Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр.
2. Разработать экспериментальную методику занятий спортивными играми на уроках физической культуры и во внеурочное время у младших школьников.
3. Оценить эффективность проведения спортивных игр у учащихся младших классов на развитие у них физических качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр…………………………………………………………………………...6
1.1 Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников…………………………………………………………………6
1.2 Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников…………………………………………………….15
1.3 Постановка научной проблемы…………………………………….19
Список литературы……………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

спортивные игры КУРСОВАЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр…………………………………………………………………………...6

1.1 Характеристика и развитие  физических качеств у младших школьников…………………………………………………………………6

1.2 Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников…………………………………………………….15

1.3 Постановка научной проблемы…………………………………….19

Список литературы……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

На сегодняшний день развитие физических качеств - одна из важных задач физического воспитания младшего школьника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость).

Ученые считают, что  при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам  затруднено, а в некоторых случаях  и совсем невозможно [5, 11].

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по развитию физических качеств. Ряд авторов: Верхошанский Ю.В., Сыч В.Л., [5, 22] отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Практикой физического  воспитания подтверждается, что успешное развитие физических качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

Исследования Ю.С. Левик показывают, что уровень развития физических качеств младших школьников находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств у младших школьников является актуальной и требует дальнейшего совершенствования.

Известно, что двигательный опыт, приобретаемый человеком в  процессе развития, выражается в образовании и закреплении двигательных программ разных уровней. Естественно, что чем разнообразнее двигательные программы, чем чаще повторяются движения в разных комбинациях и условиях, тем больше возможность для их успешного усвоения. В этой связи спортивные игры являются одним из ведущих средств совершенствования двигательных навыков и связанных с ними физических качеств.

Однако остается недостаточно изученной проблема применения спортивных игр с целью развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

    1. Изучить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр.
    2. Разработать экспериментальную методику занятий спортивными играми на уроках физической культуры и во внеурочное время у младших школьников.
    3. Оценить эффективность проведения спортивных игр у учащихся младших классов на развитие у них физических качеств.

Гипотеза исследования – предполагаем, что применение спортивных игр на уроках физической культуры способствует развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста.

Исследование было проведено  на основе следующих методов:

1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) наблюдение;

3) анализ полученных  в ходе исследования данных.

Теоретическая значимость разработанная методика исследования состоит в уточнении содержания понятий «физические качества», «спортивные игры» необходимых как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Практическая  значимость: значимость выбранной темы исследования обусловлена тем, что данная методика занятий спортивными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствует развитию их физических качеств. Все это обуславливает необходимость проведения данного исследования и может быть использовано на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного  возраста во время спортивных игр

 

1.1 Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой [2].

К физическим качествам  относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость.

По мнению В.Н. Шебеко, В.А. Шишкиной, Н.Н. Ермак физические качества включают в себя общие элементы (быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок) и специальные (высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов) [18].

В литературе характеристика физических качеств дается неоднозначно. Л.П. Матвеев наиболее полно изложил сущность понятия физические качества. Автор определяет физические качества как относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. При этом врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социальной сферой [18].

Л.П. Матвеев выделяет такие группы ведущих физических качеств, как силовые способности и скоростные способности, и подразделяет на собственно — силовые, скоростно-силовые. Скоростные способности характеризуются частотой движений, скоростью одиночных движений, временем двигательной реакции. Кроме того, автор выделяет:

- выносливость как способность к длительному выполнению работы с большей или меньшей интенсивностью;

- гибкость и координационные способности (сложные координации, равновесие, точность движений) [18].

Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [13].

Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных  движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Для детей младшего школьного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при игре в мяч) [12].

Быстрота выполняемых  движений не связаны только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют следующие основные формы проявления быстроты:

- быстрая реакция на  сигнал к действиям или их  смене;

- скорость одиночного  движения;

- способность увеличивать  в короткое время темп движений  по сигналу или в игровой  обстановке;

- частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь  быстроту реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное  сочетание трех указанных форм определяет случаи проявления быстроты.

Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями  их организма, особенностями нервной  системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения  и торможения).

Проблема поэтапного развития быстроты рассматривалась Н.А. Бернштейном, который в своих исследованиях подчеркнул роль и значимость развития этого качества для жизни и деятельности младшего школьника [4].

Исследователями было выявлено, что быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Другим физическим качеством  является сила. Сила – это физическое качество, которое необходимо для преодоления сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным предметным снарядам (что наблюдается, например, при передаче мяча) [20].

От развития силы зависит  в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обуславливается интенсивностью и концентрированием нервных  процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности их организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому все физические упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы [3].

Для развития силы необходимо развивать  быстроту движений и умение проявлять  быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые  качества. По мере освоения детьми упражнений на формирование силовых качеств они могут применяться в подвижных и спортивных играх [7].

По данным исследователей, развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В связи с этим следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Следующим физическим качеством является выносливость. Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма противостоять утомлению.

В теории и практике физического  воспитания детей младшего школьного возраста авторы говорят о развитии общей выносливости. Она проявляется при выполнении продолжительной, мало интенсивной работы, которое включает действие большей части мышечной системы ребенка. Необходимость развития выносливости обусловлена рядом причин [21]:

1. Выносливость как способность  к длительной мышечной работе  небольшой интенсивности позволяет  укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье детей, способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у младших школьников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность.

3. Необходимость развития выносливости  у детей младшего школьного возраста определяется тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.

4. Роль имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. При этом физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.

В постепенном повышении уровня работоспособности младших школьников, в развитии у них выносливости значение имеет повышение у них интереса к двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котором есть соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе [10].

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, что также способствует развитию выносливости.

Информация о работе Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников