Устранение функциональных отклонений и компенсация остаточных явлений после перенесения заболеваний средствами физической культуры

Автор: o**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.

Содержание

1. Что такое лечение физической культурой (ЛФК)
2. Влияние различных физических упражнений на восстановление работоспособности у лиц с различной патологией
3. Влияние активного двигательного режима на функцию ЦНС у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Список литературы

Работа содержит 1 файл

физ-ра 8 семестр.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

брюшное давление, которое при физических упражнениях то повышается, то понижается.

В результате увеличения количества быстроциркулирующей крови уменьшаются застойные явления в паренхиматозных органах. Физические упражнения активизируют капиллярную сеть, спавшиеся капилляры, не полностью участвуют в процессе кровообращения, открываются, увеличивается их поперечник, и они пропускают большой объём крови с большей скоростью.

При выполнении физических упражнений облегчается  переход кислорода и всех питательных  веществ из крови капиллярной сети в тканевые клетки и выход продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в кровоток. Следовательно, систематические занятия физическими упражнениями, активизируя тканевый обмен, облегчают работу аппарата кровообращения, к концу стандартной физической нагрузки у тренированных лиц пульс и артериальное давление меньше повышается, чем у нетренированных.

При сердечнососудистой патологии большое значение имеет  постановка правильного дыхания, поэтому

в занятия, особенно в начальном периоде, необходимо включать достаточное количество дыхательных  упражнений.

Физические  упражнения, адекватные функциональному  состоянию лиц с различными патологиями, совершенствуют физиологические механизмы, регулирующие кровообращение, и повышают общую работоспособность сердечнососудистой системы.

Патология дыхательной системы у студентов  в основном представлена хронической  пневмонией, хроническим бронхитом, пневмосклерозом, бронхиальной астмой, остаточными явлениями после  перенесённого плеврита, компенсированными формами туберкулёза, в стадии стойкой ремиссии.

В процессе выполнения физических упражнений регуляция  дыхания поддерживается за счёт выработавшегося динамического стереотипа, объединявшего деятельность соответствующих мышечных групп с деятельностью дыхательного и сердечнососудистого аппаратов.

При мышечной работе наиболее полно раскрываются функциональные возможности дыхательной  системы. Под действием специальных  дыхательных упражнений раскрывается дополнительная капиллярная сеть альвеол, которые находились в спавшемся состоянии. Это улучшает тофические процессы в лёгких и предотвращает их склерозирование у больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы. Дыхательные

упражнения  способствуют рассасыванию экссудата  в альвеолах и выделению мокроты.

Любая физическая работа связанна с расходом энергии, освобождающейся благодаря  окислению органических веществ  в рабочих органах. По мере увеличения окислительных процессов возрастает и потребность в кислороде, возросшая потребность кислорода в свою очередь предъявляет повышенные требования прежде

всего к аппарату внешнего дыхания и  кровообращению, которые удовлетворяют  эту потребность усилием своей  деятельности. При повышении физических упражнений внешнее дыхание перестраивается  в соответствии с

характером  и интенсивностью мышечной деятельности. Постоянная тренировка обеспечивает более  экономную и полноценную работу лёгких. Адаптация к физическим нагрузкам углубляет дыхание, делает его ритмичным,

улучшает  газообмен, увеличивает газообмен, увеличивает коэффициент использования  кислорода, повышает степень насыщения крови кислородом.

Патологические  изменения, возникающие при хронических  заболеваниях дыхательной системы, ослабляют дыхательную мускулатуру  и нарушают бронхиальную проходимость. Систематические занятия физическими  упражнениями укрепляют дыхательную  мускулатуру. Просвет бронхов при  этом увеличивается, что ведёт к  более полноценному обновлению воздуха  в альвеолах и к улучшению  лёгочной вентиляции целом.

Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии  здоровья, способствуют укреплению организма, повышают его сопротивляемость заболеваниям, положительно влияют на

функции всех систем организма в их сложном  взаимодействии. 

