Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель – выявление развития теории и практики физического воспитания средствами подвижных игр в республике, тенденций на формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- дать характеристику разработки теории физического воспитания и ее влияние на практику дошкольных учреждений.
- рассмотреть состояние практики подвижных игр дошкольников в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
- определить основные педагогические условия, способствующие успешному осуществлению и дальнейшему совершенствованию физических качеств детей.
Введение
Глава 1 Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
После проведения контрольного среза в конце года были получены следующие результаты:
Диаграмма 6 Сравнительная
диаграмма экспериментальной
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе прирост всех показателей выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают тренировочный эффект в рамках коротких программ.
Эксперимент подтверждает предположения ряда исследователей о рациональности развития скоростно-силовых качеств в старшем дошкольном возрасте.
Эффективность использования подвижных игр в физическом воспитании дошкольников возрастает, если они дифференцированы по сопряженному развитию физических и психических качеств.
Сопряженное развитие силы и психических качеств в процессе физического воспитания дошкольников позволяет в течение года учебных занятий ускорить процесс физического и психического совершенствования детей 5 — 6 лет. Однако только комплекс различных тестов в силовой подготовке не дает возможности в полной мере выявить возрастные и половые особенности ее влияния на процесс психического развития. Необходимы исследования с использованием всех физических качеств.
Рекомендации
В качестве рекомендаций
можно предложить использование
на занятиях физической культуры использовать
вариативную программу «Сары-
Также можно использовать новую российскую программу «Игровой стретчинг», разработанную в Санкт-Петербурге. Стретчинг – это система статистических растяжек. [38]
Упражнение методики строятся, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Упражнения отличаются от ЛФК большей статикой своего выполнения, более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрации и релаксации, дыхательных упражнений.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижают опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Методика стретчинга
не имеет возрастных ограничений, можно
начинать с четырех лет. Очень
важно заниматься с детьми именно
дошкольного возраста, тем более,
что в дошкольных учреждениях
дети обучаются упражнениям
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными. Сюжетно-ролевые игры на занятиях не должны повторяться в течении 3-х лет. Воспитатель учит удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.
Заключение
Известно, что для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Критические периоды в развитии ребенка (по Л.С. Выготскому) — 1, 2, 3 года и 6 — 7 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.
Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания.
Цель нашей работы заключалась в разработке методики развития физических качеств в процессе физического воспитания дошкольников 5 — 6 лет на основе применения традиционных подвижных игр.
Старший школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоростно-силовые.
Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на занятиях физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате дошкольники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие физических качеств.
Перед началом эксперимента на занятиях физической культуры дети старшего дошкольного возраста двух групп выполняли тесты скоростно-силовой направленности для подготовки организма к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.
Экспертной оценке были подвергнуты 168 игр для пяти и шестилетнего возраста. На основании этого были выявлены подвижные игры с преимущественным развитием физических качеств. Скоростно-силовая подготовленность детей 5 — 6 лет оценивалась с помощью следующих тестов: метания на дальность, прыжки в длину, ходьба, бег, лазание.
На начало эксперимента группы по всем показателям статистически не отличались.
При сравнении
показателей тестов участников контрольной
и экспериментальной групп по
окончании основного
При просмотре планов-конспектов занятий физической культурой в 2 группах в период эксперимента и при проведении анализа этих занятий выяснилось, что в основной части урока планировались и проводились упражнения для развития скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса.
После проведения
исследования физических качеств контрольной
и экспериментальной групп было
выявлено, что результаты экспериментальной
группы превышают результаты контрольной.
Также качественные показатели, из
таблиц четко видно, в экспериментальной
группе превышают качественные показатели
в контрольной группе. Особое внимание
в физкультурно-оздоровительной и исследовательской
работах уделялось малоактивным детям.
Физкультурно-оздоровительная работа
по данной методике и индивидуально-
Список использованной литературы
1. Кильпио Н.Н.
«80 игр воспитателю детского сада»
2. Жарикбаев К. Б. , Калиев С.К. / Антология педагогической мысли Казахстана./ - Алматы: Рауап, 1996 – с.261.
3. Таникеев М. Т. / Казахские национальные виды спорта и игры. Алма – Ата, 1957. – с.11
4. Степаненкова
Э. Методика физического
5. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.:1976г.
6. Шишкина В.А. «Движение + движения». Книга для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1992г., 96с.
7. Гейнисман
МЛ. Развитие основных
8. Ленерт Г.,
Лахман И. «Спортивные игры
и упражнения для детей
9. Фатеева Л.П. «300 подвижных игр для младших школьников» Ярославль «Академия развития» 1986г., 79с.
10. Фролов В.Г.,
Юрко Г.П. «Физкультурные
11. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века. – Алматы: Атамура, 1999. С.240.
12. Физическая культура //Научно-методический журнал. М.: 2002г., №4.
13. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М.: «Просвещение», 1986г. 159с.
14. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» М.: «Просвещение», 1986г. 159с.
15. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: 1983г.
16. Адашкявичене
Э.Й. «Баскетбол для
17. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: 1974г.
18. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) /Автор – составитель Фомина и др. – Волгоград: Учитель, 2004 – 96с.
19. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: 2005г.
20. Голицына
Н.С. Нетрадиционные занятия
21. Богуславская
З.М., Смирнова Е.О. Развивающие
игры для детей младшего
22. Физическая
подготовка детей 5-6 лет к занятиям
в школе. Под ред. Кенеман
А.В. Кистяковской М.Ю,
23. Осокина Т.И.
«Физическая культура в
24. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. «Игры и развлечения на воздухе». М.: «Просвещение» 1981г.
25. Сайкина Е.Г.,
Фирилева Ж.Е. «Физкульт-
26. Погадаев
Г.И. «Физкульт-Ура!»
27. Давыдов В.Ю. и др. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 1991г.).- Волгоград, 1993, с. 13-28.
28. Физическая культура //Научно-методический журнал. М.: 2003г., №1.
29. Физическая культура
в семье, ДОУ и начальной
школе: Программа и
30. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье// Физическая культура: восп., образов., тренир.1997, № 3.
31. Физическая культура
в школе//Научно-методический
32. Физическая культура //Научно-методический журнал. М.: 2002г., №3.
33. Вильчковский Ю.В.
34. Бабасян М.Л.
Исследование методики
35. Бальсевич В.К. Теоретико-
36. Программа «Балбобек» Минобразование РК от 26.10.1996
37. Вариативная программа «Сары-Арка».
38. Программа «Игровой стретчинг». Санкт-Петербург
39. Бальсевич В.К., Запорожанов
В.А. Физическая активность
40. Бекина С.И. и др. «Музыка и движение» М.: «Просвещение», 1984г., 288с.
41. Лях В.И. Сенситивные
периоды развития
42. Основы математической статистики: Учеб, пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. — М.: ФиС, 1990. — 176 с.
43. Физическая культура в школе//Научно-методический журнал. М.: №7, 2005г.
44. Физическая культура
в школе//Научно-методический
Информация о работе Физкультура для детей дошкольного возраста