Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Описание методики совершенствования штрафного броска.
Задачи исследования:
1. Определить задачи совершенствования техники выполнения штраф-ного броска.
2. Рассмотреть эффективные средства и методы совершенствования техники штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Техника выполнения штрафного броска в баскетболе …
Совокупность действий спортсмена при выполнении штрафного броска ………………………………………………
Задачи совершенствования техники выполнения штрафного броска и развития двигательных качеств ……………………
Средства и методы совершенствования техники штрафных бросков ………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Данил Жуков.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

       С момента постановки ноги на опору  начинается амортизация – подседание на толчковой ноге. Мышцы-антагонисты растягиваются и напрягаются, углы в суставах становятся близкими к рациональным для начала отталкивания. Общего центра масс тела приходит в исходное положение для начала ускорения отталкивания (удлинение пути ускорения общего центра масс). Пока происходит амортизация (сгибание ноги в коленном суставе) и место опоры находится еще впереди общего центра масс, спортсмен, активно разгибая толчковую ногу в тазобедренном суставе, уже активно помогает продвижению тела вперед (активный перекат) [Л.Р. Айропетянц, М.А. Гадик, 1990].

       В течение амортизации горизонтальная скорость общего центра масс снижается, во время отталкивания создается  вертикальная скорость общего центра масс. К моменту отрыва ноги от опоры  обеспечивается необходимый угол вылета общего центра масс.

       Выпрямление толчковой ноги и маховые движения, создавая ускорения звеньев тела вверх и вперед, вызывают их силы инерции, направленные вниз и назад. Последние вместе с силой тяжести обусловливают динамический вес – силу действия на опору и вызывают соответствующую реакцию опоры. Отталкивание вперед происходит только в последние сотые доли секунды; основные усилия прыгуна направлены на отталкивание вверх, чтобы получить необходимый для длинного прыжка больший угол вылета общего центра масс [Р.В. Мирошникова, 1994; Н.А. Хмелик, 1985].

       К перемещающим движениям в спорте обычно предъявляются требования достичь максимальных величин:

       а) силы действия (при подъеме штанги), б) скорости перемещаемого тела, (в метаниях), в) точности (штрафные броски в баскетболе). Нередки и случаи, когда эти требования (например, скорости и точности) предъявляются совместно.

       Поскольку большинство спортивных перемещающих движений связано с сообщением скорости вылета какому-нибудь снаряду (мячу, снаряду  для метания), рассмотрим прежде всего механические основы полета спортивных снарядов.

       Траектория (в частности, дальность) полета снаряда  определяется:

       а) начальной скоростью вылета,

       б) углом вылета,

       в) местом (высотой) выпуска снаряда,

       г) вращением снаряда,

       д) сопротивлением воздуха, которое, в свою очередь, зависит от аэродинамических свойств снаряда, силы и направления ветра, плотности воздуха (в горах, где атмосферное давление ниже, плотность воздуха меньше и спортивный снаряд при тех же начальных условиях вылета может пролететь большее расстояние).

       Начальная скорость вылета является той основной характеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства. В отсутствие сопротивления воздуха дальность полета снаряда пропорциональна квадрату скорости вылета. Увеличение скорости вылета, скажем, в 1,5 раза должно увеличить дальность полета снаряда в 1,52, т.е. в 2,25 раза. У спортсменов международного класса максимальные скорости вылета снарядов равны: при ударе ракеткой (подача в теннисе) и клюшкой (хоккей) – свыше 50 м/с, при ударе рукой (нападающий удар в волейболе) и ногой (футбол), метании копья – около 35 м/с. Из-за сопротивления воздуха скорость в конце полета снаряда меньше начальной скорости вылета [В.А. Кудряшов, В.И. Рудакос, 1960; Д.И. Нестеровский, Ю.Д. Железняк, 1991].

