Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

В системе физического  воспитания все урочные занятия  подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов -- уроки общего физического  воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические. 

Уроки общего физического  воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического  развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой  подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием  содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике  именно данного вида подготовки. 

Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного  физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях  спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание спортивно-тренировочных  уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также  последовательно нарастающая напряженность  тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных [9, c.26]. 

Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой  должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных  занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин. 

Лечебные уроки  служат восстановлению нарушенных в  результате травмы или заболевания  форм и функций организма. Эти  уроки имеют место в медицинской  практике. Они отличаются весьма специфическим  содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных  процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического  воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим  врачом. 

Методические уроки  служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического  воспитания. Они имеют место в  физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения  квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как  с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов  или занимающихся в коллективах  физической культуры и др. 

Вторым характерным  признаком, лежащим в основе классификации  уроков физического воспитания, является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе  подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки, лыжной подготовки, игровые и др. ; выделяются также уроки с более узким предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот, комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или (чаще и более узко) -- уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической подготовки пожарников, работников экспедиций и т. п.; в лечебных уроках -- названием заболевания [18, c.77]. 

В пределах предметной классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического  воспитания на уроки с образовательной  направленностью, уроки с гигиенической  направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а  также комбинированные уроки, в  которых в разных сочетаниях представленных два или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение  уроков принято обозначать другими  терминами: учебно-тренировочные (для  технической, тактичной или технико-тактичной  подготовки), тренировочные (для физической подготовки, направленной специально на воспитание двигательных качеств) и  комбинированные. 

Внутри каждой такой  группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки  с образовательной направленностью  классифицируются в зависимости  от акцентирования учебных задач, т.е. по основным дидактическим задачам  занятий (аналогично тому, как это  принято в общей педагогике). В  этой связи выделяют следующие разновидности  уроков: вводный, изучение нового материала, совершенствование и закрепления  изученного, контрольные (учетные), а  также «смешанные» уроки, в которых  в разных сочетаниях решается несколько  дидактических задач. Такое подразделение  уроков образовательного характера  имеет особенно важное значение, так  как каждая из перечисленных разновидностей требует не только своего особого  размещения учебного материала, но и  специфической организации действий педагога и занимающихся. 

Уроки с гигиенической  направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие) уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление, создание надежной основы здоровья и  работоспособности. Вторые, практикуемые значительно реже, должны служить  восстановлению сил и работоспособности. Для них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки, вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений [12, c.21]. 

Уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью  характеризуются установкой на воспитание двигательных (физических) качеств, или  специально организованное решение  задач нравственного или эстетического  воспитания.  

1.2 Требования, предъявляемые  к проведению урока 
 

Исходя из общих  основ обучения и воспитания и  принимая во внимание принципы системы  физического воспитания, можно определить следующие главные требования к  содержанию и методике проведения учебно-воспитательной работы на уроке. 

1 Каждый урок должен  служить решению конкретных, заранее  намеченных задач и представлять  собой завершенное целое, логически  и психологически связанное с  предыдущими и последующими уроками.  Намечаемая в уроке учебно-воспитательная  работа должна быть доступной,  в необходимой мере индивидуализированной  и вполне выполнимой в рамках  отведенного времени. Важно, чтобы  процесс этой работы увлекал  занимающихся, требовал повышенных, по сравнению с привычными, усилий  и вызывал положительные эмоции. Необходимо также, чтобы результаты  работы были осознаны занимающимися  и вызывали у них чувство  удовлетворения. 

2 Влияние каждого  урока на занимающихся должно  быть достаточно разносторонним. Специфические воздействия должны  складываться из элементов и  физического образования, и физического  развития, и воспитания двигательных  качеств. Это не означает, что  перечисленные элементы должны  быть представлены в каких-либо  постоянных соотношениях. Чаще всего  в зависимости от ведущих на  данном этапе педагогических  задач, типа урока и многих  других условий любой из этих  элементов акцентируется и, следовательно,  занимает главное место за  счет остальных, которые, очевидно, отходят на второй план. При  всех условиях урок в целом  должен непременно служить оздоровительным  целям. 

