Физкультура для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..2
1. Опорно-двигательный аппарат и его заболевания…………….4
1.1. Определение опорно-двигательного аппарата………………4
1.2. Причины заболевания опорно-двигательного аппарата…….7
2. Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………11
2.1. Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата…11
2.2. Общие упражнения для подвижности суставов………………14
2.3. Режимы двигательной активности больных при нарушениях осанки и сколиозе………………………………………………………………..16
2.4. ЛФК в комплексной реабилитации больных при нарушениях осанки и сколиозе…………………………………………………………………18
2.5. Разгрузка позвоночника……………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………32
Список литературы ……………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

на печать.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

2.4.3. Деторсионные упражнения

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вогнутости — отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза — отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При отведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упражнение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба.

Коррекция торсии позвонков осуществляется следующим образом. При правостороннем грудном сколиозе в условиях фиксации поясничного отдела позвоночника и таза производят упражнения с поворотом плечевого пояса и правой руки с права налево, так как торсия позвонков имеется в направлении слева направо. Деторсионные упражнения для поясничного отдела позвоночника осуществляются путем поворота поясницы, таза и ног слева направо при фиксации грудного отдела позвоночника.

В качестве примера приводим упражнения, применяющиеся  при Sобразном сколиозе (правостороннем грудном, левостороннем поясничном). Для коррекции деформации используются асимметричные упражнения: поднятие левой руки левой ноги, наклоны влево для исправления поясничной кривизны, при этом левую руку поднимают вверх и заводят, а голову, ладонью правой руки оказывают давление на реберный горб, голову и плечи наклоняют вправо. Коррекция поясничной кривизны осуществляется также при фиксированном грудном отделе позвоночника с помощью отклонения таза и ног влево.

С целью  коррекции грудной кривизны наклоны  туловища производят вправо, используя  при этом асимметричное положение  рук. Коррекция торсионной деформации поясничного отдела позвоночника осуществляется в положении лежа на спине при фиксации головы, рук и груди с помощью сгибания и забрасывания левой ноги на правую. Для исправления торсионной деформации грудного отдела позвоночника при фиксации ног, таза, поясничного отдела позвоночника производятся повороты туловища, плеч, рук, головы справа налево. Возможна одновременная коррекция обоих торсионных искривлений. Для этого ребенок из положения, лежа на левом боку вытянутой рукой и согнутой в тазобедренном и коленном суставах левой ногой осуществляет поворот правого плеча и груди вперед, а правой выпрямленной ногой и тазом назад. Кроме того, в исходном положении стоя левую ногу фиксируют впереди правой, левую руку поднимают вверх, правую помещают на грудь, при этом производят поворот руки и плечевого пояса влево, а таза вправо.

При грудопоясничном  типе сколиоза с вершиной дуги искривления  на уровне XI—XII грудных позвонков  целесообразна тренировка пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне позвоночника по И. И. Кону. В исходном положении лежа на спине, бедро и голень сгибают под углом 90°. На бедра надевают манжету, соединенную через блок с грузом. Упражнения проводят путем сгибания бедра до острого угла. Величина груза, приложенная к манжетке бедра, составляет 3—5 кг, число упражнений 15—20. Через 3 месяца число упражнений увеличивают вдвое, через 6 месяцев — втрое. Изометрическую тренировку пояснично-подвздошной мышцы проводят из того же исходного положения путем удержания груза величиной 8—15 кг в течение 10 с. За 3 месяца лечения время удержания груза доводят постепенно до 30 с, за 6 месяцев – до 1 мин. Этот метод лечения способствует уменьшению наклона поясничного отдела позвоночника на стороне тренировки пояснично-подвздошной мышцы. 
 

2.5. Разгрузка  позвоночника

Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для  специального и локального воздействия  на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

В период роста ребенка искривление позвоночника может увеличиваться изза перегрузки ростковых хрящей. Поэтому разгрузкой позвоночника предусматривается уменьшение давления на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны искривления, создание равномерного давления на замыкающие пластинки позвонков. Для разгрузки позвоночника и коррекции его деформации на время устных и письменных школьных занятий дети принимают положение лежа, спят в гипсовых кроватках, носят функциональные корригирующие корсеты.

Разгрузка позвоночника достигается тем, что  в течение большей части дня  пациенты находятся в положении  лежа. Во время проведения школьных занятий и выполнения домашних заданий  дети лежат на медицинских кушетках. Письменные уроки они выполняют  в положении лежа на животе, слегка упираясь локтями о кушетку. Во время  школьных занятий под грудь ребенку  подкладывают клиновидную подушку, изготовленную из толстой фанеры и покрытую поролоном и дерматином. Подставка соответствует следующим  размерам: высота ее равняется длине  плеча ребенка, длина  расстоянию от подбородка до XII ребра плюс 2 см, ширина — расстоянию между плечевыми  суставами. Во время устных уроков дети могут находиться в положении  на спине, подставку подкладывают под  голову и верхнюю часть спины.

Разгрузка позвоночника также может достигаться  вследствие расслабления и растягивания мышц, принимающие активное участие  в поддержании правильной осанки.

Научить ребенка расслабляться нередко  является самой трудной задачей  в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Эта задача требует определенного  опыта в обращении со своими мышцами, умения управлять степенью их напряжения. Важно не только научиться расслаблять  мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в  движении, — и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. Расслабление снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности  после тренировки. Особенно важно  научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом — это необходимое условие формирования правильной осанки.

При расслаблении снижается тонус не только скелетных  мышц, но и гладкой мускулатуры  внутренних органов в соответствующих  зонах. Упражнения в расслаблении —  прекрасный способ тренировки тормозных  реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры  всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую  нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.

Чтобы проверить, расслабил ли ребенок  мышцы, можно надавить на них и  почувствовать снижение мышечного  тонуса (расслабляясь, мышцы становятся мягче).

Тонус мышц можно проверить и с помощью  пассивных движений — взять конечность ребенка руки и подвигать ею. Расслабленные  конечности не сопротивляются и не помогают пассивным движениям; если расслабленную руку или ногу приподнять и резко отпустить, она не задерживается  в воздухе, а безвольно падает. Пока навык расслабления не будет  выработан, необходимо постоянно проверять, правильно ли ребенок выполнил упражнение, полностью ли расслаблены его мышцы.

Расслабить  мышцы необходимо не только после  нагрузки, но и перед ней. Это относится  и к каждому занятию, и к  курсу тренировки в целом.

Чтобы облегчить расслабление, обучение начинают в удобном исходном положении, лучше  всего — лежа на спине. Ощущение расслабления мышц можно вызвать  у ребенка по контрасту с чувством их напряжения: «Напряги руку... а теперь расслабь».

Расслабление  облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями.

Эластичность  мышц тесно связана с гибкостью  позвоночника. Если подвижность позвоночника в соответствующем отделе нормальная или немного выше нормы, дополнительно  растягивать мышцы не следует.

Одновременно  с растягиванием необходимо укреплять  мышцы-антагонисты, напряжение которых обеспечивает выполнение движений во время упражнений на растягивание. 
 
 
 
 
 

 

                                         

                                               Заключение

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских  лет и до глубокой старости человек  в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие  самое разнообразное воздействие  на все его системы. Они рождают  чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается какимлибо видом спорта.

Здоровье  человека будет в первую очередь  зависеть от стиля жизни, который  в большей степени носит персонифицированный  характер и определяется историческими  и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы  закаливания  солнце, свежий воздух.

Плохая  осанка – основное нарушение опорнодвигательного аппарата. Плохая осанка  признак нездоровья вашего ребенка. Сколиоз – это не просто нарушение осанки ребенка вследствие искривления позвоночника. Недаром врачи, практикующие методами дальневосточной медицины, называют позвоночник "древом жизни", да и традиционная медицина пришла к выводу, что позвоночник связан с жизненно важными внутренними органами и нарушение его работы влечет за собой поражение почек, печени, сердца и т. п. Поэтому с полным основанием можно говорить: если вашему ребенку поставили диагноз "сколиоз", это очень серьезно. И если вы хотите, чтобы ребенок вырос здоровым и не потерял с детства способности радоваться жизни, его нужно лечить. Не ограничиваясь визитами к врачам, необходимо внести изменения в его образ жизни, но ни в коем случае не заниматься самолечением и не обращаться за помощью к специалистам, квалификация которых вызывает у вас недоверие.

Тысячи  лет человечество искало чудесный эликсир  жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять  земель. А он оказался гораздо ближе  это физическая культура, дающая людям  здоровье, радость, ощущение полноты  жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все  остальное.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1) курс  физической реабилитации больных  сколиозом способствует укреплению  мышц спины, боковых мышц туловища  и особенно живота;

2) при  физических упражнениях нормализуется  тонус мышц;

На основе собственных результатов исследований и анализа литературных источников можно сказать, что физическая реабилитация повышает функциональные резервы и  защитные силы организма. Адекватно  подобранные средства и методы физической реабилитации улучшают трофику органов  и тканей, ведут к более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Упражнения  по физической культуре имеют целью  профилактическое, корригирующее и  тонизирующее действие.

Сложность определения и сочетания конкретных физических упражнений, последовательность их выполнения на занятиях заставляют учитывать комплексный характер воздействия упражнений на занимающихся.

Жизнь – это движение.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список литературы

1.            Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРАМ, 2003.

2.            Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология.  2004.  N 2.  С. 5859

3.            Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.

4.            Домашняя медицинская энциклопедия. Главный редактор Покровский  В. И., Москва: «Медицина», 1993 г.

Информация о работе Физкультура для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата