Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Описание методики совершенствования штрафного броска.
Задачи исследования:
1. Определить задачи совершенствования техники выполнения штраф-ного броска.
2. Рассмотреть эффективные средства и методы совершенствования техники штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Техника выполнения штрафного броска в баскетболе …
Совокупность действий спортсмена при выполнении штрафного броска ………………………………………………
Задачи совершенствования техники выполнения штрафного броска и развития двигательных качеств ……………………
Средства и методы совершенствования техники штрафных бросков ………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Данил Жуков.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

       Выбор метода организации занимающихся зависит  от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.).

       К методу индивидуальных заданий прибегают  при необходимости исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке.

       Большие возможности заключены в использовании  метода круговой тренировки. Он незаменим  при необходимости нормирования нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики и развития специальных физических качеств, создавать условия комплексной подготовки.

       Все вышеизложенное следует учитывать  при отработке отдельных элементов, например техника подачи штрафного броска.

       Организация такой тренировки - одна из важных забот  тренера. Для ее эффективности целесообразно  воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления.

       Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.

       Следует расчленить движения на части и научить  ученика мысленно предвидеть каждый этап действий при совершении броска (например, каким образом работают кисти, в какой последовательности выполняются действия организмом).

       Перед началом тренировок следует подробно объяснить и наглядно показать все элементы движений.

       Поставить правильный в техническом отношении  бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его.

       Игрокам полезно постоянно просматривать  кинопрограммы лучших «снайперов», с целью учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса.

       Для закрепления полученных знаний и  доведение техники до автоматизма предлагается проведение индивидуальных и командных занятий. Обрабатывание навыков непосредственно в игре.

       Успешность  учебного процесса в целом зависит  от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.

       Для стабилизации двигательных навыков  с целью повышения результативности при выполнении штрафных бросков многие специалисты (А.Я. Гомельский, А.Д. Леонов, Ю.И. Львова, С. Максименко и др.) рекомендуют следующие методические приемы [С.А. Белов, 1984]:

       1) Выполнение по 100 штрафных бросков  на каждом тренировочном занятии;

       2) Выполнение штрафных бросков  временными отрезами (за 5, 10, 15 минут).

       3) Лично-командные соревнования по штрафным броскам;

       4) Выполнение штрафных бросков  после различных игровых приемов:  бросков с игры, ведение мяча  и т.д.

       Юноши старших классов должны бросать  с расстояния около 3,6 м от кольца, которое устанавливается на высоте около 2,75 м.

       Большинство упражнений, используемых при формировании техники довольно сложны, а для большинства и не знакомы. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация изучаемого элемента недостаточна. Неплохо привлекать для показа сложных элементов игроков сборной по баскетболу. При начальном изучении нельзя допустить элемент соревнования среди учащихся, так как это может привести к ошибкам в технике. Многие движения необходимо начинать изучать без мяча. Например, такие элементы как бросок, передача мяча, повороты. Нельзя проводить обучение в конце занятия или после упражнений требующих значительного напряжения мышечных усилий и внимания. Применение игр и эстафет с использованием ранее изученных элементов позволит глубже закрепить пройденный материал. Преподаватель может успешно решать поставленные задачи, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии.

       Достижение  запланированных результатов во многом зависит от подбора подводящих и специальных упражнений, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Также в процессе закрепления пройденного материала необходимо использование большого объема упражнений соревновательного характера.

       При совершенствовании, естественно, необходимо сочетание разнообразных задач и большое внимание уделять интегральной подготовке.

       Ниже  приведена примерная последовательность изучения элементов баскетбола. В зависимости от условий работы преподаватель на основе этой последовательности может сам подобрать разнообразные упражнения и эстафеты для овладения техническими приемами и применения их на большой скорости.

       В учебно-тренировочном процессе групп  применяются следующие упражнения для отработки техники и результативности штрафного броска:

       1) броски между выполнением различных  игровых упражнений;

       2) броски с задачей попасть два  или три раза подряд;

       3) броски с задачей как можно  больше попаданий подряд;

       4) броски с применением мячей разного веса и диаметра: баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные;

       5) броски с закрытыми глазами;

       6) броски с различных исходных  положений: стоя, сидя, стоя на коленях и т.д.

 

Заключение

       Штрафной  бросок — не только способ добывания очков, но и средство психологического воздействия на противника. Но успех в штрафных бросках может принести только систематическая тренировка в них.

       Урок  по совершенствованию штрафных бросков  строится так. Занимающихся разбивают на группы — по количеству щитов в зале. У каждой группы, например, по два мяча. По сигналу первые игроки групп бросают по кольцу. После выполнения двух бросков игрок встает в конец своей колонны. Через определенное время по сигналу тренера группы перемещаются по часовой стрелке к соседнему щиту и продолжают выполнять упражнение, считая количество бросков и попаданий. Пройдя все щиты в зале, ученики докладывают тренеру, сколько раз они бросали и сколько попадали в корзину. Цифры тренер записывает.

       Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.  
Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению. 

       Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.

       Методика  совершенствования предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач:

       - отбор доступных и наиболее  результативных методов и средств  обучения, нормирование нагрузок;

       - рациональная организация занимающихся  на тренировке;

       - выбор рабочего места тренером в ходе проведения занятий, грамотное использование им терминологии, команд и указаний;

       - создание соответствующего эмоционального  фона тренировки;

        -своевременное исправление ошибок  благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к спортсменам и т.д.