3 Каждый урок независимо  от решаемых на нем специфических  задач физического воспитания  должен быть подчинен общим  целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются  или попутно, в единстве со  специфическими, или в соответствии  со складывающимися условиями  -- в отрыве от них, специально. Аналогичным путем решаются также  задачи умственного и эстетического  воспитания. 

4 Процесс вооружения  занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо  направлять в каждом уроке  так, чтобы он оказывал положительное  влияние на развитие интеллектуальных  и волевых качеств и последовательное  формирование новых познавательных  интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно  прочных убеждений в области  двигательной деятельности. В этих  целях надо настойчиво активизировать  мышление занимающихся, добиваться  понимания ими сути выполняемых  действий, создавать условия для  проявления самостоятельности, личной  ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать  их владеть своими эмоциями. 

5 Деятельность занимающихся  на протяжении урока должна  быть достаточно разнообразной  не только по содержанию, но  и по характеру. Как физические, так и интеллектуальные и волевые  усилия необходимо варьировать  по напряжению так, чтобы был  обеспечен оптимальный уровень  работоспособности, необходимый  для успешного решения намеченных  задач. Действия, требующие сложной  координации движений, полезно перемежать  с хорошо усвоенными привычными  действиями, творческую деятельность  с исполнительской, интересные  упражнения со «скучными» и  т. п. Подобные контрастные  переключения прежде всего помогают  предупредить утомление. С другой  стороны, при достаточной постепенности  в таких переключениях они  играют важную тренирующую роль  в развитии способности к срочной  смене установок и налаженных  действий новыми, подчас неожиданными, непривычными. Это имеет существенное  значение в современной жизни.  Конечно, мера внесения в уроки  таких элементов разнообразия  зависит от особенностей занимающихся  и их состояния во время  занятий, типа урока, его продолжительности  и многих других факторов. В  частности, нельзя упускать из  виду и задачи подготовки занимающихся  к определенным видам продолжительной,  нередко однообразной и весьма  напряженной работы. 

6 Деятельность занимающихся  на протяжении всего урока  должна быть непрерывной, с  тем чтобы целесообразно использовать  время урока, исключить потери  в рабочих установках и функциональной  готовности организма к очередным  усилиям, а также предупредить  возможное нарушение дисциплины. Это не исключает введения  в урок необходимых пауз отдыха, но отдых, как правило, должен  носить активный характер: занимающиеся  должны выполнять заранее предусмотренные  на эти случаи задания, например  какие-либо успокаивающие или  отвлекающие общеподготовительные или подводящие упражнения; анализировать технические ошибки (или достижения) и количественные результаты; мысленно проектировать предстоящие повторные действия; наблюдать и оценивать действия товарищей и т. д. 

7 В процессе проведения  уроков обязательно использование  разнообразных методов обучения  и воспитания, соответствующих решаемым  задачам, особенностям занимающихся, характеру упражнений, разнообразным  условиям и обстоятельствам проведения  занятий, возможностям самого  педагога. Особое внимание следует  уделять методам, повышающим личную, прежде всего интеллектуальную  активность занимающихся, побуждающим  к самостоятельному поиску целесообразных  вариантов изучаемых действий, требующим  внесения в учебный процесс  элементов исследования, проявления  творческих усилий. Только при  этом условии можно обеспечить  высококачественную образовательную  работу и соответствующий современным  требованиям жизни воспитывающий  характер этой работы. 

Методика проведения урока должна соответствовать рассмотренным  общим требованиям к нему. Обобщая  ее детали, можно выделить следующие  типичные элементы руководящей деятельности педагога в процессе проведения урока: а) определение для занимающихся задач очередной работы, а также  вытекающих из них практических заданий: б) разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы и требований к ее качеству и ожидаемым результатам; в) формирование у занимающихся необходимых представлений и понятий, раскрытие закономерностей изучаемых явлений и т. п.; г) контроль за деятельностью и поведением занимающихся; д) определение и регулирование нагрузок; е) оказание своевременной помощи занимающимся, в частности в выявлении и устранении ошибок; ж) разбор действий и поведения занимающихся, подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности [8, c.43]. 

Информация о работе Физическое воспитание в школе