Функциональная подготовленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Само понятие.docx

— 102.04 Кб (Скачать)

  Определяющим  положением современного процесса специальной  тренировки спортсменов является акцент на развитие и совершенствование сильных доминирующих способностей каждого спортсмена, а не «подтягивание» слабых звеньев (В. В. Кузнецов, 1984).

  Узкая специализация спортсменов экстракласса может сочетаться с низкими показателями отдельных факторов физической работоспособности. При этом не имеет смысла повышать уровень «отстающих факторов» физической работоспособности квалифицированных спортсменов (С. В. Тихвинский, И. В. Аулик, 1979).

  Согласно  распространённой точке зрения, нужно  «подтягивать» отстающие в развитии качества до модельных характеристик. Однако практика свидетельствует о  том, что такой подход часто оказывается  далеким от реальности. Его пагубность чаще всего проявляется в процессе тренировки спортсменов, обладающих яркой  индивидуальностью. Тренер нередко  стремится повысить те возможности  спортсмена, которые во многом лимитированы генетически или сдерживаются исключительно  высоким уровнем развития других качеств. В этом случав тренировка, как правило, не только не дает положительных результатов, но и «приглушает» наиболее сильные стороны подготовленности, нивелирует индивидуальные черты спортсмена, которые являлись залогом успеха (В. В. Кузнецов, 1984).

  Современный уровень развития футбола требует более дифференцированного подхода к проблеме совершенствования функциональной подготовленности. В частности, очень важным является учёт таких факторов, каквозраст, квалификация, игровое амплуа, период подготовки, которые оказывают существенное влияние на уровень физической работоспособности (А. А. Кириллов, 1978; М. М. Шестаков, 1995; А. И. Шамардин и др., 2006).

  В этом плане весьма важно уже на ранних этапах подготовки определить сильные  и слабые стороны подготовки каждого  футболиста, в соответствии с генетической предрасположенностью определить игровую  специализацию и в дальнейшем развивать именно сильные стороны  подготовленности, необходимые для  выполнения игровой функции определенного  амплуа.

  Футболисты  разных игровых амплуа, выполняющие  в определенной степени различную  специфическую работу, имеют и  различную структуру физической подготовленности, и различный уровень  развития ее основных компонентов (Н. Д. Граевская, 1966; А. И. Шамардин, 1976; А. А. Сучилин, 1981, 1997; Л. Ф. Муравьева и др., 1984; Ф. А. Иорданская, 1997; В. Н. Шамардин, 1998; J. Bangsbo, 1998; А. И. Шамардин и др., 1999). Так, установлены различия в уровне общей физической работоспособности (А. А. Кирилов, 1978; А. И. Шамардин и др., 2000), в уровне основных механизмов энергообеспечения (М. А. Годик, Е. В. Скоморохов, 1981; Л. Ф. Муравьева и др., 1984; Ф. А. Иорданская, 1997), в развитии основных двигательных качеств (В. Н. Шамардин, В. Г. Савченко, 1997), в показателях психомоторики (А. И. Шамардин, 1976; А. А. Сучилин, 1997), в особенностях реакций системы кровообращения и сенсорных систем (Ф. А. Иорданская и др., 1984).

  Известно, что тактическая организованность в действиях футбольной команды  достигается чётким распределением функций (игровая специализация  – вратарь, крайние и центральные  защитники, игроки средней линии, крайние  и центральные нападающие) между  отдельными футболистами и объединением игровых специализаций в определённую систему. В футболе под системой понимают такую расстановку игроков, которая обеспечивает большую маневренность  и в нападении, и в обороне  в полном соответствии с индивидуальными  особенностями игроков (В. Н. Шамардин, В. Г. Савченко, 1997).

  Отмечается, что глубокая дифференциация двигательной деятельности в игре определяет эффективность  решения соревновательной задачи (В. И. Козловский, 1985). Отсюда следует, что функциональная подготовка футболистов разных амплуа должна планироваться и реализовываться в соответствии с их игровой специализацией (В. В. Дергач, 1988; Р. Аль Овайдат Раид и др., 1999). Предпринимаются попытки проведения отбора и комплектования игровых линий в зависимости от индивидуальных особенностей юных футболистов (Р. Аль Овайдат, 1999).

