Функциональная подготовленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Само понятие.docx

— 102.04 Кб (Скачать)

  Некоторые авторы пришли к заключению, что  в проблеме восстановления работоспособности  в спорте необходимо четко различать два аспекта:

  первый  — использование средств восстановления в условиях соревнований, в особенности многоуровневых, когда требуется как можно быстрее и полнее восстановить специфическую работоспособность;

  второй  —когда эти средства используются в повседневном тренировочном процессе при решении задач развития физических качеств и повышения функционального состояния организма. В последнем случае гораздо целесообразнее применять средства направленного воздействия на восстановительные процессы не только по окончании работы, но и перед началом или в период ее выполнения: именно при этом происходит наибольшее повышение тренировочного эффекта (Ф. М. Талышев, 1979).

  Соответственно  в проблеме повышения эффективности  востановления также можно выделить два аспекта — ускорение восстановительных процессов в остром периоде (срочное восстановление) и оптимизация отставленного восстановления (Ю. И. Данько, 1969; В. М. Волков, 1977; А. С. Мозжухин и др., 1984). Для тренировочного процесса и соревновательной деятельности важны оба эти аспекта (Н. Д. Граевская, 1977; В. М. Волков,1977; Э. Х. Аснаке, 1993 и др.).

  Говоря  о средствах восстановления, восстановительных  мероприятиях, ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относительность  этих понятий. Все виды воздействия  восстановительного характера являются для организма дополнительными  раздражителями. Применяя различные  так называемые «средства восстановления», мы даем дополнительную нагрузку на многие органы и системы организма, заставляя  их усиленно функционировать на фоне покоя мышцы, что в конечном итоге  и обеспечивает ускорение восстановления ее функционального состояния (Ф. М. Талышев, 1979). Поэтому использование различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должно быть планомерным и всесторонне обоснованным (В. П. Климин, В. И. Колосков, 1982).

  Физиологические механизмы и эффекты воздействия различных средств ускорения восстановления работоспособности изучены довольно хорошо, в то время как методики практического их использования, формы и организация мероприятий по структурированию тренировочного процесса во взаимосвязи с восстановительными средствами разработаны недостаточно. В теории и методике спортивной тренировки практически не исследован вопрос о формах и методах проведения тренировочных занятий со спортсменами, в частности, футболистами, использующими те или иные системы средств восстановления работоспособности. Встречаются лишь отдельные работы по данному вопросу (Э. Х. Аснаке, 1993; А. Д. Абагеро, 1995; В. А. Перепекин, 1997; В. М. Биткин, 1999).

  Весьма  перспективным способом оптимизации  восстановительных процессов в  остром периоде может стать использование методов срочного снабжения организма минерализированными водно-солевыми растворами и методов активизации механизмов энергопродукции. Таковыми можно считать принятие природных коллоидно-дисперсных растворов (молоко, молочно-кислые, ацидофильные продукты) и кратковременное вдыхание умеренно гипоксическо-гиперкапнических газовых смесей (К. А. Ларичева и др., 1979; С. Н. Кучкин и др., 1980).

  Собственно  соревновательная деятельность в футболе  отличается большой напряженностью, интенсивностью, продолжительностью и  довольно частым проведением матчей. Это предопределяет особую актуальность сохранения высокого уровня работоспособности  на протяжении всего соревновательного  периода, отдельного матча, требует  применения средств ускорения срочного восстановления именно в остром периоде.

  Рассматривая  методические вопросы оптимизации  восстановительных процессов, следует  всегда четко и точно определить, какая из двух основных задач в  данный момент должна быть решена: сохранение высокого уровня работоспособности  или обеспечение запланированной (необходимой) адаптации организма.

  Если  на первое место выступает необходимость  обеспечения закрепления функциональных и формирования структурных изменений  в организме, лежащих в основе развития адаптации, то место восстановительных  мероприятий четко определяется во время периода отдыха (периода  восстановления), т. е. речь должна идти об отставленном восстановлении в рамках тренировочной деятельности. Средства и методы ускорения восстановительных процессов в этом случае безусловно должны носить «нагрузочный», активный характер, т. е. обеспечивать восстановление двигательной работоспособности за счет усиления деятельности других функциональных систем организма (Ф. М. Талышев, 1979).

  Если  же стоит задача сохранения высокой  специфической работоспособности, например, во время соревнований, одним  из важнейших условий которой  и является сохранение гомеостаза, то нужно говорить о срочном восстановлении и средствах, его обеспечивающих. В этом случае наилучшими средствами будут «пассивные» мероприятия, обеспечивающие нормализацию определенных параметров без существенного напряжения функциональных систем, резерв которых  необходим для проявления двигательной работоспособности.

  Здесь весьма важно не смешивать средства и задачи. При совершенствовании  механизмов адаптации в тренировке использование «пассивных» средств срочного восстановления будет являться фактором, препятствующим формированию морфофункциональных перестроек, так как будут нивелироваться сдвиги, являющиеся стимулами их формирования. Отсюда следует, что средства срочного восстановления, особенно те, которые обеспечивают сохранение гомеостаза, не могут быть использованы в тренировочном процессе, их применение нецелесообразно.

  Эти средства должны быть использованы только во время  соревновательной деятельности для  обеспечения сохранения гомеостаза и максимальной мобилизации и  реализации уже достигнутого адаптационного потенциала.

  Методика  использования средств оптимизации  восстановительных процессов должна предусматривать целенаправленное их использование. Непременным условием при этом является оценка эффективности  восстановительных процессов, которая  позволяет управлять ими в  заданном направлении.

1.3. Дальнейшая разработка  научных основ  управления –  основной резерв  совершенствования  спортивной тренировки

  В последнее  время считается, что основным резервом совершенствования спортивной тренировки является дальнейшая разработка научных основ управления – оптимизация различных компонентов тренировочного процесса с позиций создания необходимых условий для полноценного управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных процессов в направлении обеспечения уровня подготовленности, определенного в соответствии с планируемой структурой соревновательной деятельности и заданным уровнем спортивного результата. При таком подходе направления повышения эффективности спортивной тренировки могут быть увязаны в единую систему, ориентированную на достижение конечной цели (В. Н. Платонов, 1984).

  При упоминании об оптимизации функциональной подготовленности спортсменов прежде всего нужно иметь в виду совершенствование управления тренировкой, в процессе которой и осуществляется развитие адаптивной функции, повышение подготовленности.

  Суть  управления выражается в изменении  состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности  его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь  необходимо конкретное представление  о строении (структуре) управляемого объекта и о закономерностях  перехода его из одного состояния  в другое. От того, насколько удовлетворено  это требование, зависит научная  стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного  аппарата и, наконец, ее практическая эффективность (Ю. В. Верхошанский, 1988).

  Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в  задаваемой величине роста спортивного  результата и обусловливают необходимую  для их реализации программу тренировки.

  Принципиальный  смысл управления тренировочным  процессом заключается в изменении  состояния системы, т. е. в целенаправленном переводе ее на новый, более высокий и заранее запланированный, функциональный уровень. Контроль хода этого процесса обеспечивается путем оценки эффекта, достигаемого преимущественно на двух уровнях управления – на уровне состояния спортсмена (контроль за влиянием тренировочной нагрузки на состояние) и на уровне внешних взаимодействий спортсмена (контроль за изменением их характера в результате модификаций состояния). На основании сличения эффекта, достигнутого на указанных уровнях, с модельными характеристиками принимается соответствующее решение о дальнейшей тактике управления ходом тренировочного процесса.

  Повышение эффективности функционирования каждого звена системы управления спортивной подготовкой неизбежно положительно сказывается на конечном результате тренировочного процесса и приводит к росту уровня подготовленности спортсмена.

  Если  рассматривать как объект управления функциональную подготовленность футболиста, то необходимо иметь в виду несколько  положений.

  В соответствии с принципами системного подхода, разработанного академиком П. К. Анохиным, любая деятельность, в том числе спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического  и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение полезного результата, т. е. цели. В соответствии с этим и функциональная подготовленность футболиста характеризуется слаженным взаимодействием четырёх компонентов, обеспечивающих достижение заданного (планируемого) спортивного результата:

  1) психического (оперативный анализ быстро изменяющейся игровой ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, другие функции высшей нервной деятельности);

  2) нейродинамического (повышение уровней возбудимости, подвижности и устойчивости корковых процессов, а также напряженности вегетативной регуляции);

  3) энергетического (аэробной и особенно анаэробной производительности организма);

  4) двигательного (преимущественно скоростно-силовых качеств и координационных способностей (ловкости) (В. С. Фомин и др., 1985).

  Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, психологической и тактической подготовленности спортсменов. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться только на основе таких понятий, как техническая, тактическая, физическая и иная подготовленность. Дело в том, что ни одна из этих сторон подготовленности не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде (В. Н. Платонов, 1975, 1997).

  Так, существуют многократные подтверждения того, что  овладение рациональной техникой движений невозможно без соответствующего развития основных двигательных качеств –  таких, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Уровень  развития указанных качеств определяет рациональную форму и координацию  движений, адекватную им степень приложения усилий, быстроту овладения двигательным навыком, его устойчивость и приспособляемость  к изменяющимся условиям. В то же время высокий уровень развития физических качеств, возможности важнейших  функциональных систем сами по себе не обеспечат высоких достижений, если они не базируются на прочной технической  основе: рациональной по форме и  координационной структуре, экономной  технике (В. Н. Платонов, 1975; А. А. Сучилин, 1997).

  В целом  можно говорить о том, что приведенное  выше широко распространенное представление  структуры подготовленности спортсменов  носит во многом схематический характер. Любое качество или свойство организма, относящееся к тому или иному  разделу подготовленности, может  проявляться лишь в сложном сочетании  с рядом других качеств, во многом зависит от них, обусловливается  ими и, в свою очередь, определяет их уровень (В. Н. Платонов, 1975).

  Рассматривая  каждую сторону подготовленности в  аспекте их оптимизации, следует  выделить основные положения этого процесса.

  Непременным его условием должна быть комплексность.

  В. В. Кузнецов (1984) считает, что совершенствование  системы спортивной подготовки должно базироваться на следующих положениях:

  – интенсификации тренировочного процесса;

  – индивидуализации на основе выявления резервных возможностей;

  – специализации  тренировочных средств с учетом дифференцирования ведущих сторон специальной подготовки;

  – оптимизации  процесса повышения специальной  работоспособности и направленного  восстановления;

  – управлении тренировочным процессом на биологически обоснованной системе спортивной тренировки.

1.4. Соблюдение принципов  специализации и  индивидуализации

  Отмечается, что обеспечение высокой подготовленности, а значит, и спортивной результативности должно идти по пути увеличения интенсификации процесса специальной двигательной и психофункциональной подготовки с учетом выявления потенциальных резервных возможностей организма, универсальных закономерностей их оптимального проявления и разработки на этой основе предельно интенсифицированных индивидуальных программ для каждого вида спортивной деятельности. Интенсификация тренировочного процесса требует решения вопроса о соблюдении при организации и управлении подготовкой квалифицированных спортсменов принципов специализации и индивидуализации. Это касается всех без исключения организационно-методических вопросов спортивной подготовки (В. В. Кузнецов, 1984; Н. М. Люкшинов, 1989).

Информация о работе Функциональная подготовленность