       Большинство упражнений, используемых при совершенствовании  техники довольно сложны. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация элемента недостаточна. Неплохо привлекать для показа сложных элементов игроков по баскетболу более высокого уровня. Преподаватель может успешно решать поставленные задачи, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации.

       При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

       Поточный  метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.

       Проходной метод объединяет в себе некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала.

       Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.

       Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником. Учитель продолжает осуществлять руководящую функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен.

       Выбор метода организации занимающихся зависит  от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения.

       Стоит отметить, что задание в заочном соревновании по штрафным броскам может быть различное. Например, кто из 500 или 1000 бросков попадет наибольшее количество раз. Когда окончится одна серия из 500 бросков и определится победитель, можно начать вторую серию и т.д. Таким образом, к концу учебного года тренер ясно представит себе, насколько успешно идет освоение штрафного броска, а у ребят заочное соревнование вызовет больший интерес к штрафному броску, нежели тренировки без учета результатов.

       При использовании и комбинации всех указанных методов и средств  совершенствования штрафного броска количество точных попаданий в кольцо увеличивается. Таким образом, мы делаем вывод, что гипотеза данного исследования верна.

 

Список  литературы:

  1. Айропетянц Л. Р., Гадик М. А. Спортивные игры. Ташкент, 1881. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют // Физкультура в школе. 1990. № 7. С. 15 – 17.
  2. Андреев В. И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе// Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1988.
  3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1997.
  4. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1988.
  5. Белов С.А. Тем, кто хочет стать снайпером // Спортивные игры. - 1984. - №3. - С.7-9.
  6. Вальтин А.И. Проблемы современного баскетбола. - К.: Здоров’я, 2003. - 150с.
  7. Данилов В. А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе// Атореф. дис. доктора пед. наук. М., 1996.
  8. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1997.
  9. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 124с.
  10. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 212с.
  11. Ермаков В.А. Обучение технике игры в баскетбол// Метод. рекомендаций для студентов ИФК / Сост. Ермаков В. А. Тула, 1992.
  12. Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе Лит. запись В.Ульянова. М.: «Физкультура и спорт», 1972. – 159 с.: ил.
  13. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 184с.
  14. Краузе, Джерри В. Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе. Дон Мейер, Джерри Мейер. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 211, [13]с.: ил.
  15. Кудряшов В. А., Мирошникова Р. В. Технические приемы игры в баскетбол. Волгоград, 1984.
  16. Кудряшов В. А., Рудакос В. И. Баскетбол в школе: Учебное пособие для учителей школ. Л.: Учпедлит, 1960.
  17. Кузин В. В., Полиевский С. А., Баскетбол. Начальный этап обучения.  М.: Физкультура и спорт, 1999.
  18. Латышкевич Л.А. Подготовка спортсменов высокой квалификации в спортивных играх / Отв. ред. Л.А. Латышкевич. - К.: КГИФК, 1992. - 70с.
  19. Лебедев, А. И. Средства для обучения технике игры в баскетбол : учебное пособие для учителей физкультуры и тренеров ДЮСШ / А. И. Лебедев; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Средства для обучения технике игры в баскетбол : Новокузнецк: НИПКиПРО, 2007.
  20. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. М.: Физкультура и спорт, 1971.
  21. Лысенко В. В., Михайлина Т. М., Долгова В. А., Жиленко В. А. Практикум по спортивной метрологии: Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 1997
  22. Манасанян Ж. А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста// Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.
  23. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  24. Матрунин В. П. Баскетбол на уроках в V – VI классах // Физкультура в школе. 1990. № 1. С. 18 – 21.
  25. Мирошникова Р. В., Потапова Н. М., Кудряшов В. А. Начальное обучение баскетболу. Волгоград, 1994.
  26. Нестеровский Д. И., Железняк Ю. Д. На уроках баскетбол // Физическая культура в школе. 1991. № 2. С. 27 – 30.
  27. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.
  28. Полянцева Н. В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10 – 12 лет// Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.
  29. Ратов И.П. Использование технических средств и методических приемов "искусственной управляющей среды" в подготовке спортсменов // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 2005. - С. 323-327.
  30. Суетнов К. В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы// Учебное пособие. Алма-Ата, 1987.
  31. Суетнов К. В. Обучение школьников игре в баскетбол// Учебное пособие. Алма-Ата, 1985.
  32. Туркунов Б. И. Обучение баскетболу (в V – VI классах) // Физкультура в школе. 1993. №4. С. 13 – 20.
  33. Ульянов В. А. Баскетбол. Первые шаги // Физкультура в школе. 1990. № 1. С. 37 – 40.
  34. Федосеев В. В. На уроках баскетбола // Физкультура в школе. 1995. № 2. С. 26 – 27.
  35. Хмелик Н. А. Постарайся попасть в кольцо. М.: Физкультура и спорт, 1985.
  36. Хромаев З.М. Подготовка баскетболистов высокой квалификации в микроциклах соревновательного периода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - К., 2002. - 44с.
  37. Шерстюк А. А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки// Учебное пособие. Омск, 1991.
  38. Яхонтов Е. Р. Мини-баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1987
  39. Яхонтов Е. Р., Генкин В. А. Баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1978.

Информация о работе Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет