Функциональная подготовленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Само понятие.docx

— 102.04 Кб (Скачать)

  Само  понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.

  В этом плане наиболее точно и полно  понятие «функциональная подготовленность»  отражает следующее определение:«Функциональная подготовленность спортсменов – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности».

  Наиболее  всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В. С. Фоминым. Применительно к спорту функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

  В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку, что  позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.

  Имея  в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью  большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление  какого-либо из этих органов, а как  отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата. При этом обязательно следует  помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет  специфична.

  Иногда  отождествляют функциональную и  физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность. Еще один компонент функциональной подготовленности – энергетический, т. е. уровень развития основных механизмов энергообеспечения, который является основой и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует отметить, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе связаны с выполнением двигательного акта.

  Отсюда  следует вывод, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством – мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т. е. физическими упражнениями.

  Ю. В. Верхошанский (1988) отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации.

  В связи  с этим основное внимание в тренировочном  процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.

  Развитие  всех сторон функциональной подготовленности спортсмена предопределяет организацию высокоэффективного тренировочного процесса. В свою очередь, оптимизация тренировки в спорте должна базироваться на применении научно обоснованных средств и методов при обязательном учете специфики деятельности и факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность.

  В современном  спорте наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, все более насущной становится задача адекватной функциональной подготовки игроков, способной обеспечивать высокую специальную работоспособность на протяжении всего сезона. Решение данных вопросов только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок ограничивается как биологическими возможностями человека, так и социальными факторами. Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений, в разработке эффективных и педагогически целесообразных методик срочного и отставленного восстановления. Обе эти стороны единого тренировочного процесса должны организовываться и управляться на основе адекватного контроля как степени воздействия нагрузок, так и эффективности восстановительных процессов.

  Все большее  значение приобретает индивидуализация и дифференцировка процесса функциональной подготовки спортсменов. Это касается и дифференцировки в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации.

Проблема  оптимизации функциональной подготовленности спортсменов.

  На  современном этапе развития спортивная тренировка характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок. Объем  и интенсивность тренировочной  работы достигли критических величин, дальнейший рост которых лимитируется как биологическими возможностями  организма человека, так и социальными  факторами (В. Н. Платонов, 1997).

  В настоящее  время основные задачи по достижению оптимальной адаптации организма  к мышечным нагрузкам в условиях оперативной тренировки не могут  эффективно решаться без дополнительной разработки и обоснования новых  методов воздействия и использования  адаптогенных средств. Привлечение эффективных современных, научно обоснованных технологий в сочетании с рациональной системой комплексного контроля может позволить значительно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутых объеме и интенсивности тренировочных нагрузок.

  Весь  процесс спортивной тренировки можно  представить как взаимодействие двух основных факторов, обусловливающих  повышение уровня адаптированности спортсменов. Один из таких факторов — физическая нагрузка, выступающая в качестве основного раздражителя – адаптогенного агента, вызывающего соответствующие функциональные реакции. Другим фактором является эффективность восстановления, в течение которого происходит закрепление функциональных и структурных изменений в организме.

  Система управления спортивной тренировкой  определяет сочетание этих двух факторов с учётом различных параметров. Основная задача системы управления — координация всех сторон развития адаптации, которая может быть решена только на основе системы комплексного контроля как степени воздействия тренировочных нагрузок на организм и глубину его ответных реакций, так и эффективности протекания восстановительных процессов и развития морфофункциональных изменений.

  На  основании вышеизложенного становится очевидным, что проблема повышения  эффективности тренировочного процесса может быть решена путем оптимизации  всех ее сторон – повышения степени  воздействия тренировочных нагрузок и совершенствования восстановительных  процессов при рационализации системы  адекватного комплексного контроля.

  В настоящее  время совершенствование управления может быть осуществлено именно на основе оптимизации функционирования каждого звена этой системы. Поиск оптимальных режимов тренировочных нагрузок, их интенсификация, совершенствование системы контроля влияния нагрузок на организм, поиск наиболее эффективных путей специализации и индивидуализации подготовки, разработка новых методических приемов усиления воздействия привычных мышечных нагрузок, разработка средств восстановления после тренировочных нагрузок и поддержания работоспособности в условиях соревновательной деятельности – все это является актуальнейшей задачей спортивной науки и практики.

1.1. Использование функциональных  нагрузок на организм

  Известно, что мышечные нагрузки способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма . Систематическое использование мышечных нагрузок является целенаправленным воздействием на организм, оптимизирующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышающим работоспособность. Вместе с тем эффективность адаптации может быть значительно повышена за счет использования функциональных нагрузок как на организм в целом, так и на отдельные функциональные системы, например, на дыхательную систему. Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптогенного фактора, а при использовании их совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект воздействия последних.

  Достижение  желаемых результатов возможно на основе того, что физиологические механизмы  адаптации к воздействию на человека различных факторов являются сходными. Установлено, например, что физиологические  изменения оказываются весьма сходными при воздействии гипоксии, физических нагрузок, закаливания и др. При  всех этих воздействиях в организме  возникают приспособительные реакции, направленные прежде всего на повышение неспецифической его резистентности. Ведущее место среди них занимают неспецифические реакции, в результате которых поддержание гомеостаза и выработка повышенной сопротивляемости какому-либо одному воздействию влекут за собой и одновременное возрастание устойчивости организма, и некоторые другие неблагоприятные воздействия.

  Непосредственное  воздействие на функциональные системы  организма обеспечивает создание необходимых  условий для формирования оптимальных  адаптационных перестроек и совершенствования  адаптационных механизмов.

  В качестве средств создания дополнительной нагрузки могут быть использованы методы воздействия  на дыхательную систему:

  дыхание через дополнительное «мёртвое» пространство (ДМП);

  дыхание при повышенном резистивном  и эластическом сопротивлении;

  произвольная  гиповентиляция.

  Эти воздействия  усиливают влияние тренировочных  нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных  механизмов (Б. О. Яхонтов, 1971; А. С. Солодков, А. Б. Савич, 1991; И. Н. Солопов и др., 1993; С. Н. Кучкин и др., 1996).

  Следует особо отметить, что тренировка с  использованием целенаправленных воздействий  на дыхательную функцию ранее  осуществлялось только в циклических  видах спорта (Б. О. Яхонтов, 1971; И. Н. Солопов, А. М. Шляпников, 1986; И. Н. Солопов, 1988). В игровых видах спорта и, в частности, в тренировке футболистов  эти методики практически не применялись.

  Используя в тренировке те или иные методы воздействия на дыхательную систему, необходимо учитывать иерархию включения  резервов дыхательной системы в  обеспечение аэробной производительности организма и роль различных категорий  функциональных резервов на разных этапах многолетней подготовки спортсменов. Так, на начальных этапах поготовки наиболее эффективным будет использование дыхательных упражнений, на этапе спортивного совершенствования – дыхания через ДМП и при дополнительном сопротивлении дыхательным потокам, а на этапе высшего спортивного мастерства – произвольной гиповентиляции (С. Н. Кучкин, 1986, И. Н. Солопов, 1988).

1.2. Разработка адекватных  средств эффективного  восстановления работоспособности  организма

  В настоящее  время все более актуальной становится задача разработки адекватных средств эффективного восстановления работоспособности организма спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок, достигающих критических величин.

  Оптимизация системы комплексного восстановления, направленно воздействующей на функциональное состояние спортсменов, является основой  сохранения высокого уровня работоспособности  и предотвращения перенапряжений (Т. Н. Макарова, 1982).

  Спортивная  работоспособность может характеризоваться  работой физиологических функциональных систем, резервы которых мобилизуются и через систему чисто физиологических, и через систему психических  и спортивно-технических резервов, которые, в свою очередь, формируются  и реализуются на биологической  основе. Из этого следует, что восстановительные  процессы не только способствуют сохранению необходимого уровня работоспособности, но и обеспечивают возможность выполнения дополнительной физической нагрузки и  адаптацию к экстремальным факторам внешней среды (А. С. Мозжухин и др., 1984).

  В результате исследований было установлено, что  восстановительные процессы в зависимости  от их направленности в одних случаях  могут обеспечить рост работоспособности, а в других – привести к ее снижению. При этом в организме  могут развиваться два противоположных  состояния: нарастание тренированности  – если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов – или переутомление – если восстановления энергетических ресурсов не происходит. Однако следует учитывать, что в определенные периоды целесообразно  проводить тренировочные занятия  на фоне неполного восстановления, так как это стимулирует увеличение функциональных возможностей организма  и повышение работоспособности (В. И. Дубровский, 1991).

Информация о работе Функциональная подготовленность