       Вращение  снаряда оказывает двойное влияние  на его полет. Во-первых, вращение как  бы стабилизирует снаряд в воздухе, не давая ему «кувыркаться». Здесь действует гироскопический эффект, подобный тому, который позволяет не падать вращающемуся волчку. Во-вторых, быстрое вращение снаряда искривляет его траекторию (так называемый эффект Магнуса). Если мяч вращается (такое вращение нередко называют спином, от англ. spin – вращение), то скорость воздушного потока на разных его сторонах будет разной. Вращаясь, мяч увлекает прилегающие слои воздуха, которые начинают двигаться вокруг него (циркулировать). В тех местах, где скорости поступательного и вращательного движений складываются, скорость воздушного потока становится больше; с противоположной стороны мяча эти скорости вычитаются и результирующая скорость меньше. Из-за этого и давление с разных сторон будет разным: больше с той стороны, где скорость воздушного потока меньше. Это следует из известного закона Бернулли: давление газа или жидкости обратно пропорционально скорости их движения. Влияние вращения мяча на его траекторию тем выше, чем больше поступательная скорость. Пытаться придать медленно летящему мячу большое вращение, чтобы влиять на направление полета, нецелесообразно. Теннисные мячи при соответствующих ударах вращаются со скоростью выше 100 об/с, футбольные и волейбольные – значительно медленнее. Если направление вращения мяча совпадает с направлением полета, такой мяч в спортивной практике называют крученым, если не совпадает,- резаным (крученый мяч катился бы по земле в направлении своего полета, а резаный - назад к игроку, пославшему мяч) [В.А. Ульянов, 1990].

       Сила  действия в перемещающих движениях  обычно проявляется конечными звеньями многозвенной кинематической цепи. При этом отдельные звенья могут взаимодействовать двумя способами:

       1. Параллельно – когда возможна  взаимокомпенсация действия звеньев;  если сила, проявляемая одним  из звеньев, недостаточна, другое  звено компенсирует это большей силой. Пример: при бросках в борьбе недостаточная для выполнения приема мышечная сила одной руки может компенсироваться большей силой действия второй руки. Параллельное взаимодействие возможно лишь в разветвляющихся кинематических цепях (действия двух рук или двух ног).

       2. Последовательно – когда взаимокомпенсация невозможна. При последовательном взаимодействии звеньев многозвенной кинематической цепи нередко бывает что какое-то одно звено оказывается более слабым, чем остальные и ограничивает проявление максимальной силы. Очень важно уметь распознавать такое отстающее звено с целью либо его целенаправленно укрепить, либо изменить технику движения таким образом, чтобы данное звено не ограничивало роста результатов. Например, толкатели ядра, у которых мышцы голеностопного сустава и стопы относительно слабые, делают скачок перед финальным усилием с опорой на всю стопу; спортсмены с сильной стопой могут выполнять скачок с приходом на носок. Включение в работу слабых звеньев (если они могут быть выключены) является технической ошибкой, приводящей к снижению спортивного результата.

       В случае перемещения тел с разгоном (метания, броски и т. п.) увеличение скорости снаряда обычно проходит в три этапа:

       1. Скорость сообщается всей системе  «спортсмен—снаряд», от чего она  приобретает определенное количество  движения (разбег в метании копья, повороты при метании диска и молота и т. п.).

       2. Скорость сообщается только верхней  части системы «спортсмен—снаряд»: туловищу и снаряду (первая  половина финального усилия; в  это время обе ноги касаются  опоры).

       3. Скорость сообщается только снаряду и метающей руке (вторая половина финального усилия).

       Под точностью движения понимают степень  его близости требованиям двигательного  задания. Вообще говоря, любое движение может быть выполнено лишь в том случае, если оно достаточно точно. Различают два вида точностных заданий. В первом необходимо обеспечить точность движения на всей его траектории. Такие двигательные задания называют задачами слежения. Во втором виде заданий неважно, какова траектория рабочей точки тела или снаряда, необходимо лишь попасть в обусловленную цель (в мишень, ворота, поражаемую часть тела противника и т.п.). Такие двигательные задачи называют задачами попадания, а точность - целевой точностью.