Лечебная  физическая культура при нарушениях осанки и сколиозах

Занятия лечебной физкультурой при лечении  нарушений осанки начинают выработкой представления о правильной осанке. Общеукрепляющие упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающегося. Наиболее целесообразными для физических упражнений являются ИП лежа на спине и животе, стоя в упоре на коленях, на четвереньках. При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используют специальные упражнения в зависимости от вида нарушения осанки, способствующие нормализации искривлений позвоночника и восстановлению физиологических норм. Успех лечения в значительной мере зависит от систематического и длительного применения ЛФК, подкрепляемого выполнением комплекса упражнений в домашних условиях. Важно устранение причин нарушения осанки (разновысокость ног, «вредные позы», порочные позы при сидении, асимметричные физические нагрузки при ношении портфеля, неправильные положения тела в постели во время сна и др.).

Сколиозы. Сколиоз представляет собой постоянное боковое искривление позвоночника, развивающееся чаще в детском  и пубертатном (подростковом) возрасте (в период роста). Сколиозы делят  по этиологии на травматические, диспластические, паралитические, рефлекторно-болевые, врожденные и др. Сколиоз может развиваться в любой части позвоночника. По расположению искривления на протяжении позвоночника сколиозы делят на шейные, шейно-грудные, грудные, грудопоясничные, поясничные, пояснично-крестцовые и тотальные, охватывающие весь позвоночник. Сколиоз может состоять из одной дуги (С-образный), двух (S-образный) и более (многовершинный) дуг. Обязательным признаком сколиозов является торсия (поворот вокруг вертикальной оси) позвонков, сопровождающаяся характерным поворотом тела позвонка в выпуклую сторону и внешне проявляющаяся появлением увеличенного мышечного валика в поясничном отделе и реберного горба в области грудного отдела. Величина (степень) искривления может быть различной и в связи с этим предложено много классификаций сколиозов.

 Различают  4 степени искривления позвоночника (Чаклин В. Д.):

I степень  или начальная характеризуется  величиной угла отклонения (в  положении стоя) до 10°, отсутствием  фиксации искривления (деформации) (исчезает при вытяжении) и  слабой асимметрией в паравертебральной области;

II степень  имеет угол отклонения 11-30°, компенсаторное противоискривление, отчетливую асимметрию в паравертебральной области и частичную фиксацию искривления.

III степень  устанавливается при угле отклонения 31 - 60°, выраженной асимметрии  паравертебральной области, отчетливом реберном горбе, фиксированном искривлении.

IV степень  отличается углом искривления  более 60°, полной фиксацией  первичного и вторичных искривлений,  резко выраженной асимметрией  паравертебральной области, большим реберным горбом.

 Сколиозы, при которых искривление позвоночника  с течением времени увеличивается,  называют прогрессирующими. Лечение  сколиозов представляет трудную  задачу, требует длительного времени,  терпения и настойчивости. В  зависимости от возраста больного, степени искривления и быстроты  прогрессирования лечение различно, но многие его принципы сходны  или одинаковы. При начальной  степени сколиоза и не прогрессирующем  сколиозе II степени используют для  лечения лечебную физкультуру  как единственное или основное  средство. При других степенях  деформаций лечебная физкультура  используется как один из элементов  комплексной терапии в сочетании  с лечением вытяжением, фиксирующими  и корригирующими корсетами, хирургическим  лечением.

Задачи  лечебной физкультуры состоят в  обучении сохранению правильной осанки (в положении стоя, сидя, в рабочей  позе), улучшении дыхания, усилении мышц туловища, активной коррекции  функциональных нарушений, растяжении укороченных тканей  (связок и  мышц) путем активных асимметричных  и активно-пассивных регрессирующих упражнений и поз, стабилизации сколиотического процесса и исправлении на ранних стадиях болезни возникшего дефекта в возможных пределах. Занятия лечебной физкультурой способствуют устранению искривлений позвоночника или препятствуют их прогрессированию. Для этого используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении осевой разгрузки (в горизонтальном положении позвоночника). Это позволяет лучше увеличивать силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса и закреплять коррекцию деформации позвоночника. Обращают внимание на тренировку пояснично-подвздошных мышц и мышц ягодичной области.

