Физкультура для детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявление развития теории и практики физического воспитания средствами подвижных игр в республике, тенденций на формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- дать характеристику разработки теории физического воспитания и ее влияние на практику дошкольных учреждений.
- рассмотреть состояние практики подвижных игр дошкольников в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
- определить основные педагогические условия, способствующие успешному осуществлению и дальнейшему совершенствованию физических качеств детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая физкультура.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Кто самый меткий

Воспитатель делит  группу детей на 4—5 звеньев. У одной  из сторон комнаты (площадки) проводится черта, а на расстоянии 3 м от нее  ставятся 4-5 (по количеству звеньев) одинаковых мишеней (щиты с нарисованным кругом, вертящаяся цель) или между двумя стойками натягивается шнур, к которому подвешиваются 4—5 обручей. Дети, по одному из каждого звена, выходят на линию и бросают мешочек с песком, стараясь попасть в цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все бросили мешочки по одному разу, подсчитывается количество очков в каждом звене. Звено, получившее большее количество очков, считается победившим. Игру можно продолжить, предложив выявить самого меткого. Для этого все дети, получившие очко, снова бросают в цель, но уже с большего расстояния (3,5м). Не попавшие в цель выходят из игры, а оставшимся можно предложить цель меньшего диаметра. Игра кончается, когда остаются 1—2 самых метких ребенка.

Чье звено скорее соберется?

Дети распределяются на 3—4 звена с одинаковым числом играющих; им дают флажки 3—4 цветов. В разных концах площадки (комнаты) или по одной стороне ставятся на подставках 3—4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом,своего цвета. Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен и они начинают ходить или бегать врассыпную по площадке (комнате). Движения детей меняются в зависимости от ритма и темпа, который дает воспитатель. По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну, лицом к флагу. Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

Варианты игры. а) После сигнала воспитателя  «На места!» дети бегут к флагу, но строятся уже не в колонну, а  в кружок или шеренгу, в зависимости  от того, какое слово добавил воспитатель  после сигнала, например: «На места  — в круг!», «На места—в шеренгу!»; б) В момент ходьбы или бега врассыпную воспитатель говорит: «Стой!» По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и бегут строиться к своему флагу.

Бери  ленту

Играющие строятся по кругу. Каждый прикрепляет сзади  к поясу или вороту полоску (ленточку) из цветного материала В центре круга  становится ловишка, назначенный воспитателем. По сигналу воспитателя «Беги!»  дети разбегаются. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь ленточку Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Волк во рву

По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70—100 см одна от другой — это ров. У одной из сторон площадки (комнаты) на расстоянии одного-двух шагов от нее очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного из играющих «волком», остальные изображают коз. Все козы располагаются в доме, а волк становится в ров. По сигналу воспитателя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы перебегают на другую сторону площадки — в дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать (коснуться) Пойманные отходят в конец рва. После 2—3 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается другой волк (но не из числа пойманных).

Вариант игры. Во рву находится не один, а два  волка. Чертятся два рва (расстояние между ними 3—4 м) в каждом — по одному волку

На конец  года:

Перелет птиц

Дети стоят  врассыпную на одном конце площадки (комнаты) Они — птицы. На другом конце площадки помещается вышка или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к вышке (гимнастической стенке) и влезают на нее («птицы скрываются от бури на деревьях»). Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», дети спускаются с вышки и снова бегают («птицы продолжают полет»). Во время игры воспитатель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь детям.

Не  довай мяч водящему

Все играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук. Один назначается водящим. Он идет в  середину круга. У стоящих по кругу  большой мяч. Играющие перебрасывают мяч в разных направлениях по воздуху и по земле с тем, чтобы водящий не мог коснуться мяча. Водящий, бегая в середине, круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если водящему удается коснуться мяча, то на его место идет ребенок, при броске которого мяч запятнан. Водящий становится на его место.

Правила игры. Мяч  можно перебрасывать по воздуху (не выше поднятых вверх рук), и перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны быстро поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.

Путешествие на корабле

Дети строятся в две шеренги у одной из сторон площадки (комнаты) — это  корабль. Капитан корабля (воспитатель) объявляет: «Приготовиться к выходу на берег, справа земля!» Все дети должны повернуться направо, приготавливаясь к выходу. Тот, кто повернет в другую сторону, лишается выхода на берег и остается на корабле (отходит в сторону). Все остальные идут парами (можно с песней или под удары в бубен) и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль (возвращаются к месту начального построения) и снова строятся в две шеренги. Дети, которые оставались на корабле, включаются в игру, становясь на свои места в шеренгах. На слова воспитателя: «Приготовиться к выходу, слева земля!» дети поворачиваются налево и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль и перестраиваются в две шеренги. Название сторон («справа», «слева») надо не только чередовать, но и давать вразбивку.

Ловля бабочек

Воспитатель выбирает четырех играющих, это — дети с сачками. Остальные играющие — бабочки. Дети с сачками отходят в сторону. Около них воспитатель очерчивает место для пойманных бабочек. По сигналу «Летите!» все бабочки разлетаются (разбегаются) по площадке. По сигналу «Лови!» дети с сачками (двое детей, держась за руки) ловят бабочек — соединяют руки вокруг бабочки и затем отводят ее в условленное место. В то время, когда они уводят пойманного, воспитатель говорит; «Бабочки сели на цветы» Бабочки быстро приседают. По сигналу «Летите!» бабочки снова разлетаются. Когда поймано 3—5 бабочек, отмечается, какая пара поймала больше. Затем выбирают других детей с сачками, и игра возобновляется.

Правила игры. Пойманным  считается тот, кого дети сумели окружить и обхватить сомкнутыми руками. Ловить, можно только по сигналу воспитателя «Лови!»

С кочки  на кочку

В середине площадки проводятся две параллельные линии  на расстоянии 4—5 м одна от другой, это — «болото». Воспитатель распределяет детей на звенья, вызывает по одному ребенку от каждого звена и предлагает им встать на линию (берег) Перед каждым ребенком по направлению к противоположной линии на болоте чертятся кружки (кочки) диаметром 25—30 см, на расстоянии 10, 20, 30 см один от другого. Воспитатель предлагает перебраться на противоположную сторону болота, прыгая с кочки на кочку. Прыгать надо на середину кочки. Наступивший на край кочки считается «промочившим ноги» и выходит из игры. Выигрывает очко тот, кто первый достиг противоположной стороны. Затем снова вызывают детей по одному из каждого звена. В конце игры подсчитывается количество очков у каждого звена. Звено, получившее большее количество очков, считается победителем.

2.2 Диагностика  физической подготовленности детей  5-6 лет

Опытно-экспериментальная  работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста физических качеств в себя несколько этапов:

- подготовка  проведения эксперимента;

-констатирующий  срез по выявлению уровня сформированности  физических навыков у детей  старшего дошкольного возраста;

- формирующий  эксперимент по развитию у детей физических качеств;

- контрольный  срез по выявлению результативности  формирующего эксперимента.

Была поставлена цель - определить уровень сформированности физических навыков у детей в  старших группах детского сада, провести эксперимент по развитию физических качеств. Основной задачей формирующего эксперимента является улучшение показателей констатирующего эксперимента. После проведения контрольного эксперимента на основе результатов подготовить рекомендации.

Задачи исследования определили выбор методов: наблюдение, эксперимент, тесты.

К основным показателям, характеризующим физические качества ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести:

- сила;

- выносливость;

- быстрота;

- гибкость;

- ловкость.

Исследование  задействовало 2 старшие группы «Пчелка» и «Тигренок» воспитанников детского сада «Батыр» №2. В группах по 22 ребенка.

Для того, чтобы  определить исходный уровень сформированности Физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень сформированности физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок старшего дошкольного возраста (Приложение 1,2).

Показатели  физических качеств определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.

В результате анализа  результатов видно, что в группе присутствуют дети с отличным уровнем  сформированности физических качеств, но в основном у всех детей уровень  сформированности физических качеств  по всем показателям хороший. В группах есть дети, у которых уровень сформированности физических качеств плохой. (Приложение 3)

Была выведена общая диаграмма по физическим качествам  старших дошкольников экспериментальной  группы «Пчелка» и контрольной группы «Тигренок».

Таблица 1 Общая  таблица физических качеств экспериментальной группы "Пчелка" на начало года

Физический  показатель

%

Быстрота

25

Гибкость

19

Ловкость

24

Сила

23

Выносливость

28


Диаграмма 1 Уровень  сформированности физических качеств  экспериментальной группы «Пчелка» на начало года

Таблица 2 Общая  таблица физических качеств контрольной  группы "Тигренок" на начало года

Физический  показатель

%

Быстрота

23

Гибкость

18

Ловкость

28

Сила

25

Выносливость

25


Диаграмма 2 Уровень  сформированности физических качеств  контрольной группы «Тигренок» на начало года

 

В процессе констатирующего  эксперимента по выявлению уровня сформированности физических качеств были также проведены  подвижные игры и тесты и получены следующие результаты.

Таблица 3 Общая  таблица физических качеств экспериментальной группы "Пчелка" на конец года

Физический  показатель

%

Быстрота

44

Гибкость

58

Ловкость

49

Сила

40

Выносливость

45


Диаграмма 3 Уровень  сформированности физических качеств  экспериментальной группы «Пчелка» на конец года

Таблица 4 Общая  таблица физических качеств контрольной группы "Тигренок" на конец года

Физический  показатель

%

Быстрота

35

Гибкость

34

Ловкость

31

Сила

32

Выносливость

30


 

Диаграмма 4 Уровень  сформированности физических качеств  контрольной группы «Тигренок» на конец года

Формирующий эксперимент  включал в себя разработку и проведение системы занятий, обучающих основным движениям и развитию физических качеств старших дошкольников с  помощью подвижных и спортивных игр. Проведение формирующего эксперимента осуществлялось следующими путями:

1. Использования  всех многочисленных поводов,  которые в изобилии доставляет  повседневная жизнь детей в  коллективе и различные виды  детской деятельности.

2. Путь, тесно  связанный с первым - игры и  занятия на развитие физических  качеств детей старшего дошкольного возраста.

Если в первом случае развитие физических качеств  происходило попутно, то во втором - работа по развитию физических качеств  детей старшего дошкольного возраста носила целенаправленных характер.

Игры использовались во всех формах работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

Игровая форма  развития физических качеств повышала настроение детей способствовала проведению подвижных и спортивных игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию физических качеств, таких как силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

2.3 Сравнительный  анализ результатов исследования

Исследования  проводились с участием детей 5 — 6 лет. Исходное физическое состояние детей этого возраста во многом зависело от того, как они развивались в предшествующие годы. Собственный многолетний практический опыт работы в дошкольных учреждения, а также анализ воспитательной работы позволяют говорить о том, что во многих случаях физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физического развития ребенка.

Сравнивая результаты экспериментальной группы «Пчелка» и контрольной группы «Тигренок» на начало года наблюдается незначительное различие уровня развития физических качеств в группах.

Диаграмма 5 Сравнительная  диаграмма экспериментальной группы «Пчелка» и контрольной группы «Тигренок» на начало года

Во время  формирующего эксперимента в экспериментальной  группе «Пчелка» проводились занятия физической культурой по другой программе. Использовалась вариативная программа «Сары-Арка», программа «Балбобек», спортивные игры на развитие физических качеств старшего дошкольника. В контрольной группе «Тигренок» проводились занятия по обычной программе физической культуры.

Информация о работе Физкультура для детей дошкольного возраста