       Целевая точность характеризуется величиной  отклонения от цели. В зависимости от конкретного вида двигательного задания используют различные способы оценки точности. Если стоит, например, задача бросить мяч на определенное расстояние и ошибка может выражаться только в перелете или недолете (отклонения вправо или влево значения не имеют), то при большом числе бросков мяч будет приземляться, конечно, не в одно и то же место. При этом средняя точка попадания может отклоняться от центра мишени. Это отклонение называется систематической ошибкой попадания. Часто более удобно оценивать точность по числу удачных попыток — попаданий в цель. Если систематическая ошибка известна (в частности, если она равна нулю), то, пользуясь статистическими таблицами нормального распределения, по проценту попаданий легко вычислить величину стандартной ошибки.

       Отклонения от центра мишени вправо и влево зависят от азимута, а отклонения вперед-назад (вверх-вниз) — от угла места и скорости вылета снаряда. При этом снаряд попадает в цель лишь при строго определенном сочетании угла и скорости вылета. Изменение одной из этих характеристик при постоянном значении второй приводит к промаху. Исследования показывают, что главная трудность в достижении высокой целевой точности как раз и состоит в том, чтобы обеспечить правильное сочетание угла и скорости вылета. Например, отклонения (дисперсия) начальных характеристик вылета мяча — угла и скорости — у баскетболистов-"снайперов" такие же, как у тех, кто не отличается высокой точностью бросков. Но у первых избранный угол вылета соответствует скорости, а у вторых такого соответствия нет [Л.А. Латышкевич, 1992].

       В достижении высокой целевой точности существенную роль играет техника выполнения упражнения, в частности такая  организация движений, при которой  облегчается исправление ошибок, допущенных по ходу попытки. Поскольку подобная коррекция происходит до того, как становится ясен итоговый результат действия, ее называют предварительной или прелиминарной (от лат. pre – перед и limin – порог) коррекцией. Например, при выполнении баскетбольных бросков с разных дистанций большая часть скорости вылета мяча создается движением ног, руки же обеспечивают тонкие корректирующие добавки.

       Штрафной  бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга.

       Серия штрафных бросков - это все штрафные броски в результате наказания за один фол [А.М. Зинин, 1972].

       Штрафной  бросок и все действия, связанные  с ним, заканчиваются, когда мяч:

       - Входит непосредственно в корзину  сверху, остается в ней или  проходит сквозь нее.

       - Не имеет больше возможности  попасть в корзину непосредственно  или после касания кольца.

       - Правильно был сыгран игроком  после того, как коснулся кольца.

       - Касается пола.

       - Становится мертвым.

       Игрок, выполняющий штрафной бросок:

       - Должен занять позицию за линией штрафного броска и внутри полукруга.

       - Может использовать любой способ  выполнения штрафного броска  в корзину, но он должен бросать  таким образом, чтобы мяч без  касания пола вошел в корзину сверху или коснулся кольца.

       - Должен выпустить мяч в течение пяти секунд с того момента, когда он передан Судьей в его распоряжение.

       - Не должен касаться линии штрафного  броска или игровой площадки  за линией штрафного броска, пока  мяч не войдет в корзину  или не коснется кольца.

       - Не должен имитировать штрафной бросок.

       Игроки  на позициях вдоль  области штрафного  броска. Максимум пять игроков (3 защищающихся и 2 нападающих) могут занимать полосу вдоль области штрафного броска, глубиной в один метр. Первая позиция по обе стороны ограниченной зоны может быть занята соперниками игрока, выполняющего штрафной бросок (броски). Игроки должны занимать только те позиции, которые им определены.

       Все игроки на позициях вдоль области  штрафного броска не должны:

       - Занимать позиции, которые им  не предназначены.

       - Входить в ограниченную зону, нейтральную зону или оставлять позицию до тех пор, пока мяч не сошел с руки игрока, выполняющего штрафной бросок.

       - Касаться мяча, когда он летит  в корзину, до тех пор, пока  он не коснется кольца или станет очевидным, что он не коснется его.

       - Касаться корзины или щита, пока  мяч находится в контакте с  кольцом.

Информация о работе Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет