Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель – выявление развития теории и практики физического воспитания средствами подвижных игр в республике, тенденций на формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- дать характеристику разработки теории физического воспитания и ее влияние на практику дошкольных учреждений.
- рассмотреть состояние практики подвижных игр дошкольников в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
- определить основные педагогические условия, способствующие успешному осуществлению и дальнейшему совершенствованию физических качеств детей.
Введение
Глава 1 Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Первым, собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим их воспитательно – развивающее значение и высказавшим ценные педагогические мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал о стимулирующей роли игр, вооружавших детские чувства яркими впечатлениями об окружающей действительности, - началу познавательного процесса. [10, с.127]
Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями малыша. Бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Сейчас, когда наша республика стала независимой, неуклонно происходит возрождение древней культуры, развиваются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие пласты, куда относятся и народные игры. Казахстан - республика многонациональная, в ней проживают представители более ста наций и народностей. Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге "На пороге XXI века" пишет: "Лишь при достойном отношении к другой национальной культуре возмещен настоящий гражданский мир. Казахи глубоко освоили русскую культуру, но и богатейшая казахская культура не должно оставаться тайной за семью печатями для всех этносов, проживающих в Казахстане". [11, с.89]
В этом отношении народные игры казахов является культурным наследием, которое веками использовалось как средство воспитания подрастающего поколения. Природа народных игр является объектом изучения нескольких наук.
Наличие этнографических, эти о педагогических, психологических и педагогических исследований, разработанных педагогических и психологических теорий детских игр определяют их место и значение в формировании личности. В педагогической науке игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
В народной педагогике игра как один из видов деятельности имеет особое значение, используется взрослыми в целях воспитания, обучения. Также она является средством общения. Воспитательное значение игр высоко оценили педагоги-классики Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. И неслучайно игры были объектами исследования известных историков К.Акишева, А Агапова, Л.Артемьева, этнографов В. Радлова, А Дизаева, европейских путешественников. Игры изучены и казахстанскими исследователями Б. Доскараевой, М.Турускелдиной, Е. Сагындыковым, А.Кураловым, К Оспановой и др. [2, с.6]. Передовые представители культуры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного юрода.
Благодаря вышеуказанным авторам, казахские народные игры как средство воспитания успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс.
Параллельно дети
должны знакомиться с особенностями
жизни не только своего народа, но и
других народов, живущих рядом. Так
создается эмоционально-
Фундамент теории игры как важнейшего средства воспитания детей заложили исследования ученых Е.И.Тихеева, РЯ.Лехтман-Абрамовича, А.П Усовой, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Х.Т Шерьяздановой и др [12, с.16]
По утверждению
вышеизложенных исследователей, народная
игра определяется как исторически
возникший вид деятельности детей,
заключающийся в
Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский, считая народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.
По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений».
Виднейшие педагоги – Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерев и др. – подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка игра имеет первостепенное значение как деятельность, отвечающая его возрастным потребностям, и как средство всестороннего развития. [12, с.17]
Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.
Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а формы игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действие в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия»; эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
В своей известной «теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения.
Соревнования в игре Лесгафт также отрицал из нравственных соображений: они порождают стремление в личной победе. [5, с.89]
В настоящее время они используются потому, что соревнования как метод вызывают интерес, эмоциональный подъем стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует совершенствованию двигательных навыков. Однако и сейчас в играх дошкольников элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены физические силы и возможности детей и продуманы приемы руководства.
Основные положения П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В.Гориневским. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально – волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл.
Е.А.Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. [13, с.115]
Преимущество игры среди различных физических упражнений он видел в эмоциональной насыщенности, предающей ей особую привлекателность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов ( бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движения; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д.
Чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею.
В настоящее время проблема подвижной игры как средство всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников, имеются труды (А.И.Быковой, М.М.Конторович и Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артемовой и др. авторов).
Подвижной игре посвящены статьи и книги практических работников, отражающие передовой опыт: по проблеме содержания и методике игр с элементами спортивных игр – В.И. Васюковой, Н.Г Кожевниковой, Т.К. Лобовой, проблеме содержания и методике подвижных игр – Е.А.Ароновой, К.В.Вербицкой, Н.Н Кильпио, Л.А Киселевой и мн. др. [14, с.112]
Одна из характерных особенностей подвижных игр – стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребностей в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядно положительного результата – выигрыша.
Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.
Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.
В подвижных играх, как подчеркивала А.Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне – соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность- комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В подвижных
играх ребенку приходится самому
решать, как действовать, чтобы достигнуть
цели. Быстрая и порой неожиданная см
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости .
Активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.
Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается
общая координация движения, развивается
способность целенаправленно
Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения , качества, навыки детей 5-6 лет повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Таким образом, содержание игр обогащает представление детей, активизирует наблюдательность, мышление воображение, внимание, а также развивает память, сообразительность и находчивость. [15, с.46]
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности – все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни.
Подвижные игры следует отличать от имитационных и игровых упражнений.
Имитационные
игры - это самостоятельная двигательн
Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других. [5, с.43]
В подвижных играх, как уже говорилось, ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях, подчиняя свое поведение заранее установленным правилам.
Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные.
Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр являются разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр по сравнению с подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. [16, с.5]
Информация о работе Физкультура для детей дошкольного возраста