  На  современном занятии для каждого  игрока должны ставиться индивидуальные цели, и вместе с тем на нем  отрабатываются коллективные действия. Специалисты отмечают, что давно  пора пересмотреть традиционные взгляды  на тренировочный процесс, когда  всем игрокам даются одинаковые по объему и интенсивности нагрузки. В тренировке должны быть максимально  учтены и использованы индивидуальные возможности каждого игрока, необходимо обеспечивать формирование качеств, присущих его амплуа, учитывая при этом возможность  взаимозаменяемости игроков (Э. Женей, 1985).

  Вместе  с тем вопрос об игровой специализации  рассматривается неоднозначно. В  середине 1970-х годов была подчеркнута  тенденция универсализации действий футболистов. Однако вскоре было отмечено, что рационально и целесообразно  говорить не об универсальности футболиста, а о его разносторонности. Разносторонний футболист – это игрок, который  блестяще выполняет основные, отведенные ему функции на футбольном поле и  в то же время в зависимости  от ситуации может полноценно сыграть  на любом месте (Ю. А. Морозов, К. И. Бесков, 1977). В настоящее время бум универсализации  прошел и проблема «специализация-универсализация» в целом характеризуется как  «необходимость специализации игроков  в условиях оптимальной универсализации» (В. Н. Шамардин, В. Г. Савченко, 1997).

  Развитие  теории и практики тренировки в футболе  неизбежно приводит к тщательному  учёту в тренировочном процессе индивидуальных особенностей организма  и особенностей игровой специализации. Результаты исследований показывают определенные различия в развитии отдельных сторон физической подготовленности футболистов  разных игровых амплуа. Вследствие этого представляется целесообразным использование дифференцированного  подхода как к оценке физического  состояния и работоспособности  футболистов разной игровой специализации (Л. Ф. Муравьева и др., 1984), так и  к совершенствованию отдельных  компонентов физической подготовленности.

  Это требует  индивидуализации тренировочного процесса в плане не только технико-тактической, но и физической подготовки (А. А. Кириллов, 1978).

  Представляется, что вопрос об игровой специализации  на основе учёта индивидуальных особенностей как при определении игрового амплуа, так и при совершенствовании физической подготовленности распространяется не только на теорию и методику футбола. Этот вопрос может явиться одним из важнейших в теории и практике спортивной педагогики.

  В теоретических  работах указывается на необходимость  дифференциации физической подготовки игроков разного амплуа, приводятся даже модельные характеристики основных параметров физической подготовленности футболистов различных игровых  линий (А. А. Сучилин, 1997). В последнее  время появились работы, в которых  исследуются подходы к комплектованию игровых линий в зависимости  от индивидуальных возможностей юных футболистов (Аль Овайдат Раид, 1999).

  Представляется  необходимым разработка и внедрение  в широкую практику отдельных  специальных тренировочных программ для футболистов разной игровой  специализации, которые должны учитывать  модельную структуру функциональной подготовленности футболистов различных  игровых линий и все особенности, характерные для них. Содержание таких программ должно предусматривать  развитие доминирующих для каждого  игрового амплуа двигательных качеств  и ведущих механизмов вегетативного  обеспечения специальной работоспособности. Одним из важнейших признаков  процесса управления является постоянная циркуляция информации как между  системой и окружающей средой, так  и между различными компонентами системы. Благодаря этому осуществляется их взаимодействие, в результате чего обеспечивается устойчивость, целостность  и качественная определенность системы (В. Н. Платонов, 1975).

  Другой  существенной стороной процессов управления сложными динамическими системами  является принцип обратной связи, согласно которому успешное управление может  осуществляться лишь в том случае, если управляющий объект будет получать информацию об эффекте, достигнутом  тем или иным воздействием на управляемый  объект. Несоответствие фактического состояния заданному и является тем корригирующим сигналом, который вызывает перестройку системы с тем, чтобы она функционировала в заданном направлении. Таким образом, обратные связи представляют собой сложную систему причинной зависимости, которая характеризуется тем, что результат предупреждающего действия влияет на последующее течение процесса (В. Н. Платонов, 1975, 1984, 1997).

  Принцип обратной связи неотделим от такой  важной особенности управления, как  его целенаправленность. Это обусловлено  тем, что посредством обратной связи  управляющему объекту поступают  сведения о том, достигнута ли поставленная цель, получен ли запрограммированный  эффект. Таким образом, обратная связь  выступает в качестве средства, обеспечивающего  целесообразное функционирование системы, достижение поставленной цели.

  Одной из главных задач научного управления спортивной тренировкой является регулирование  нагрузки (по характеру, объёму и интенсивности) в соответствии с постоянно изменяющимися  возможностями организма спортсмена (Н. Г. Озолин, 1970; Р. Е. Мотылянская, 1977; Н. Н. Воробьев, 1977).

  Вследствие  этого особое значение приобретает  такое звено управления, как система  комплексного контроля, которая позволяет  оценить эффективность избранной  направленности тренировочной работы. Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический  аспекты (М. А. Годик, 1980; О. М. Шелков, 1991; А. И. Шамардин, 1999).

  Известно, что успешное осуществление подготовки спортсмена во многом определяется своевременностью и объективностью средств контроля, что в свою очередь определяет необходимость нахождения информативных  и надежных показателей, характеризующих  различные стороны деятельности спортсменов, при помощи которых  может быть осуществлена оценка их состояния (В. А. Булкин, О. М. Шелков, 1997). Эффективность тренировочных средств прямо связана с учётом и использованием в планировании закономерностей адаптационных процессов в ответ на срочные и долговременные воздействия, характерные для современной спортивной тренировки.

  Контроль  функционального состояния имеет  крайне важное, ключевое значение при  управлении тренировочным процессом. Как известно, управление – это  контроль хода тренировочного процесса и, при необходимости, его коррекция  в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности (А. А. Сучилин, А. П. Лаптев, 1978; Ю. В. Верхошанский, 1985).

  Оптимальное развитие функциональной подготовленности может быть обеспечено только при  эффективной системе контроля, являющегося  неотъемлемой частью процесса управления. При оценке подготовленности следует  исходить из необходимости регистрации  возможностей спортсмена применительно  ко всем важнейшим качествам и  способностям, определяющим спортивный результат, т. е. необходимо ориентироваться на данные о структуре тренированности (В. Н. Платонов, 1975).

  Контроль  и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим: двигательному (физические качества, определяющие и  лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление, тактическое мышление, волевые качества и др.). Техническую подготовленность и координационные способности необходимо оценивать как интегральные показатели нейродинамического и двигательного компонентов. Непременным условием объективной оценки функциональной подготовленности является определение спортивной результативности.

  Как известно, в спортивных играх вообще и в  футболе в частности оценка собственно спортивного результата затруднена, так как в данном случае результат  есть интегральное выражение подготовленности команды в целом и эффективности  действий каждого игрока, степени  командного взаимодействия.

  Следовательно, возрастает роль такого показателя, как физическая работоспособность, являющегося интегральным показателем функциональной подготовленности спортсмена и особенно футболиста (А. А. Кириллов, 1978). Отмечается, что в футболе определение общей работоспособности является необходимым и информативным в углубленном комплексном обследовании (В. Л. Карпман и др., 1977; В. Н. Шамардин, В. Г. Савченко, 1997).

  Это обусловлено  и тем, что у квалифицированных  футболистов отмечается прямая зависимость  технико-тактического мастерства (объёма и качества технико-тактических  действий) от уровня физической работоспособности (Е. Ф. Ермаченко, 1977; В. С. Петросян и др., 1978; А. И. Шамардин, 2000).

  Определение уровня физической работоспособности, как важнейшего интегрального показателя функциональной подготовленности футболистов, должно осуществляться комплексно, так  как этот показатель является мультифакторным.

  В настоящее  время контроль физической работоспособности  осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В. Л. Карпман и др., 1974; И. В. Аулик, 1979). В то же время известно, что физическая работоспособность зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее (В. С. Мищенко, 1980, 1990; С. Н. Кучкин, 1986; В. Н. Артамонов, 1989). Отмечается, что работоспособность всегда обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма, на ее уровень влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста спортсмена и др. (И. А. Алешков, А. М. Невмянов, 1978; В. С. Фомин, 1984; Ю. В. Верхошанский, 1985, 1988).

Информация о работе Функциональная подготовленность