги, бедро отведено наружу, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами в течение 5 секунд (дважды на каждой ноге).

Критерии оценки:

I уровень - продолжительность и статичность предложенной позы, произвольное ее содержание;

II уровень - ребенок в течение длительного времени, но с напряжением удерживает позу иногда балансирует туловищем, но сохраняет равновесие;

III уровень - наличие значительных затруднений в сохранении равновесия, появление тремора конечностей, балансировка туловищем, руками, качание головой, сдвиг с места или рывки в сторону, падение;

IV уровень - невозможность сохранения статического равновесия;

Педагогической эксперимент заключался во внедрении разработанной нами физреабилитационной программы для детей с задержкой психического развития экспериментальной группы. Он был одним из основных методов в наших исследованиях и основывался на характере и уровнях восстановление и улучшение психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Контроль за уровнем психического и физического развития детей позволил сравнить эффективность программы, которую мы предлагаем, с физреабилитационной программой, по которой занималась контрольная группа.

Важным условием осуществляемого эксперимента была идентичность методов исследования в начале и в конце эксперимента.

Методы математической статистики.

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, широко применяемых в педагогике, физиологии, биологии и медицине для проверки и обоснования выдвинутых гипотез.

Среднее арифметическое (xср.) определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений:

                   n n

xср. = 1/n*∑ xi, где x = 1/n*∑ xi =x1+x2+x3+…хn, (1)

               i=1 i=1

где n - количество испытуемых.

2. Среднеквадратическое отклонение (стандартное отклонение), характеризует рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности:

у = √у2 == √ ∑(xi-x)2/n-1 , (2)

где у - среднеквадратическое отклонение

n - количество испытуемых.

3. Стандартная ошибка среднего арифметического (Sx), характеризует разброс средних арифметических значений выборок относительно среднего генерального совокупностей. Чем ниже Sx, тем выше точность:

Sx = у/√n, (3)

где Sx - стандартная ошибка среднего арифметического;

у - среднеквадратическое отклонение;

n - количество испытуемых.

4. Проверка статистической достоверности осуществляется с помощью выдвижения статистической гипотезы. Так выдвигаются две гипотезы, противоречащих друг другу. Одна из низ называется нулевая гипотеза - Н0, другая альтернативная (конкурирующая) - Н1, противоречащая первой. Для проверки выдвинутых гипотез применяют статистические критерии (К). Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением (tнабл.). Найденное значение критерия сравнивается с критическим (граничащим) значением критерия, взятым из таблиц (tкрит.). Результаты сравнивают и делают вывод в пользу одной из гипотез. Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы.

Область принятия гипотезы

Критическая область

 

К

Н0 Ккрит. Н1


 



 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Область значений критерия

Таким образом, если наблюдаемое значение критерия принадлежит критической области, нулевую гипотезу отвергают и принимают конкурирующую; если еж оно принадлежит области принятия гипотезы - нулевую гипотезу принимают и отвергают конкурирующую.

Не маловажен здесь и уровень значимости (Р) - вероятность попадания критерия в критическую область, если принимается нулевая гипотеза. Она служит для определения по таблице критических значений критерия, образующих критическую область. Уровень значимости выбирается исследователем. Часто Р = 0,05, это значит, что вероятность ошибочно принять гипотезу Н1 при справедливости гипотезы Н0 равна 5%.

В нашем случае сравнение характеристик будет по критерию Стьюдента для малых независимых выборок:

tнабл.= d √n /у , (4)

d=∑di/n, di =xi-y I,

где di - разность между результатами первого и второго исследования

для каждого испытуемого;

xi - результат первого исследования;

yi - результат второго исследования;

у - среднеквадратическое отклонение;

n - количество выборки

tкрит. = 2,37 при уровне значимости (Р) = 0,05

Таким образом,

Н0 - tнабл. ≥ tкрит

Н1 - tнабл. < tкрит.

 

5. Для оценки прироста результатов в процентном соотношении использовалась формула:

 

∆ (%) = полученный результат - исходный результат * 100% (5)

 

2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования

Общей целью специальных дошкольных учреждений в которых воспитываются дети с задержкой психического развития является всесторонняя подготовка детей к школьному обучению, социальной адаптации и интеграции в школьную жизнь. В системе коррекционно-реабилитационной работы дошкольных учреждений весомое место занимает использование средств физической реабилитации, направленные на предупреждение, восстановление и своевременную коррекцию нарушенных функций и более эффективную подготовку ребенка с задержкой психического развития к обучению в школе.

Изучая содержание занятий по ЛФК с данной категорией детей, мы выяснили, что не было отдельного комплекса упражнений для каждого ребенка. Методист по ЛФК не следил за правильностью выполнения упражнений, не обращал внимание на осанку детей. Также мало времени уделял выполнению дыхательных упражнений. Занятия проводились не в игровой форме, что весьма существенно в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. А значит детям было не интересно и они часто отвлекались.

Наблюдая за проведением массажа также выявлены некоторые недостатки в его проведении. В большинстве массаж использовался с профилактической целью.

Фитотерапия и ароматерапия вообще не использовались с профилактической и лечебной целью.

Изучая медицинские карты детей с ЗПР выявлено, что часто болеют - 42% детей, 23% - страдают болезнями дыхательной системы, у 19% поражена зрительная система, 7% детей болеют заболеваниями сердечно-сосудистой системы, 3% - на желудочно-кишечный тракт, 7% детей c тубинфекциtq, 11% - сколиоз, 7% - дисплазия тазобедренного сустава, 3% - деформация нижних конечностей.

Анализируя протоколы МПК определили, что: специфические расстройства развития речи (F 80) наблюдаются в 53% детей; смешанные специфические расстройства развития (F 83) в 46%; общие расстройства развития (F 84) в 26%; легкая степень умственной отсталости (F 70) в 19% детей.

В результате анализа медицинской документации и проведенных нами медико-биологических методов исследования обнаружено, что дети с ЗПР имели нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие и врожденные повреждения нижних конечностей (табл. 2.1).

 

 

 

 

Таблиця 2.1. Нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения

Колличество детей в%

Нарушениие позиции

в фронтальной плоскости

12%

в сагитальной плоскости

23%

Сколиоз

11%

Плоскостопие

26%

Дисплазия тазобедренных суставов

7%

Деформация нижней конечности

3%


 

Следовательно нужна своевременная работа по устранению данных дефектов.

Анализируя результаты исследования психофизического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, обнаружили, что для них характерен недостаточный уровень развития исследуемых функций (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Уровень психофизического развития детей с ЗПР в возрасте 6-8 лет

Исследуемые функции

І уровень

ІІ уровень

ІІІ уровень

ІV уровень

Мышление

-

-

23%

77%

Двигательная память

-

-

12%

88%

Речь

-

-

35%

65%

Мелкая моторика

-

-

54%

46%

Статическая координация движений

-

-

62%

38%

Информация о работе Физическая реабилитация детей 6-8 лет с задержкой психического развития