Структура спортивной тренировки, на примере баскетбола в студенчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.
Кстати, баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Тренировка основных качеств студентов-баскетболистов 5

§1. Характерные особенности баскетболистов 5

§2. Влияние баскетбола на организм человека 7

§3. Методика проведения тренировок по баскетболу 9

Глава 2. Физическая подготовка баскетболистов 13

§1. Воспитание быстроты 14

§2. Воспитание ловкости 16

§3. Развитие прыгучести 17

§4. Силовая подготовка 21

§5. Технические приемы игры в нападении 27

Глава 3. Тактика игры 40

§1. Тактика нападения 40

§2. Технические приемы игры 45

§3. Тактика защиты 47

Заключение 53

Библиографический список 57

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Заключение 

     Стороны и черты спортивной тренировки всегда выделяются с некоторой условностью (гл. I), реально компоненты тренировочного процесса не существуют в изолированном  виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов [Пельменев: 2000.], их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Говоря более развернуто , структура тренировки характеризуется, в частности:

    • порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т. д.);
    • необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объема и интенсивности тренировочной работы);
    • определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы, или стадии, данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения.

       Структура спортивной тренировки  определяется в конечном счете  ее объективными закономерностями, частично рассмотренными в предыдущей  главе (единство общей и специальной  подготовки, непрерывность, цикличность и др.), причем на конкретные формы ее построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни, календарь соревнований и т. д. С учетом протяженности времени, в пределах которого формируются те или иные звенья тренировочного процесса, различают:

    • микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия и микроцикла (например, недельного);
    • мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
    • макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

     По  мере развертывания тренировочного процесса во времени его структурная  организация усложняется. Это обстоятельство до недавних пор недостаточно учитывалось в теории и практике спорта. Система структурных объектов тренировки редко становилась предметом специальных исследований. Приоритет в проведении таких исследований принадлежит советским специалистам.

     Исходным  целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного или неурочного характера). Тренировочные уроки, равно как и неурочные формы занятий в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями.[ Яхонтов Е.Р.:1988]. Отдельное тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (получившую в спорте название «разминки»), основную и заключительную. Остаются справедливыми и общие принципиальные положения, высказанные ранее относительно назначения и субординации этих частей.

     Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия вытекают прежде всего из специфики его содержания, которое  в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками. Для спортивной практики в принципе не типична множественность основных задач, намечаемых на отдельное занятие. Повышенная сложность задач спортивного совершенствования обязывает концентрировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге дел-заданий. Охват же всей совокупности задач достигается путем увеличения общего числа занятий (до двух и более в день).

     Нередко основное содержание спортивно-тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также могут строиться в значительной мере на материале бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части; соответственно устанавливаются соотношения этих частей по времени и другие детали структуры.

     При более разнообразном содержании занятия его структура, естественно, усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных  упражнений, чередования нагрузок и  отдыха и т. д. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

     Для спортивно-тренировочных форм занятий  в целом характерна повышенная моторная плотность (отношение времени, занятого активной двигательной деятельностью, к общей длительности занятия). Она обеспечивается, в частности, широким использованием специальных вариантов «круговой тренировки», которые предусматривают ряд эффективных способов организации тренировочной работы.

     Особенности структуры тренировочных занятий в спорте вытекают также из уплотненного режима нагрузок и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. При ежедневной тренировке, что характерно в настоящее время для режима высококвалифицированных спортсменов, каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и последующим. В зависимости от величины и преимущественной направленности нагрузки в предыдущем занятии меняется величина и направленность нагрузки в последующем, что связано, в свою очередь, с видоизменением тех или иных деталей его структуры. Когда же тренировка проводится дважды в день и чаще (что, как уже говорилось, возможно в определенные периоды у спортсменов высокой квалификации, у студентов тренировки проходят реже), то взаимосвязь смежных занятий и наряду с этим вариабельность их структуры становятся еще более существенными. При 2—3 занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха в несколько часов. Естественно, что разминка, ее соотношение с основной работой и другие элементы структуры второго занятия будут во многом определяться последействием первого занятия, точно так же, как особенности построения третьего занятия будут зависеть от суммарного последействия первого и второго занятий.

     Отсюда  нетрудно сделать вывод, что структура  тренировочных занятий в спорте характеризуется в принципе широкой  вариабельностью. Сильно колеблется и  длительность отдельных занятий. В  отличие от школьного или иного  урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием, время спортивно-тренировочного занятия у студентов  можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятие вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки.

 

      Библиографический список:

  1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. — Омск,1988.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ. 1980.
  3. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 1881.
  4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе *7. 1990.
  5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 1997.
  6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 1990.
  7. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. — М.:ФиС, 1982.
  8. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
  9. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск, Полынья. 1986.
  10. Вальтин А.И. Мини-баскетбол. — М., Просвещение,1976.
  11. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол. — Киев, 1984.
  12. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. — Мн., Новое знание. 2000.
  13. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC SERIAL. Теория и практика физической культуры *10. 1989.
  14. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., А Генетю "ФАИР"/ 1997.
  15. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Атореферат.
  16. Деркач А.А., А.А. Исаев. Творчество тренера. — М., ФиС. 1982.
  17. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. — М., Физкультура и спорт. 1983.
  18. -- Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. — М., Физкультура и спорт.1997.
  19. Дъячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов. — М., Физкультура и спорт. 1972.
  20. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. — М., Физкультура и спорт, 1964.
  21. Зинин А.М. Детский баскетбол. — М.: Физкультура и спорт. 1969.
  22. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. — Волгоград, 1984.
  23. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., Физкультура и спорт, 1984.
  24. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. — М., Физкультура и спорт, 1975.
  25. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. — М., "Физкультура и спорт", 1978.
  26. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, — М., Физкультура и спорт. 1999.
  27. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. — М.: Физкультура и спорт. 1971..
  28. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии. Учебное пособие. — Краснодар: КГАФК. 1997.
  29. Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. — Смоленск: СГИФК. 1987.
  30. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. Физкультура в школе *1. 1990.
  31. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореферат. — М. 1986
  32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Физкультура и спорт. 1991.
  33. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу. — Волгоград, 1994.
  34. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол, Физическая культура в школе, *2. 1991.
  35. Обучение технике игры в баскетбол: Метод. рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. — Тула 1992.
  36. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат. — Киев 1990-23с.
  37. Региональная научно-практическая конференция "Роль физической культуры в здоровом образе жизни". — Львов, 1992.
  38. Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC-BOOK. 1992.
  39. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  40. Санная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. — М., РГАФК/РГАФК. 1997.
  41. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол: Учебное пособие. — Алма-Ата, 1985/
  42. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, — Алма-Ата, 1987.
  43. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. — Спб., Питер Принт, 2002.
  44. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах). Физкультура в школе *4. 1993.
  45. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде. Сборник трудов ученых РГАФК. — М. 2000.
  46. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. Физкультура в школе, *1. 1990.
  47. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. — Киев, Олимпийская литература, 1998.
  48. Федосеев В.В. На уроках баскетбола. Физкультура в школе, *2. 1995.
  49. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов. — Мн., Тесей, 2003.
  50. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие. — Омск, 1991.
  51. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М., ФиС, 1980.
  52. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. — М., Физкультура и спорт, 1985.
  53. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. — М., Физкультура и спорт, 1978.
  54. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. — М., Физкультура и спорт, 1987.

Информация о работе Структура спортивной тренировки, на примере баскетбола в студенчестве