Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

Наиболее ответственным  и трудным в работе педагога является определение и раскрытие задач  предстоящей работы и вытекающих из них заданий. Каждая задача и каждое задание должны быть предельно конкретно  сформулированы и доступно обоснованы с учетом состояния и возможностей занимающихся, а нередко и их настроения и потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к работе, целеустремленность в действиях, понимание  их сути и необходимости, а в конечном счете успешное решение задачи. Так, например, формулировка «учиться опорному прыжку способом согнув ноги» совершенно непригодна, так как подобная задача в одном уроке не разрешима. Только определив точно, в какой фазе прыжка, в отношении какого элемента техники или даже только характеристики движения (направления, скорости, силы и т. п.), что именно должно быть достигнуто, можно рассчитывать на успех обучения. То же самое касается и специальных  заданий, раскрывающих пути и способы решения задачи (например: проследить ритм шагов, запомнить и оценить характер перехода от разбега к толчку, место касания носками мостика, характер отталкивания от него и т. п.). 

Разъяснение важнейших  особенностей предстоящей работы необходимо главным образом тогда, когда  намечено более или менее самостоятельное  ее выполнение. Занимающиеся должны быть информированы о порядке и  условиях выполнения заданий, иногда о  целесообразных способах осуществления  необходимых действий, об использовании  учебного инвентаря, о контроле за своими действиями и результатами, о возможных  ошибках и особенно об опасностях, которые могут возникнуть в процессе работы. Требования к качеству работы и ее результатам чаще всего связаны  с определением критериев полноценности  выполняемых упражнений -- образцовой техники движений, характера усилий, числа повторений, меры количественных достижений и т. п. Все это должно послужить упорядочению действий занимающихся, повышению их сознательности и ответственности  в работе, предупреждению возможных  травм, потерь времени и интереса к занятиям и т. п. 

Вместе с тем  всегда следует иметь в виду недопустимость излишней опеки, подавления инициативы и самостоятельности занимающихся. Мера «вмешательства» в деятельность занимающихся зависит от их особенностей и конкретного состояния, задач  учебно-воспитательного процесса, сложности  заданий, обстановки и конкретных обстоятельств  учебно-воспитательной работы. 

Формирование у  занимающихся необходимых представлений  и понятий, раскрытие закономерностей  изучаемых действий, определение  принципов использования двигательных возможностей в различных условиях деятельности и вооружение занимающихся другими знаниями обязательны в  любом процессе обучения. Здесь необходимо подчеркнуть лишь важность выбора педагогом  основных для данного урока путей, способов формирования знаний и производных  от них практических умений в зависимости  от направленности и задач обучения, состояния занимающихся и других условий. 

Контроль за деятельностью  и поведение занимающихся осуществляется путем наблюдений, опроса, измерений  и других приемов. Следует подчеркнуть  необходимость своевременного, чаще всего немедленного осмысливания педагогом  получаемых данных о состоянии занимающихся, содержании, характере и результативности их деятельности, влиянии на нее  условий работы и т. п. При этом особенно важно выяснить причины  возникающих в работе неполадок, упущений и ошибок, а также определить конкретные пути их устранения. Не менее  важно одновременно обеспечить и  сознательный контроль самих занимающихся за своим состоянием, действиями, результатами действий и поведением, а также  анализ данных самоконтроля и даже определение необходимых изменений  в работе. Данные самоконтроля имеют  вспомогательное значение в контроле, осуществляемом педагогом. Главная ценность самоконтроля заключается в его воспитательно-образовательном влиянии на занимающихся, поскольку он способствует развитию у них внимания, критического отношения к своим действиям, оперативного мышления, повышенного чувства ответственности, а также более глубокому постижению изучаемого и приобретению ценных для самостоятельной работы умений [3, c.106]. 

Определение и регуляция  нагрузок требует особого внимания со стороны педагога, так как от них всегда (и существенно) зависит  результат применения физических упражнений. От характера, величины и взаимосвязи  нагрузок зависит создание у занимающихся благоприятного для педагогического  процесса своеобразного «психологического  климата» -- в виде приятного ощущения раскрывающихся в работе сил и  способностей, радостного переживания  самого процесса проявления усилий и  воли, а также общего чувства бодрости, жизнерадостности. 

Влияние физических упражнений на занимающихся зависит, конечно, не только от нагрузок, но и от содержания и формы упражнений, особенностей и конкретного состояния занимающихся, применяемых методов обучения и  воспитания, различных внешних условий, гигиенических и других факторов. Их многообразие чрезвычайно усложняет  управление нагрузками. 

Важным условием успешного управления нагрузками является их дозировка. Под ней понимается назначение (и поддержание) определенной меры (дозы) усилий, требуемых при  выполнении упражнений, а также последующее (в случае необходимости) изменение  первоначально назначенной меры. Осуществляется дозировка различными способами, выбор которых зависит  от учебно-воспитательных задач, особенностей упражнений и условий их выполнения. Это, например, назначение определенного  количества повторений упражнения, определенных амплитуды, скорости и силы движений, их темпа, общей продолжительности  или размеров дистанции передвижения; использование дополнительной весовой  нагрузки, сопротивления упругих  или жестких ограничителей; осложнение рельефа пути передвижения, изменение размеров и характера преодолеваемых препятствий, использование силы встречного или попутного ветра, силы течения и т. п. Существенное значение в дозировке нагрузок имеет также использование в процессе упражнения пауз для активного или пассивного отдыха и организация в связи с этим определенного режима повторной работы [19, c.98]. 

Назначать и регулировать нагрузку в каждом отдельном упражнении необходимо с учетом состояния занимающихся после предшествовавших нагрузок, а  в некоторой мере и будущего состояния, шествовавших обусловливающего успешное выполнение последующих упражнений. Кроме того, последовательное изменение  нагрузок на протяжении всего занятия  должно быть таким, которое гарантировало  бы вначале постепенное функциональное приспособление организма к повышающимся нагрузкам, затем поддержание высокого уровня работоспособности и, наконец, приведение организма к состоянию  относительного покоя. 

Такое распределение  нагрузок, если его изобразить графически, чаще всего имеет вид волнообразной  кривой, отражающей последовательное, более или менее плавное чередование  меньших нагрузок с большими, а  последних с моментами активного  или пассивного отдыха. Однако не может быть универсальных кривых, поскольку, как уже отмечалось, нагрузки всегда должны соответствовать определенным педагогическим задачам, особенностям и состоянию занимающихся, специфике выполняемых упражнений и многим другим факторам. 

Этим обстоятельством  обусловливается, во-первых, весьма разное число, крутизна и высота подъемов и  спадов нагрузок, их взаимное расположение, во-вторых, разнообразие и частота  смены нагрузок, быстрота переключения к высоким нагрузкам в начале урока, общая продолжительность  упражнений с высокой и очень  высокой (или низкой) нагрузками. Важно, чтобы все такие варианты были педагогически оправданными и, главное, не влияли отрицательно на здоровье занимающихся. 

Все вопросы назначения и регулировки нагрузок на протяжении занятия должен творчески решать педагог. Для этого необходимо обладать глубокими знаниями и достаточно богатым практическим опытом. Пользоваться методическими пособиями и указаниями, квалифицированными советами и предписаниями  следует тщательно уточняя их применительно к возможностям своих  воспитанников и особенностям работы с ними. 

Необходимо иметь  в виду, что правильная регулировка  нагрузок в процессе занятий возможна лишь при своевременной и достаточно полной информации о состоянии организма  занимающихся. Поэтому для педагога является обязательным постоянный контроль за его изменением. В занятиях с  высококвалифицированными спортсменами с этой целью проводятся довольно сложные наблюдения, требующие использования  специальных приборов, участия врачей, физиологов и других специалистов. В массовой физкультурной работе, в особенности при большом  числе занимающихся в группе, приходится пользоваться более простыми, общедоступными методами, не требующими особых затрат времени, но вместе с тем дающими  необходимую информацию. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, местами локализации и  обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители и др.; это учет резкого снижения работоспособности, высказываний и  жалоб занимающихся по поводу нагрузок. 

Поскольку почти  все эти способы контроля связаны  с субъективными оценками, надо быть очень осторожным в выводах и  стремиться неоднократно проверить  свои наблюдения, используя по возможности  новые способы. Важно также специально упражняться в этих наблюдениях, анализе и оценке воспринимаемого с тем, чтобы скорее приобрести необходимый опыт и свести к минимуму возможные ошибки [16, c.10]. 

Оказание занимающихся современной помощи в работе является очень важной стороной деятельности педагога. Помощь осуществляют главным  образом с целью облегчить  состояние или действия занимающихся. Она может носить избирательный  характер (например, помощь только в  начале работы) или сквозной (помощь в течение всего времени работы), причем касаться только элементов интеллектуальной деятельности занимающихся (приобретение знаний) или физической (выполнение движений), или тех и других. Помощь может оказаться необходимой и при затруднениях в волевых проявлениях (принятие решения), в выборе форм своего поведения в необычных условиях и т. д., а также при опасности перенапряжения, травм. 

По своему существу, характеру и значению помощь может  быть: уместной, необходимой или  неуместной, ненужной; тактичной или  бестактной, даже оскорбительной; стимулирующей  самостоятельные проявления или  угнетающей их; исчерпывающей или  частичной; правильной или неправильной, даже дезориентирующей; достаточной  или недостаточной и т. д. 

При определении  самой необходимости помощи, ее вида, степени, способа и моментов ее оказания следует всегда учитывать не только характер и степень затруднения, но и реальные возможности и состояние  занимающихся в данный момент. Помощь следует оказывать лишь тогда, когда  занимающиеся не в состоянии решить правильно и с достаточной  полнотой вставшие перед ними задачи, и лишь в той мере, какая необходима для их дальнейших самостоятельных  действий. Твердо придерживаясь требований воспитывающего обучения, необходимо устранять с пути занимающихся только непреодолимые для них трудности, и те, преодоление которых связано  с риском получить травму, с неоправданной  потерей времени, с падением интереса к работе. Такой подход будет способствовать воспитанию настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, вдумчивости, предусмотрительности, смелости и других моральных, интеллектуальных и волевых качеств. 

Наиболее характерными способами оказания занимающимся необходимой  помощи являются: предупреждающие указания, ориентирование в допускаемых ошибках  и причинах их возникновения, наводящие  на правильные решения вопросы, советы, разъяснения; повторный и детализирующий показ, прикосновение рукой к  занимающемуся в решающие моменты  движения, поддержка при возникновении  опасности срыва со снаряда или  падения; силовое воздействие при  необходимости довести начатое  движение до конца; снижение нагрузок; предоставление своевременного отдыха; упрощение заданий; облегчение условий  их выполнения; использование специальных  приспособлений для страховки и  т. д.  

Использование таких  приемов должно быть временным, причем степень оказываемой помощи должна постепенно убывать. Исключение составляет лишь страховка при грубых ошибках  в движениях и. при падениях, грозящих травмой. Совершенно недопустимо, оказывая излишнюю помощь, создавать у занимающихся ложные представления о возможностях, возникающих обычно, когда несостоятельность  в двигательных действиях маскируется  излишней посторонней помощью или  тем более необъективными оценками достижений. 

Ведущее место в  учебно-воспитательной работе должна занимать помощь, связанная с осмысливанием  занимающимися причин возникающих  затруднений и ошибок, определением способов устранения их. В начале обучения все выясняет сам педагог, от занимающихся требуются лишь внимание, понимание и запоминание предлагаемого и точное следование ему в дальнейшей работе. Позже необходимо постепенно привлекать к этому сложному процессу анализа и поисков новых решений самих занимающихся, лишь предусмотрительно и тактично направляя ход их мысли. Этот путь имеет большое воспитательное значение. При достаточной подготовленности занимающихся им предоставляется возможность самостоятельно анализировать ошибки и определять пути их устранения, а педагог лишь контролирует их решения и только в случае необходимости вносит поправки. Такая система, если она достаточно гибкая, обеспечивает наибольший успех в учебно-воспитательной работе [5, c.76].  

Помощь занимающимся неразрывно связана с обучением  и воспитанием. Поэтому она должна всегда служить решению учебно-воспитательных задач. Даже тогда, когда помощь оказывают  в виде страховки, нельзя забывать о  ее воспитательных функциях. Поскольку  обучение и воспитание должны быть процессом совместной работы педагога и учащихся, а главное -- опираться  на сознательную, достаточно активную деятельность занимающихся, крайне важно, чтобы педагог своевременно, с  должной полнотой и тщательностью  анализировал и подытоживал эту  деятельность.  

Разбор действий и поведения занимающихся, определение  результатов их деятельности должны осуществляться в педагогическом процессе непрерывно, как в отношении отдельных  упражнений и даже их элементов, так  и в отношении комплексной  двигательной деятельности, причем предметом  анализа могут быть самые разнообразные  вопросы техники движения, тактики, влияния занятий на организм, поведения  и т. д.  

Разбор как основной метод педагогического анализа  должен включать в себя следующие  фактов элементы: а) воспроизведение  в памяти занимающихся наиболее существенного  из выявленных, главной задачей которого является оценка достигнутого и определение  того, что было предметом урока  и что требует обсуждения; б) обсуждение (анализ) характера и степени недочетов  и ошибок, а также причин их возникновения; в) определение возможностей и ближайших  задач, связанных с дальнейшими  достижениями в учебно-воспитательном процессе. 

Информация о работе Физическое воспитание в школе