Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

Никогда не следует  механически пользоваться старыми  конспектами в работе с новым  составом занимающихся, так как не может быть совпадения особенностей и состояния занимающихся, условий  проведения занятий и возможностей самого педагога. Старые конспекты (как  и конспекты других педагогов) могут  послужить лишь материалом для разработки новых, иначе работа неизбежно приобретет формальный характер и окажется недостаточно эффективной. 

Важное место в  подготовке к проведению очередного урока занимает собственно речевая  и двигательная подготовка педагога, поскольку от нее во многом зависит  успешное руководство работой занимающихся. В связи с этим необходимо проверить  себя в произношении команд, в подсчете темпа движений; заранее сформулировать и запомнить определения, которые  должны быть усвоены занимающимися; продумать изложение правил выполнения движений; определить содержание и  форму предполагаемой беседы, рассказа игры, освещения спортивного события  и т. п. При этом надо обратить внимание на образность изложения, интонацию  голоса и другие речевые приемы. 

Двигательная подготовка педагога к проведению урока сводится к пробному выполнению тех движений, действий, которые намечено демонстрировать  занимающимся, а также приемов  поддержки и страховки. При недостаточно правильном или неуверенном выполнении их необходимо специально поработать над ними, так как неуверенный и тем более неточный показ сыграет отрицательную роль в обучении и воспитании. К тому же и возможность прочувствовать свои движения очень полезна в методическом отношении. 

Немаловажное значение в подготовке педагога к занятиям имеет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать  условиям проведения занятий и выполняемым  упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим  требованиям и свидетельствовать  о хорошем эстетическом вкусе  педагога. Необходимо отработать манеру держаться перед занимающимися, пользоваться жестом и др. 

Подготовка к предстоящим  занятиям помощников (групповодов, судей, дежурных и др.) чаще всего сводится к передаче или проверке тех знаний и умений организационно-методического  характера, которыми им придется руководствоваться  при выполнении своих обязанностей. Это, например, знание назначения упражнений и умение правильно выполнять  их, знание ошибок, характерных для  этих упражнений, и умение их исправлять, умение страховать и оказывать занимающимся физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов и т. д. Такая подготовка носит  характер краткого инструктирования и  осуществляется обычно непосредственно  перед проведением занятия. 

При подготовке мест занятий, оборудования и учебного инвентаря  необходимо иметь в виду требования к материально-техническому обеспечении!) занятий. Особенно ответственной задачей  является обеспечение безопасности занятий. Каждый раз необходимо проверять  техническую исправность снарядов, мелкого спортивного инвентаря, состояние матов, мест приземления  в секторах для прыжков, беговых  дорожек, ограждения мест для метаний, обучения плаванию на открытой воде и  т. п.  

Под методами ведения  урока понимаются способы организации  учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами, используемыми  в начальных классах школы, являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой  и индивидуальный. 

Фронтальный способ -- упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Его преимущество -- большой охват детей, достижение высокой плотности урока и  большой нагрузки. Фронтальный способ является лучшим для коллективного  выполнения упражнений, когда все  дети одновременно выполняют распоряжение или команду учителя. Этим способом можно пользоваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мячами, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лыжах и элементы лыжного строя). 

Этот способ широко применяется в работе с учащимися  всех начальных классов школы, особенно при ознакомлении с учебным материалом.  

Поточный способ -- учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Таких потоков  может быть два, три в зависимости  от конкретных условий. Например, при  обучении упражнению в равновесии два-три  потока могут быть при наличии  двух-трех бревен или гимнастических скамеек и т. д. 

Преимущество одного потока -- в большей возможности  наблюдать за индивидуальным выполнением  упражнений. 

При двух и трех потоках  увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной  скакалкой, в лазанье по скамейкам  и гимнастической стенке, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в дли¬ну и в высоту, а также при спусках и подъемах на лыжах. 

Разновидностью поточного  способа будет поочередное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, а затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку. Такая  поточная линия не дает возможности  учителю наблюдать за выполнением  школьниками всех упражнений, поэтому  он будет находиться там, где его  присутствие наиболее необходимо. 

Поточный способ чаще всего применяется при проведении упражнений с целью совершенствования  умений и навыков, а также для  увеличения нагрузки. 

Посменный способ состоит  в том, что все учащиеся на уроке  распределяются на смены, на очереди  для выполнения упражнений. В каждой из смен столько учеников, сколько  могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены  остальные наблюдают за своими товарищами. Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе тридцать учащихся, то образуется три смены для выполнения упражнений в лазанье или на осанку, и т. д. 

Посменный способ обычно применяется при прыжках с  высоты, лазанье, висах, метаниях на дальность  и в цель, акробатических упражнениях. При посменном способе учитель  имеет возможность лучше наблюдать  за работой учащихся. 

Групповой способ состоит  в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая группа по заданию  учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают в  основной части урока в тех  случаях, когда для занятий одним  видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через  определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание  учителя. 

В каждой группе назначается  старший, который наблюдает за детьми во время занятий. 

Деление на группы чаще всего проводится путем расчета  по два, по три или перестроением  из колонны по одному в колонну  по два, по три последовательными  поворотами. Возможно деление на группы, в основе которых будут пионерские звенья [23, c.77]. 

На уроке группы располагаются так, чтобы одна группа не мешала другой. 

Групповой способ может  применяться только после того, как  дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям. 

Индивидуальный способ заключается в том, что каждый учащийся выполняет упражнение, а  остальные наблюдают. Такой способ применяется в учетных уроках. Он позволяет учителю после выполнения каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее выполнение упражнения, на недостатки и ошибки, что очень важно в  образовательном и воспитательном отношении. 

В учебной работе с учащимися старших классов, кроме методов, указанных выше, применяется  метод круговой тренировки. Сущность этого метода состоит в том, что  учащиеся в определенный момент урока  распределяются на несколько групп, по 4--8 человек в каждой, занимают места по указанию учителя у определенных разных снарядов или мест занятий  и по сигналу учителя начинают самостоятельно выполнять упражнения. По истечении определенного времени (30--40 с) учитель подает новый сигнал, по которому учащиеся организованно  переходят к другому снаряду  или месту занятий. Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся позанимаются всеми упражнениями, предусмотренными планом урока. Круговым такой метод  называется потому, что учащиеся, переходя от одного снаряда к другому и  выполнив все упражнения, как бы завершают круг упражнений. Нередко  и снаряды или места занятий  располагаются в зале или на площадке по кругу. А тренировкой такой  метод называют потому, что основная целенаправленность этого метода состоит  в повышении уровня развития физических качеств и совершенствования  функциональных возможностей организма  занимающихся, что может быть достигнуто путем многократного повторения упражнений, в определенной последовательности, в произвольном и заданном темпе, в течение определенного времени  или определенное количество раз. 

В процессе методически  правильного обучения учащихся начальных  классов физическим упражнениям  обеспечивается не только овладение  ими необходимыми двигательными  умениями и навыками, но и развитие физических качеств до уровня, требуемого для их возраста.Поэтому нет необходимости в применении метода круговой тренировки при проведении занятий с младшими школьниками. 

Методы ведения  урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми. 

3.1 Способы организации  учебно-двигательной деятельности  учащихся на уроке 
 

Под методами ведения  урока понимаются способы организации  учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами, используемыми  в школах, являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. 

Фронтальный способ -- упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Его преимущество -- большой охват детей, достижение высокой плотности урока и  большой нагрузки. Фронтальный способ является лучшим для коллективного  выполнения упражнений, когда все  дети одновременно выполняют распоряжение или команду учителя. Этим способом можно пользоваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мячами, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лыжах и элементы лыжного строя). 

Этот способ широко применяется в работе с учащимися  всех начальных классов школы, особенно при ознакомлении с учебным материалом.  

Поточный способ -- учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Таких потоков  может быть два, три в зависимости  от конкретных условий. Например, при  обучении упражнению в равновесии два-три  потока могут быть при наличии  двух-трех бревен или гимнастических скамеек и т. д. 

Преимущество одного потока -- в большей возможности  наблюдать за индивидуальным выполнением  упражнений. 

При двух и трех потоках  увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной  скакалкой, в лазанье по скамейкам  и гимнастической стенке, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при спусках и подъемах на лыжах. 

Разновидностью поточного  способа будет поочередное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, а затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку. Такая  поточная линия не дает возможности  учителю наблюдать за выполнением  школьниками всех упражнений, поэтому  он будет находиться там, где его  присутствие наиболее необходимо. 

Поточный способ чаще всего применяется при проведении упражнений с целью совершенствования  умений и навыков, а также для  увеличения нагрузки. 

Посменный способ состоит  в том, что все учащиеся на уроке  распределяются на смены, на очереди  для выполнения упражнений. В каждой из смен столько учеников, сколько  могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены  остальные наблюдают за своими товарищами. Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе тридцать учащихся, то образуется три смены для выполнения упражнений в лазанье или на осанку, и т. д. 

Посменный способ обычно применяется при прыжках с  высоты, лазанье, висах, метаниях на дальность  и в цель, акробатических упражнениях. При посменном способе учитель  имеет возможность лучше наблюдать  за работой учащихся. 

Групповой способ состоит  в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая группа по заданию  учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают в  основной части урока в тех  случаях, когда для занятий одним  видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через  определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание  учителя. 

В каждой группе назначается  старший, который наблюдает за детьми во время занятий. 

Деление на группы чаще всего проводится путем расчета  по два, по три или перестроением  из колонны по одному в колонну  по два, по три последовательными  поворотами. Возможно деление на группы, в основе которых будут пионерские звенья. 

На уроке группы располагаются так, чтобы одна группа не мешала другой. 

Групповой способ может  применяться только после того, как  дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям. 

Индивидуальный способ заключается в том, что каждый учащийся выполняет упражнение, а  остальные наблюдают. Такой способ применяется в учетных уроках. Он позволяет учителю после выполнения каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее выполнение упражнения, на недостатки и ошибки, что очень важно в  образовательном и воспитательном отношении. 

Информация о работе Физическое воспитание в школе