В лечении  детей корригирующее действие лечебной физкультуры достигается применением  специальных симметричных и асимметричных  гимнастических упражнений. При воздействии  симметричных упражнений мышцы на стороне  выпуклости напрягаются больше, чем  на вогнутой стороне. Мышцы на вогнутой стороне больше растягиваются. Этим постепенно выравнивается мышечная тяга и уменьшается ее асимметрия, ослабевает миогенная контрактура на вогнутой стороне. Асимметричные корригирующие упражнения позволяют локально и в нужном направлении воздействовать на деформацию позвоночника. При торсии позвонков можно оказывать корригирующее воздействие поворотами пояса верхних конечностей или нижних. Подбор асимметричных упражнений производят с учетом локализации искривления и характера действия избранных упражнений на кривизну позвоночника. Если для исправления дефекта необходимо увеличить подвижность позвоночника (мобилизация), используют упражнения в ползании на четвереньках, упоре на коленях, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости. Лечебную гимнастику сочетают с массажем, используя на вогнутой стороне приемы на расслабление, а на выпуклой стороне - все приемы массажа и в большей дозировке. Занятия должны проводиться не менее двух раз в день по 20-30 мин и более. Ночью детям надо спать на ровной жесткой постели, для них необходимо обеспечить условия правильного сидения и освещения рабочего места. В двигательном режиме противопоказаны прыжки, упражнения с большими наклонами туловища вперед, акробатика, ношение больших грузов и т. п. Полезно широкое использование плавания, катания на лыжах.

 При  систематических занятиях гимнастикой  в течение нескольких лет повышается  тонус мышц, и они становятся  способными противостоять искривлениям  позвоночника. При I и II степенях  сколиоза средствами лечебной  физкультуры можно уменьшить  или устранить деформации. При  сколиозе III степени основная задача  состоит в том, чтобы приостановить  прогрессирование сколиоза. В случаях  прогрессирующих сколиозов лечебную  физкультуру применяют преимущественно  в специализированных учреждениях  в сочетании с фиксацией или  коррекцией искривлений гипсовой  кроваткой или корсетом и при  систематическом врачебном наблюдении. В этих случаях без строгих  показаний не допускают мобилизирующие упражнения. При оперативном лечении сколиозов методика лечебной физкультуры определяется этапом лечения, возрастом, общим состоянием, физической подготовкой пациента, характером примененного хирургического лечения. Кроме специальных упражнений, ставятся задачи общего развивающего их воздействия, улучшения осанки, укрепления мышечного корсета, улучшения функции дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем.

 При  С-образных грудопоясничных сколиозах  с вершиной между X грудным  и I поясничным позвонками, обусловленных  контрактурой подвздошно-поясничной  мышцы, используют специальный  метод лечебной физкультуры - тренировку этой ослабленной  мышцы. При сколиозах на почве  врожденных пороков развития  позвоночника необходима осторожность  в применении упражнении, направленных  на увеличение подвижности позвоночника. Методику лечебной физкультуры  разрабатывают совместно с лечащим  врачом. Проводят Избирательное  укрепление мышц путем применения  асимметричных упражнений и воспитания  хорошей осанки. 
 
 

Влияние  Физических упражнений. 

Рассмотрим  по подробнее функциональную взаимосвязь  в организме человека. Наружным покровом тела, защищающим организм от внешних  вредных воздействий и влияний  среды, является кожа, которая, кроме того несет функции раздражений, выделения и теплорегуляции.  Механической основой тела является скелет, к которому относятся кости и их соединения; вместе с мышцами он составляет опорно-двигательный аппарат, причем кости являются пассивной его частью, а мышцы - активной.  Функциями скелета являются: опора всего тела и всех его мягких частей (мышц, внутренностей); защита особо важных частей организма (мозг, сердце и другие); осуществление с помощью мышц произвольных движений.  Характер движений определяется геометрической формой суставов и расположением связок. Функции опорно-двигательного аппарата подчинены так называемой соматической (телесной) нервной системе. Все функции организма - движение, передача нервных импульсов, секреция желез, рост, воспроизведение потомства и прочие - связаны с лежащими в основе их процессами обмена веществ организма с внешней средой. Внешняя среда служит источником всех необходимых для организма веществ и той средой, в которой возникает все внешние изменения, поддерживающие функциональную активность и тем самым интенсивность обмена.

Информация о работе Устранение функциональных отклонений и компенсация остаточных явлений после перенесения заболеваний средствами физической культуры